Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Спорт / Водномоторный спорт / 1979 год / Вторые всесоюзные соревнования водномоторников «Звездный-78»
    Подкатегории раздела
    Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов


    Поделитесь информацией


    Похожие статьи
    XIX всесоюзные соревнования водномоторников 1985 года
    Вторые всесоюзные соревнования по судомоделизму 1985 года
    Всесоюзные соревнования по водномоторников на призы «КиЯ» 1989 года
    Четвертые Всесоюзные соревнования на приз «Катера и яхты»
    III соревнования водномоторников на приз «Катера и яхты»
    Третьи всесоюзные соревнования на приз «Катеров и яхт»
    VII Всесоюзные соревнования на приз «Катеров и Яхт» 1973 года
    VIII Всесоюзные соревнования 1974 года на приз сборника
    IV всесоюзные соревнования крейсерских яхт на Кубок Балтики
    Вторые соревнования на байдарках под парусом на приз сборника
    IX Всесоюзные соревнования на приз сборника 1975 года
    V всесоюзные соревнования крейсерских яхт на Кубок Балтики
    Вторые соревнования на Кубок Онежского озера 1975 года
    III Всесоюзные соревнования яхт на Кубок Черного моря


    Вторые всесоюзные соревнования водномоторников «Звездный-78»

    Год: 1979. Номер журнала «Катера и Яхты»: 79 (Все статьи)
              0


    В 1978 г. Комиссия многодневных соревнований при активной поддержке Управления военно-технических видов спорта ЦК ДОСААФ провела уже вторые всесоюзные соревнования водномоторников, занимающихся дальними спортивными плаваниями. На этот раз центром «звезды» был героический Волгоград. «Звездный-78» был посвящен 60-летию ВЛКСМ и 35-летию Сталинградской битвы.

    Подготовка и организация второго «звездного» началась практически сразу после успешного завершения первого — еще в Ленинграде в конце июля 1977 г. Учитывая полученный опыт и пожелания, высказанные участниками и судьями на конференции (см. сборник №72), в Положение об организации и проведении соревнований внесли существенные изменения, которые коснулись, прежде всего, чисто спортивной стороны вопроса. Лимитировали общую протяженность маршрута (не менее 3300 и не более 6000 км), ввели в программу встречи серию скоростных гонок на кольцевой спортивной трассе (2X5 миль), отработали очковую систему подсчета результатов соревнований. Теперь каждый экипаж, допущенный к соревнованиям, сразу же получал свой стартовый номер и должен был нести его как на протяжении всего ДСП, так и на скоростных гонках. Иначе были сформулированы и требования к спортивной квалификации участников: теперь все они должны были иметь разряд не ниже II, капитан судна — не ниже I.

    К сожалению, по ряду причин это Положение, хорошо отработанное общими усилиями, утвердили и разослали по местам с некоторым опозданием. Еще хуже, что, вопреки решению президиума ФВМС, «Звездный-78» так и не был включен во всесоюзный календарь. Я подробно перечисляю все эти «накладки», существенно осложнившие проведение соревнований, чтобы в будущем такие промахи не повторялись.

    Во II «звездном» походе водномоторников и гонках в Волгограде в общей сложности приняли участие 42 экипажа из 14 городов страны — Волгограда, Днепропетровска, Иванова, Киева, Кременчуга, Куйбышева, Ленинграда, Львова, Москвы, Ровно, Таллина, Тольятти, Уфы, Череповца. Собственно в соревнованиях по ДСП с финишем в центре «звезды» 21—22 июля участвовало 34 экипажа. Показательно, что только 20 из них получили зачет по всем пройденным ими трассам. Строгие судьи, сравнив отметки в крейсерской книжке с утвержденным планом-графиком, 7 экипажам не засчитали вообще ни одной трассы!


    Число участников «Звездного-78» было больше, чем в первом походе предыдущего 1977 г., однако оно оказалось, по крайней мере, втрое меньше, чем ожидалось. Положение, хотя и с некоторым опозданием, было разослано в 42 города и по предварительным переговорам наша комиссия полагала, что в Волгоград пойдет не менее 100 судов! Впоследствии же выяснилось, что многие городские комитеты ДОСААФ отнеслись к новому для них делу, требовавшему очень большой черновой, подготовительной работы, несколько легкомысленно, «раскачиваться» стали, когда было уже и вовсе поздно. Нескольким городам ФВМС отказала в участии в «Звездном-78» из-за невыполнения организаторами на местах ряда основных пунктов Положения; ЦК ДОСААФ счел нецелесообразным участие в походе далеко расположенных городов Сибири: так, в вызове на соревнования было отказано командам Якутска, Новосибирска, Кемерова, Павлодара.

