Идея наших соревнований — провести большие гонки виндсерфинга на большой воде — привлекла в Зеленогорск 70 поклонников этого молодого вида спорта из Москвы, Минска, Киева, Таллина, Риги, Тбилиси и Уфы. Были, разумеется, представлены и ленинградские яхт-клубы, а также Кронштадт. Акватория в районе г. Зеленогорска, расположенного в 57 км от Ленинграда на северном берегу залива, была нами выбрана не случайно. Это — идеальное место для проведения соревнований по парусу. Благодаря большим глубинам дистанцию гонок можно установить в непосредственной близости от берега и сделать болельщиками тысячи отдыхающих, обычно заполняющих пляж. Здесь всегда есть ветер, плавная морская волна.
Гавань бывшего Терриокского яхт-клуба, действовавшего здесь в 1908—1912 гг., удобна для спуска виндсерферов на воду и выхода на дистанцию, если на пляж накатывается волна. На стыке июля и августа здесь обычно кончаются июльские штили, но еще не свирепствуют осенние ветры, хорошо прогрета вода.
Но то, что подготовила погода к нашим соревнованиям, показалось слишком суровым (надеемся, для первого раза!) многим спортсменам, ходившим преимущественно на закрытых озерах и водохранилищах. Предлагалось даже, не ожидая ослабления ветра, перенести гонки на озеро Разлив. Но какой бы это был «Приз открытого моря» — как неофициально называли наши соревнования? К тому же не лишне было вспомнить, что именно в таких условиях — на открытой воде, проводятся чемпионаты мира и Европы по виндсерфингу, участие в которых — не такая уж далекая перспектива для наших спортсменов.
Только в 16 часов, когда ветер стих до 4 баллов, в море вышли судейские катера и, борясь с метровой волной, к старту стали добираться виндсерфисты. Полтора десятка участников, чувствуя недостаточную подготовленность к подобным гонкам, осталось на берегу. Как можно было наблюдать, большинству спортсменов на дистанции пришлось решать две проблемы — удержать равновесие на волне и выбрать должным образом парус. Дистанция невелика — треугольник со сторонами по 600 м и финишная лавировка, — всего немногим более 2000 м, но каждый участок отмерен еще десятками падений для многих спортсменов, впервые оказавшихся на такой волне. Спасательный жилет или гидрокостюм были абсолютно необходимы — иногда после падения спортсмена виндсерфер по инерции проходил 10—15 метров и приходилось его догонять вплавь. Особенно трудным становилось управление виндсерфером на попутных курсах, когда спортсмену не легко найти баланс между тягой паруса и откренивающим моментом своего тела. Здесь, видимо, оптимальными были приемы, которыми пользовался эстонский спортсмен Евгений Печенкин. Он проходил полные курсы, стоя на колене, благодаря чему существенно понижался центр тяжести, и старался делать это в режиме серфинга — скольжения на гребне волны. Другие спортсмены вынуждены были просто дрейфовать к нижнему знаку с полощущимся парусом. Стоило выбрать парус как надо — и виндсерфер выжимало на ветер, либо человек падал в воду.
Вне конкуренции эту гонку, как и последующие четыре, прошел 23-летний спортсмен из Таллина, известный гонщик на буерах, Е. Печенкин. Он продемонстрировал хорошую общефизическую подготовку, имел в своем арсенале богатый набор приемов управления виндсерфером в свежий ветер. За месяц до соревнований участники гонок крейсерских яхт на Кубок Балтики были свидетелями, как Печенкин и его товарищи по клубу носились по Пирите при шестибалльном ветре, отрабатывая технику хождения на виндсерфере. В Зелено-горске гонка Евгения отличалась минимальным числом падений на дистанции, хорошей скоростью и удачной раскладкой галсов на лавировке.
В первой же гонке определяются основные конкуренты. Кроме эстонских виндсерфистов хорошую подготовку обнаруживают спортсмены из Белоруссии. Вторым финиширует представитель команды республиканского совета ДСО «Спартак» С. Котиков, четвертым — его одноклубник В. Юшко. Минчане, пожалуй, первыми у нас в стране приняли виндсерфинг как настоящий спорт и начали проводить соревнования. К нашим гонкам они имели самый большой опыт в спортивной борьбе, в том числе и на Балтике в г. Неринга, занимались специальной морской тренировкой в Одессе. И сейчас это позволило им добиться успеха.
Примерно 15 спортсменов не смогли пройти дистанцию первой гонки и судьи фиксируют только 29 результатов — половину из заявленных участников-мужчин!
Вторая гонка проходила хотя и при затихающем ветре, но в не менее сложной обстановке. На дистанции гулял все тот же метровый накат, тучи, закрывшие все небо, ухудшили видимость и настроение участников. Снова на финише первым был Печенкин, со 2 по 6 места заняли минские спортсмены. Из 38 вышедших на старт участников, гонку заканчивают только 8, около 10 виндсерферов с поломанными шарнирами, гиками или обессилевшими спортсменами были доставлены на берег мотолодками спасательной службы.
