В прошедшем году подготовка к чемпионату СССР по парусному спорту осуществлялась, как известно, в двух группах спортсменов. В группу А вошли члены сборной команды страны по парусу и кандидаты в сборную, имеющие новейшую гоночную технику, приобретенную у ведущих зарубежных фирм. В группе Б разрешено было выступать только на материальной части отечественного производства или поставляемой верфями ПНР и ГДР. При этом яхтсмены обеих групп имели возможность встретиться только на трех всесоюзных соревнованиях: в начале сезона«на регате на приз газеты «Слава Севастополя», в июне в Туапсе — на международной регате «Дружба» и на чемпионате Союза, который проводился в Севастополе в конце октября.
Группа А была сформирована по результатам предыдущего сезона 1976 г. Яхтсмены, выступавшие ранее на яхтах, построенных ведущими зарубежными фирмами, а теперь не попавшие в группу А, вынуждены были выступать па яхтах для группы Б. Только одержав победу в группе Б, спортсмен завоевывал право вновь вернуться на свое судно.
Таким образом, сезон 1977 г. стал для нашего парусного спорта сезоном экспериментальным. Цель этого эксперимента заключалась не только в том, чтобы изолировать сборную страны от общих проблем развития спорта в стране, облегчить ее подготовку к Олимпиаде; имелось в виду обеспечить приток в сборную наиболее талантливых и перспективных спортсменов из группы Б, причем этот отбор должен был проходить в условиях борьбы на равных, поскольку в группе Б, теоретически, должно было быть исключено влияние качества материальной части на результаты соревновании.
Рассмотрим итоги главной встречи сезона — севастопольского чемпионата страны.
В классе «Финн» в гонках приняли участие 40 спортсменов, из них 12 в группе А. Конечно, неожиданностей не было и быть не могло: первые 8 мест сводной таблицы результатов (по 4 лучшим гонкам из 5 проведенных) заняли яхтсмены группы А. В отсутствие наших сильнейших «финнистов» А. Балашова и Б. Захарова, выступавших в это время за рубежом, отличные результаты показали молодые спортсмены (перечислены в порядке запятых мест): Николай Корячкин, Сергей Хорецкнй, Андрей Мудриченко, Валерий Разумов. С. Хорецкнй начал чемпионат великолепно — он одержал победы в трех первых гонках и только дисквалификация в четвертой гонке лишила его чемпионского титула. Эта группа лидеров определилась довольно четко в ходе первых же гонок и показала очень плотные результаты.
В группе Б победителем стал Анатолий Чередниченко, занявший в общем зачете 10-е место.
Аналогичная картина оказалась и в классе «470» — первые 9 мест среди 32 соревнующихся экипажей заняли спортсмены из группы А. Победили М. Кудрявцев и Э. Терехин. Чемпионы Европы в этом класс братья Юрий и Василий Корячкины выступали несколько неровно: как и победители, они дважды пришли первыми и один раз — вторыми, но в одной из гонок не финишировали и в результате смогли занять только 2-е место. В группе Б победили С. Гришин и С. Ананьев, по следует заметить, что среди 20 экипажей, которые они опередили, было довольно мало спортсменов высшей квалификации. Большинство участников в классе «470» оказались сравнительно молодыми — от 17 до 22 лет.
В гонках «Летучих Голландцев» участвовало 28 экипажей (по 14 в каждой группе). Чемпионами стали паши олимпийцы В. Леонтьев и В. Зубанов. Трижды они приходили к финишу первыми, один раз — вторыми, а во второй гонке, проходившей в очень сильный ветер, не смогли взять старт: их швертбот опрокинулся. Досадная оплошность и опасения за сохранность великолепной яхты не позволили им продолжить эту гонку. Первыми ее закончили Валерий Гусенко и Владимир Груздев — признанные мастера хождения в сильные ветра. По итогам соревнований они заняли 2-е место, причем выступал этот экипаж на «Голландце», капитально отремонтированном и модернизированном его строителем Г. Щегловым. При ремонте были учтены накопленный опыт эксплуатации этой яхты, индивидуальные особенности экипажа и новейшие достижения зарубежных фирм. Своим успехом в гонках среди яхт, построенных на лучших зарубежных верфях, В. Гусенко еще раз показал, какие возможности остаются скрытыми у той же Ленинградской экспериментальной судоверфи ВЦСПС. Разве мы не могли бы строить здесь по пять-шесть подобных яхт в год?