    По Положению каждая команда должна была состоять из трех экипажей; при меньшем числе судов результаты шли только в личный зачет. В командный зачет шла сумма результатов всех трех экипажей, показанных как в ДСП, так и в скоростных гонках.

    Поскольку многодневные соревнования по ДСП на судах народного потребления приобретают популярность, стоит, видимо, сказать несколько слов о применяемой системе зачета. За общее число пройденных в ДСП трасс начисляется: за каждую зачтенную судьями трассу III категории сложности (см. №72, таблицу) — 15 очков, И категории — 6 очков. Естественно, незачтенная трасса ни одного очка не дает.

    За сокращение расчетного времени прохождения трассы (но не более чем на 1 день) судьи добавляют 5 очков. За опоздание на финише следует штраф из расчета 1 очко за 1 час опоздания. Неопрятный вид или неудовлетворительное техническое состояние судна (включая повреждения, неукомплектованность) штрафуются 2 очками, небрежное оформление крейсерской книжки — 3, судового журнала — 2. Наконец, за отказ от участия в скоростных гонках полагается штраф 20 очков.

    Очки за каждую из скоростных гонок начисляются по формуле 20(N—n):N, где N — число судов, принявших старт, а n — занятое место.




    Информация об изображенииКоманда Киева, победитель II «Звездного» похода
    Команда Киева, победитель II «Звездного» похода
     
    Очень сильную команду выставила столица Украины: в ее состав входили шесть испытанных «мореходов», шесть мастеров спорта во главе с Юрием Сергеевичем Окороковым. Киевляне очень хорошо подготовились к соревнованиям; как и следовало ожидать, они заняли 1-е командное место и завоевали Памятный кубок, они же оказались победителями в личном зачете (см. фото).

    Теперь можно детально разобраться — из каких слагаемых составилась их победная сумма 240 очков (на целых 100 очков больше, чем у команды, занявшей 2-е место). Киевляне спустились по Днепру до Запорожья, оттуда, уложившись в предусмотренный ка это разрядными требованиями срок, быстро перебросили лодки сушей в Бердянск и вышли в Азовское море. Пройдя Волго-Дон, они, однако, повернули не вверх — к Волгограду, а вниз — выполнили в точном соответствии с заранее утвержденным графиком плавание до Астрахани, а уже оттуда направились к центру «звезды». Общая протяженность их пути — 6000 км.

    Детально изучив все их отчетные материалы, судейская коллегия отметила, что киевляне прошли 4 трассы III категории, причем две из них — с опережением графика. Каждый экипаж получил (15X4)+(5X2)=70 очков, однако за недостатки в оформлении крейсерской книжки последовал штраф 3 очка. Таким образом, команда за ДСП набрала 67X3=201 очко! Занятые в скоростных гонках 1, 4 и 12-е места дали еще 39 очков.

    Остается добавить, что экипаж Ю. Окороков — А. Русак шел на «Оби-М» с «Нептуном-23»; Е. Митрофанов — Н. Митрофанова — на «Прогрессе» с «Вихрем-М»; В. Чеберяк — В. Гончаров — на «Оби-М» с «Вихрем-М».

    Самые многочисленные команды выставили Москва и Уфа — по пять экипажей. Уфимская команда, возглавляемая В. П. Токаревым, состояла из студентов и преподавателей авиационного института. Хорошо подготовленные и оснащенные («Казанки-5» и «Вихри-30») уфимцы, впервые участвующие в столь крупных соревнованиях, зврекомендовали себя с самой лучшей стороны: в этом коллективе радовали и четкая организация, и дисциплина. Спортивные результаты уфимцев в гонках оказались неплохими, а вот за ДСП очков они набрали мало — ведь их маршрут включал всего 2 трассы III категории. Сумма трех лучших экипажей — это 40+43+38=121 очко, в итоге — 4-е командное место.