«Парус для всех!» — броский лозунг на афише соревнований. Но глядя на то, что происходило на дистанции, невольно брало сомнение: для всех ли? Борьба в гонке требовала такого же огромного напряжения и отдачи сил, как скажем, штанга. Было заметно, как тяжело давались метры дистанции для нескольких спортсменов, которым уже за 30, как часто отдыхали и молодые, но недостаточно тренированные виндсерфисты. Ну что же, — спорт есть спорт, и преимущества молодежи в нем естественны. Но можно быть уверенным, что виндсерфинг не потеряет своей привлекательности и как активный вид отдыха для людей любого возраста. Свидетельство тому живой интерес, проявленный к виндсерфингу собравшимися на берегу болельщиками.
Утро второго дня соревнований снова началось с шестибалльного зюйд-веста. Только после полудня наметилось ослабление ветра до четырех баллов, и на общем собрании участников решено было дать старт еще трем гонкам. Яркий солнечный день и хороший ветер превратили эти гонки в незабываемый праздник для участников и зрителей, которые потянулись на пляж. Хотя дистанцию пришлось принять сокращенной и только половина участников воспользовалась возможностью продолжить борьбу, гонки не потеряли своей остроты. Снова недосягаем был Е. Пе-ченкин, но уже можно было назвать имена и других сильнейших яхтсменов. При ослаблении ветра быстрее и увереннее пошли минчанин М. Маркевич, ленинградец А. Моржевиков, Т. Тоомара и Я. Кальдярв из Таллина. В этих гонках финишировали 29, 25 и 22 участника — свидетельство тому, что спортсмены уже начали осваиваться с ветром и волной.
По итоговым результатам, подведенным по четырем лучшим гонкам, победила сильная команда Белорусского Совета ДСО «Спартак», которой и был впервые вручен переходящий приз сборника по виндсерфингу. Кроме памятного кубка редакции победитель в личном зачете Е. Печенкин получил специальный приз, учрежденный Таллинской экспериментальной верфью спортивного судостроения за высокие спортивные результаты, показанные на серийном пластмассовом виндсерфере производства этой верфи. Заметим, что среди 60 снарядов, представленных на наших гонках, половина была таллинского производства. Выклеенные в матрицах из стеклопластика, их корпуса имеют хороший товарный вид, но вес (19—22 кг) существенно выше, чем у импортного виндсерфера — прототипа. Другим недостатком является незначительный подъем носовой части, вследствие чего снаряд нередко «подцепляет» гребни вйлн. Мачты из алюминиево-магниевой трубы многие спортсмены заменяют на более эластичные деревянные или стеклопластиковые, изготовленные самостоятельно.
Несколько слов об организации соревнований. Не будет преувеличением сказать, что почти все было сделано на общественных началах. Комитет по физкультуре и спорту при Ленгорисполкоме, спасательная служба города, дирекция Зеленогорского парка культуры и отдыха, Центральный яхт-клуб и многие другие организации оказали поддержку новому, еще не утвержденному официально виду спорта. Не все удалось так, как это должно быть на соревнованиях всесоюзного ранга, но мы надеемся, что первая проба сил на морской волне запомнится всем участникам.
Результаты соревнований по виндсерфингу
Личный зачет (12 лучших спортсменов)
1 — А. Печенкин, яхт-клуб, Таллин — 0 очков (1, 1, 1, 1, 1); 2 — А. Волков, «Локомотив», Минск — 19,7 (6, 3, 2, 2, 4); 3 — С. Котиков, «Спартак», Минск — 38 (2, 6, 6, 6, 11); 4 — С. Хивренко, Авиаремонтный з-д МГА, Минск — 41,7 (6, 2, 6, 1, 9); 5 — В. Юшко, «Спартак», Минск — 46 (4, 5, 13, н/с, 12); 6 — Я. Кальдярв, «Калев-1», Таллин — 47,7 (10, н/с, 3, 5, 10); 7 — Т. Тоомара, «Калев-М» — 53 (23, н/с, 10, 1, 5); 8 — А. Вильде, «Калев-1» — 55 (9, н/с, 5, 10, 8); 9 — П. Мосальцев, Авиаремонтный з-д, Минск — 58,7 (8, н/с, 18, 9, 3); 10 — Г. Батарин, «Калев-1» — 62,7 (3, н/с, 9, 11, 19); 11 — П. Хмурович, Авиаремонтный з-д, Минск — 67 (14, 4, 14, 14, 13); 12 — М. Маркевич, «Спартак», Минск — 69 (н/ф, н/с, 4, 8, 2).
Примечание: Сумма очков — по 4 лучшим гонкам; н/с — не стартовал; н/ф — не финишировал.
Командные результаты
1 — «Спартак», Минск (153 очка); 2 — «Калев-1», Таллин (167,4); 3 — Авиаремонтный з-д, Минск (169,7); 4 — «Локомотив», БССР (265,7); 5 — яхт-клуб, Таллин (298); 6 — Тбилиси (340); 7 — «ЛКИ-1», Ленинград (347,4); 8 — ИЯЭ АН БССР, Минск (403); 9 — Москва (492); 10 — сб. яхт-клубов Ленинграда (511).