В. Леонтьев и В. Зубанов выступали на чемпионате за Армянскую ССР. Примечательно, что и в группе Б победителем стал экипаж из этой республики: А. Логунов и Н. Нрасула (8-е место в общем зачете). Они смогли обойти 7 экипажей из группы А, продемонстрировав мастерство управления сложной и спортивной лодкой, какой является «Голландец».
Среди 25 экипажей, выступавших па катамаранах «Торнадо» (13 из них в группе А), чемпионами страны стали братья Виктор и Александр Потаповы, четыре раза подряд приходившие к финишу первыми. Это — лучший результат севастопольского чемпионата, причем показанный в гонках с различными погодными условиями и переменчивым ветром. Последнюю гонку катамаранов пришлось провести в Севастопольской бухте — в море сильно штормило. Здесь быстроходным и сравнительно большим двухкорпусным яхтам было довольно тесно, рулевым приходилось быть предельно осторожными в управлении, чтобы избежать столкновений.
Гонки показали, что, кроме чемпионов, еще, по крайней мере, пять экипажей (в порядке занятых мест: В. Кривошей, В. Дякип, А. Померантс, Я. Кливер) будут оспаривать право на участие в олимпийской регате. В группе Б сильнейшими были В. Пелихов и В. Соколов, занявшие 10-е место в общем зачете.
В гонках на яхтах класса «Солинг» победу одержал олимпийский экипаж Б. Будникова, основным конкурентом которого был «Солинг» под управлением Ильи Михайлова из Азербайджанской ССР. Разрыв между этими экипажами в итоговой таблице чемпионата составил всего 4 очка. Первые 10 мест заняли экипажи из группы А, но здесь разница в материальной части между группами была особенно заметной. В группе Б все 10 судов представляли собой не что иное как яхты класса «22», построенные Таллинской экспериментальной верфью спортивного судостроения (победу одержал К. Салаженков, занявший общее 11-е место и обошедший всего одни «настоящий» «Солинг»). Хотя яхты класса «22» строятся уже в течение ряда лет, до сих нор, к сожалению, этот класс не имеет официальных правил обмера и постройки. Неудивительно, что многие яхты не имеют мерительного свидетельства! Это сказывается на спортивном уровне соревнований и нередко ставит в затруднительное положение мерителей. Так было, например, и на этом чемпионате, когда пришлось аннулировать результат ленинградского экипажа за отверстия, просверленные в фальшкиле.
Флот «Звездного» класса на чемпионате был наименее представительным — всего 10 яхт, причем все из группы А. Четыре раза финишировал первым В. Манкин и неизменно вторым оказывался В. Васильев. Только в третьей гонке, умело используя сложные заходы ветра во время финишной лавировки, первым закончил гонку экипаж Я. Элинониса (Латв. ССР); по сумме зачетных очков этот экипаж стал бронзовым призером чемпионата.
Говоря об итогах чемпионата и минувшего сезона 1977 г. в целом, надо признать, что оправдались далеко не все надежды, возлагаемые на систему с разделением на группы А и Б. В группе Б так и не получилось борьбы на равных — слишком разношерстной и далеко не всегда высокого качества оказалась материальная часть. И в то же время немало прекрасных яхт зарубежной постройки оказалось фактически на простое в течение всей навигации, поскольку у организаций-владельцев не нашлось спортсменок, успевших завоевать право выступать в группе А, а в группе Б на этих «слишком хороших» яхтах гоняться запретили. С другой стороны, в ряде случаев на местах упал интерес к чемпионату: не было смысла посылать в Севастополь яхтсмена, который раньше кренировался на яхте высшего класса, а теперь был бы вынужден выступать на случайном судне заведомо худшего качества. Наконец, не все благополучно было и с соблюдением принципа допуска участников чемпионата страны в группе А. В частности, сюда пошел ряд спортсменов Вооруженных Сил, еще не завоевавших такого права и гонках.