    Команда Москвы (капитан — ввтор этих строк) состояло из спортсменов трех водно-моторных клубов («Меридиан», «Фрвгат», «Десант») и автозаводе имени Ленинского комсомола. Мы так спланировали маршрут, чтобы пройти 3 трассы 111 и 1 трассу 11 категории, плюс к тому — заработали 15 очков за опережение графика на трех трассах, однако были жестоко наказаны за несвоевременную подачу отчетных документов по ДСП в судейскую коллегию: вообще не получили командного зачета. Это обидно вдвойне, поскольку с суммой 218 очков мы могли бы претендовать на первое место. Думаю, этот урок пойдет на пользу не только нам...

    К сожалению, сдала свои боевые позиции одна из лучших команд «Звездного-77» — команда Львова. Сложилось впечатление, что руководители областной федерации ВМС просто не сумели поднять в течение одного сезона и проведение своего марафона «Львовская весна-78» и настоящую подготовку к участию в «Звездном-78». А ведь потенциал львовян очень велик — это всем известно. В Волгоград пришли только два экипажа — К. Обары и Ю. Емца, к тому же один из них зачета по ДСП не получил, а в гонках не участвовал.

    Информация об изображенииГруппа участников «Звездный-78» на Мамаевом кургане
    Группа участников «Звездный-78» на Мамаевом кургане
     
    Остается сожалеть также, что одна из лучших в нашей стране секций ДСП, работающая при спортклубе «Двигатель» г. Таллина, по причинам финансового порядка сумела выставить только один экипаж. М. Ефремову и Ю. Малышеву пришлось преодолеть, пожалуй, наибольшие сложности (4 трассы III категории), однако и они зачета не получили. Их «Прогресс-4» с двумя «Вихрями-М» стартовал из Ленинграда. На Рыбинском водохранилище им довелось в полной мере испытать его крутой нрав: из-за шторма и выхода из строя мотора таллинцы были вынуждены вернуться в Череповец и выбились из графика. После Казани они свернули вверх по Каме и прошли р. Вятку до Кирова, «набирая километры». Здесь мне удалось дважды встретить этот экипаж. Уверенные действия, хорошая подготовка, максимальная протяженность маршрута позволяли надеяться на успех в личном зачете, однако исключительно тяжелые метеоусловия на каскаде волжских водохранилищ все же подвели этот, безусловно, очень сильный экипаж: эстонцы на финиш опоздали.

    Надо сказать, что большинство команд шло к Волгограду с Верхней Волги и лишь три — снизу, от Астрахани. И те, кто проходил Волгу сверху в период 17—21 июля, испытали на себе силу 4—8-балльного встречного ветра и волн Куйбышевского, Саратовского и Волгоградского водохранилищ. Из-за непогоды многие экипажи не могли финишировать в установленные сроки, ввиду чего судейская коллегия приняла решение перенести время финиша на сутки. И даже несмотря на это, опоздавшие были.


    Не повезло и сильной команда г. Тольятти (три экипажа) во главе с к. м. с. Б. Самохваловым, составленной на базе местного «Куйбышев-фосфор». По реке Урал они спустились в Каспий и в тяжелейших морских условиях пробивались в дельту Волги. Думаю, что такой маршрут, интересный как чисто туристский, с познавательной точки зрения, в качестве спортивного — недопустим: слишком велика зависимость от изменчивого характера свирепого Каспия!

    Команды Днепропетровска (два «Прогресса-2» с «Вихрями-30»; 3-е место) и Ровно («Прогресс» и «Крым» с «Вихрями-30»; 5-е место) поднимались по Днепру до Орши, а команда Кременчуга (две «Казанки» и «Крым» с «Вихрями»; 2-е место) — по Десне до Брянска. Потом следовала переброска сушей в Москву и Орел соответственно, и уже дальше — путь по Москва-реке и Оке, а затем по Волге.

    Необходимо, к сожалению, отметить, что финиш в Волгограде был организован на низком уровне. Представители ГК ДОСААФ и местной федерации ВМС подошли к делу явно «без души» — совсем не так, как это сделали год назад радушные ленинградцы. Практически чуть пи не вся работа на финише «Звездного-78» оказалась переложенной на плечи москвичей — оргкомитета и судейской коллегии, возглавляемой А. М. Гарусовым.

