Двадцать пятая по счету гонка «Под мостами Парижа» состоялась 7 октября прошлого года и, как всегда, привлекла огромное количество болельщиков и самых именитых гонщиков, выступающих в классах скутеров.
На старте выстроилось 60 скутеров; среди них не менее десяти принадлежали американским спорт-сменам.
За четверть века, прошедшие со времени первой гонки, средние скорости ее участников возросли втрое; со скромных 46,49 км/ч до поистине драматической цифры 146,8 км/ч — рекорда, установленного в 1978 г. англичанином Бобом Спалдингом и американцем Биллом Сиболдом на катамаране, оснащенном мотором «Меркюри». Однако на этот раз очередного рекорда скорости, как ожидалось всеми, установлено не было (к слову сказать, впервые за несколько последних лет). Нет сомнения в том, что на двадцать пятом марафоне новейшие гоночные шестицилиндровые «Меркюри-Т4», значительно более мощные (явно мощнее 300 л. с.1), чем «ТЗ» Спалдинга, не показали себя в полную силу. В течение всех 6 часов команду фирмы «Меркюри» преследовало множество мелких и крупных неудач, начиная от поломки скутера Билла Сиболда и кончая рядом неисправностей в моторах-монстрах. Результатом стало поражение «Меркюри».
Разумеется, сыграла роль и возросшая надежность новых гоночных машин концерна «ОМС» («Эвин-руд»/«Джонсон»), Выступавший за эту фирму голландец Кеес Ван дер Велден (его напарником был Том Росей из США) захватил лидерство уже на четвертом круге и сохранил его до самого конца шестичасовой «карусели». Их катамаран класса OZ, построенный на собственной верфи Ван дер Велдена, с мотором «Джонсон» развил среднюю скорость 144,9 км/ч; другими словами, за 6 часов он совершил 185 кругов по 4,7-километровой трассе вокруг острова Синь у подножия Эйфелевой башни.
Второе место занял «знаменитый маэстро парижского марафона» — в прошлом четырежды бывший его победителем итальянец Ренато Мо-линари. Вместе с американцем Ларри Вудсом он также выступал за «Эвинруд»; их средняя скорость составила 144,1 км/ч. Естественно, скутер был сконструирован Молинари.
Третье место (лучшее для фирменной команды «Меркюри») занял катамаран, ведомый Мишелем Вернером из ФРГ и голландцем Хэнком Бринкером. Они выступали с менее мощной, но уже хорошо испытанной машиной предыдущей модели «ТЗ». Начав гонку восьмыми, Вернер и Бринкер медленно, но верно приближались к призовому месту, чему также в немалой степени способствовали аварии и поломки эффектно опережавших их соперников, идущих на самой современной технике.
Кстати сказать, аварии начались вскоре после старта. На катамаране американца Джимбо Мак-Коннела в момент огибания поворотного буя оторвало левый спонсон. Лодку, исчезнувшую в облаке брызг, развернуло и по инерции отбросило к берегу так удачно, что пострадавший без единой царапины выбрался на набережную. Зато медленно плывущие по течению обломки—следы только что произошедшего «кораблекрушения» — начали выводить из строя суда других гонщиков. На четвертом круге шедший впереди всех Билл Сиболд вынужден был подойти к берегу, чтобы заменить сломанную подводную часть своего мотора. Эта заминка стоила ему победы — он уже так и не смог занять положения, сулящего успех. Тремя часами позже он вынужден был окончательно выйти из игры: на его катамаране с новым «Мерк-Т4» оторвался от обшивки транец!
Вторая лодка, на которую возлагала надежды команда «Меркюри» (экипаж — англичанин Том Персивал и американец Ли Саттер), в начале четвертого часа окончательно сошла с дистанции; даже самые опытные из обслуживающих команду фирменных механиков выбились из сил, борясь с бесконечными капризами «Т4». Так и вышло, что в классе OZ поле боя осталось свободным: победу оспаривали три экипажа, представлявших команду «ОМС».
После остановки Билла Сиболда вперед вырвался Ван дер Велден, вторым шел англо-американский экипаж Боб Спалдинг — Кен Стевенсон на катамаране с «Джонсоном», третьим — экипаж Молинари. Это трио, несмотря на все перипетии борьбы, шло в таком порядке в течение 3,5 часа.
Между тем нисколько не менее острая борьба развернулась в двух других «младших» классах. В классе ON (1500—2000 см3) голландцы Бауер и Клинкхамер к концу первого часа уже опережали ближайших соперников на три круга, а еще через два часа увеличили разрыв до восьми кругов. Они уже предвкушали победу, когда их начали понемногу догонять англичане Джекки и Марк Вилеоны (отец и сын). В начале четвертого часа англичане отставали от лидера на 12 кругов. В течение следующего часа они потеряли целых 20 минут на ремонт трещины в топливном баке. Казалось бы, надежд никаких! Однако англичане решительно бросились 4 погоню за голландцами. И это было действительно выдающееся спортивное достижение, крайне редкое на соревнованиях подобного класса: Джекки и Марк смогли за последние часы марафона догнать и обойти голландцев. Средняя скорость победителей была 122,98 км/ч!
В классе ОЕ (700—850 см3) важнейшим событием был драматический поединок между французами Сала-бертом и Зардом на катамаране с «Эвинрудом» и англо-шведским экипажем Хилл — Ларссон, выступавшим с «Джонсоном». В течение пяти часов борьба лидеров доставила собравшимся на берегах Сены толпам зрителей множество острых моментов: то вперед вырывались
французы, то Хилл — Ларссон, но закрепить успех все эти пять часов никому из них не удавалось — разрыв между ними ни разу не превысил одного круга. Но в последний час гонки французы не выдержали напряжения и вынуждены были уступить своим противникам сразу 4 круга!
Вообще последний час принес немало волнений. Кеес Ван дер Велден уверенно лидировал с отрывом на 7 кругов, когда Молинари, шедший только третьим, стал неожиданно наращивать скорость и обогнал Спалдинга. За полчаса до конца марафона в одном из цилиндров «Джонсона» Ван дер Велдена прогорел поршень, скорость его катамарана сразу упала чуть ли не наполовину, расстояние между ним и Молинари стало катастрофически быстро сокращаться. Хватит ли отрыва для победы или итальянец успеет обойти голландца? Стрелка гоночных часов достигла контрольного времени раньше, чем итальянец успел оставить Ван дер Велдена за кормой. Ему не хватило для этого буквально пары минут, отрыв на финише составлял всего лишь около одного круга...
Спалдинг сохранял все шансы на призовое третье место, но на последних минутах гонки забарахлило зажигание. Катамаран Вернера — Бринке ра спокойно обошел его, отодвинув на четвертое место...