    Информация об изображенииМосковский экипаж И. Марчук — П. Кострюков, занявший 3-е место в личном зачете
    Московский экипаж И. Марчук — П. Кострюков, занявший 3-е место в личном зачете
     
    А вот скоростные кольцевые гонки были проведены иначе — на вполне нормальном уровне, четко, красочно, интересно. Объяснение простое: они были вписаны в программу зональных соревнований на первенство РСФСР, проводимых в те же дни в Волгограде! Гонки проводились на спортивной трассе, соответствующей международным стандартам — с одним буем на повороте. Показательно, что многие участники «звездного» стартовали на такой трассе впервые; отсюда — нечеткие старты, неуверенное прохождение поворотов. Однако уже во второй гонке новички чувствовали себя значительно спокойнее.

    По общему мнению, на местах нужно культивировать и скоростные соревнования судов народного потребления на кольцевой трассе, состязания в слаломе, ралли и т. п. Такая разносторонняя спортивная подготовка, безусловно, поможет при проведении и ДСП и обычных маршрутных гонок.


    В классе Т-500 великолепно выступил представитель г. Куйбышева В. Хурсов на самодельной мотолодке «Кадет» (см. сборник №75): он на полкруга обошел занявшего официальное 1-е место И. Володина! Куйбышевцу, не имевшему зачета по «звездному», был вручен специальный приз за победу в гонках и еще один приз — за лучший результат на самодельной лодке. Попутно отмечу, что призом за конструкцию была отмечена также мотолодка «Радуга» (автор проекта Ю. А. Зимин), на которой пришел в Волгоград, увы, без зачета по ДСП, ленинградский семейный экипаж — С. и Л. Уткины.

    Наиболее представительными были соревнования в классе Т-500: многие спортсмены отдали предпочтение относительно новому мощному мотору «Вихрь-30».

    По сумме очков за ДСП и две гонки победителями стали команды Киева, Кременчуга и Днепропетровска, а в личном зачете экипажи: 1 — Е. Митрофанов и Н. Митрофанова (Киев); 2 — Ю. Окороков и А. Русак (Киев); 3 — И. Марчук и П. Кострюков (Москва).

    Победителями по сумме двух скоростных гонок стали: в классе Т-350 — экипаж Ю. Окорокова; в Т-500 — И. Володин и Ю. Рябов (Уфа); в Т-700/1000 — И. Марчук и П. Кострюков (Москва).

    Для участников «Звездного-78» была проведена автобусная экскурсия по памятным местам города и ряд других мероприятий. Спортсмены возложили венок у Вечного огня и на Мамаевом кургане.



    Состоялась II Всесоюзная конференция водномоторников, занимающихся многодневными соревнованиями. Собравшиеся констатировали, что, несмотря на все трудности организационного порядка, «Звездный-78» прошел успешно, участники соревнований достойно пронесли флаги своих городов и обществ, проведена значительная работа по развитию массовости водно-моторного спорта, популяризации ДСП и состязаний на судах народного потребления.

    В ходе обсуждения особое внимание было уделено новым нормативам по ДСП (см. №72). Безусловно, это важнейший на сегодня вопрос. По сути дела от его решения зависит все дальнейшее развитие ДСП и многодневных соревнований. Попытаюсь коротко выразить общее мнение участников конференции.

    Прежде всего, существующие нормативы — слишком жесткие: об этом прямо свидетельствует общее число незачтенных трасс! Скажем, прохождение трассы III категории (1500 км) за 5 суток — задача трудновыполнимая, особенно, если таких трасс будет на маршруте две, три или даже четыре, как это необходимо для выполнения норматива мастера спорта. Успешное выполнение таких нормативов возможно только в исключительно благоприятных условиях и, как подтверждает, в частности, опыт проведения уже двух «звездных», зависит больше от везения, чем от квалификации участников.

    В «Звездном-78» я шел на «Суперкосатке» с двумя «Нептунами-23», рассчитывая получить зачет по 4 трассам по 1500 км. На третьей трассе — осечка: уже давно будучи мастером спорта и имея соответствующий опыт, я в установленную 5-суточную норму не уложился. Да и никто из нашей команды эту норму не выполнил: в зачет нам вошли только 600 км (II категория)!

    Надо прямо сказать, что подводят чаще всего даже не капризы погоды, а выходы из строя техники (иногда и заправка топливом). Только один из пяти наших экипажей (И. Марчука) практически не имел серьезных поломок моторов. У меня на одном из моторов развалился коленвал из-за усика стопорного кольца поршневого пальца. Нелепо, но... Блестящее знание матчасти «Вихрей» показали П. Максимов и А. Легкий: их золотые руки позволяли выполнять сложнейший ремонт в полевых условиях, а то и в ночное время — за счет отдыха. В ряде случаев решало дело просто наличие либо отсутствие тех или иных запчастей.

    Удачно прошли 6000 км только киевляне. Но, во-первых, все их экипажи без исключения состояли из мастеров спорта, а во-вторых, сопряжено это было с таким напряжением, которое прямо ставит под угрозу здоровье людей. В 1977 г. один экипаж таллинского «Двигателя» с большими трудностями прошел 6000 км и уложился в нормативы, но после этого один из спортсменов был надолго отстранен врачом от всяких занятий спортом.

    Одним словом, эти нормативы необходимо менять.

    Нормативы совершенно игнорируют возможность привлечения к ДСП водномоторников, плавающих на водоизмещающих судах. Нельзя же требовать, чтобы судно, имеющее скорость 12 км/ч, выполняло тот же норматив, идя «полным вперед» 27 часов в сутки.

    Введение в нормативы скоростных гонок большинство участников конференции одобрило.

    В настоящее время прорабатывается проект новых разрядных норм на 1981—1984 гг. Пользуясь случаем, прошу всех водномоторников и заинтересованные организации направлять в ФВМС СССР свои замечания и предложения.

    Говорилось на конференции и о совершенствовании программы «звездных» соревнований. Одно из предложений мне представляется очень интересным. Спортсмены проходят в установленном порядке трассы с выполнением определенных нормативов и собираются в каком-то промежуточном пункте, откуда дается общий старт многоэтапной маршрутной гонке на 600 ипи 1500 км с раздельными финишами, скажем, через 300 км (как это делается, например, на «Львовской весне»). Зачет осуществляется по сумме времени, затраченного на прохождение этапов. Все экипажи окажутся в равных условиях — не будет так, что кому-то повезло с погодой, а кому-то не повезло, соревнования будут более динамичными и зрелищными, возрастет их спортивный уровень и агитационное значение.

    «Звездный-79» будет проходить в рамках прошлогоднего Положения. Центром «звезды» с финишем 27 июля будет г. Тольятти.


    Понравилась ли вам эта статья?
    +1

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Очередные VI гонки крейсерских яхт на Кубок Черного моря 1978 года
    Московская гонка крейсерских яхт-одиночек 1978 года
    Гонки крейсерских яхт на Малый кубок Днепра в 1978 году
    Мировые достижения советских водномоторников в 1978 году
    24-е гонки марафон «6 часов Парижа»
    Соревнования на Большой приз Эмбасси в Бристоле 1978 года
    Кен Ворби: следующая цель 560 км/час
    Рекорд скорости для океанских гоночных катеров OPI
    Гонки яхт на Минитонный кубок в 1978 году
    V чемпионат мира по виндсерфингу 1978 года
    Виндсерфингисты в борьбе за рекорд скорости
    XXXII чемпионат Европы по воднолыжному спорту 1978 года
    IX Всесоюзные гонки крейсерских яхт на Кубок Волги в 1978 году
    Новый чемпион мира по океанским гонкам
    Рекорд скорости на дизельном судне

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Вторые всесоюзные соревнования водномоторников «Звездный-78»

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Тони Фахей и его глиссер «Бритиш Пэсьют»
    «Ромовый рейс» — гонка яхтсменов-одиночек через Атлантику
    Международные гонки на Кубок Георгия Димитрова
    Первая встреча на Кубок СССР по виндсерфингу
    XIII соревнования по водномоторному спорту на приз сборника «КиЯ»
    IV традиционный марафон в Собинке
    Традиционный «Звеэдный» поход по ДСП 1979 года
    Очередной чемпионат СССР по буеру 1979 года
    Чемпионат Европы по буеру в классе «DN» 1979 года
    Успех польских буеристов на чемпионате мира 1979 года
    Буерный спорт в Сибири
    Йеркская регата олимпийских классов 1979 года
    VII соревнования на разборных судах под парусами на приз «КиЯ»
    Водно-моторный 24-часовой марафон в Руане 1979 года
    IX всесоюзные соревнования крейсерских яхт на кубок Балтики


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 20 + 13 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории