На хорошо известной нашим спортсменам акватории Чернореченского водохранилища вступили в борьбу за чемпионские титулы 104 сильнейших гонщика (среди них 14 м. с. м. к. и 75 мастеров). В программу входила серия гонок 4X5 миль. Система определения победителей этапа сохранилась прошлогодней — по сумме скоростей трех лучших заездов, однако чемпионы страны этого года будут определяться по-новому: по сумме шести лучших гонок обоих этапов (в отличие от прежнего положения, когда чемпионом мог стать спортсмен, успешно завершивший один первый этап). Соревнования были проведены за два дня — по две гонки ежедневно.
В классе ОА среди 13 вышедших на старт гонщиков можно было видеть чемпиона СССР 1980 и 1981 гг. москвича м.с.м.к. А. Жирова, таллинца м.с.м.к. Н. Пыввата, ленинградца м.с.м.к. А. Ишутина. Именно кто-нибудь из этой «тройки» становился очередным чемпионом страны все последние годы. В борьбу этих трех признанных фаворитов за золото, как и в прошлом году, сразу же вмешался молодой эстонский м.с.м.к. Т. Мете, но в пылу первой гонки он попал под «петух» от винта соперника (залило карбюратор). Ленинградец А. Ишутин уверенно выиграл заезд, показав лучшую скорость соревнований: 93,92 км/ч (что на 10 км/ч выше показанной в прошлом году А. Жировым). Победителем и чемпионом страны стал выигравший все заезды первого и второго дня А. Ишутин.
Потерпев поражение в ОА, А. Жиров взял реванш в другом классе — в ОВ-350 (по правилам соревнований в личном зачете можно выступать в двух классах судов). Хотя он и впервые гонялся на скутерах ОВ, это не помешало ему оказаться сильнейшим среди 25 спортсменов: он выиграл обе гонки первого дня соревнований.
Если в двух упомянутых классах лидеры выявились сразу, то в «старшем» классе скутеров ОС сильнейший из 25 участников определился только на финише четвертого заезда. Первый заезд выиграл николаевец м.с. М. Головин, во втором — первенствовал м.с.м.к. А. Чермашенцев из Ногинска, в третьем — ленинградец м.с. И. Дубинин, отлично взявший старт и не уступивший лидерства до самого финиша. Результат И. Дубинина — наивысшая скорость, показанная на соревнованиях: 104,43 км/ч. В решающей гонке, которая оказалась исключительно острой и интересной, ни один из трех названных гонщиков повторить успеха не смог. И. Дубинин отстал (вода залила двигатель); A. Головина сумел обогнать молодой ленинградец Б. Клюшников — он и финишировал первым, повторив лучшую скорость — 104,43 км/ч. Подсчет скоростей, однако, показал, что большую сумму по трем лучшим гонкам имеет А. Головин!
В гонках мотолодок класса SB участвовало 30 спортсменов. Наиболее вероятным победителем считали прошлогоднего чемпиона и серебряного призера чемпионата Европы м.с.м.к. В. Усолкина из г. Тольятти, но первый заезд выиграл молодой спортсмен из Каунаса м.с. А. Бакшис. Прощупывать возможности противника в первых гонках — обычная тактика В. Усолкина, поэтому все с нетерпением ждали второго заезда: здесь чемпион должен был или сложить оружие, или идти во всю силу. Второй заезд, действительно, выиграл
B. Усолкин. Но... при отсутствии на трассе А. Бакшиса, у которого вышел из строя двигатель. В третьей гонке каунасец, отремонтировавший двигатель, вновь финишировал первым; он же победил и в последнем заезде, уверенно переиграв В. Усолкина, который после первого круга начал постепенно отставать. Три победы обеспечили А. Бакшису наибольшее возможное количество очков в первом этапе чемпионата.
Не смог защитить чемпионского звания в классе SC и м.с.м.к. М. Зайчиков. Первые два заезда выиграл м.с. А. Гомжин из г. Челябинска. Только в третьей гонке прошлогодний чемпион наконец-то показал действительно «чемпионский» результат и финишировал с лучшей скоростью соревнований 72,71 км/ч, однако в решающей гонке серии он стартовал неудачно и победу упустил.
Таким образом, и в этом классе произошла смена лидеров: на первом месте оказался А. Гомжин, на втором — опытнейший гонщик из Тарту м.с.м.к. А. Раудва и только третьим — М. Зайчиков.
Специальный приз за лучшую конструкцию и внешнее оформление судна был вручен ленинградцу А. Щербинину, построившему оригинальный корпус мотолодки SB. Неплохие ходовые качества показали скутера классов ОА, ОВ и ОС, построенные студентами МАИ. Первый этап чемпионата стал по существу боевым крещением их скутеров (на них, в частности, выступали Андрей и Сергей Жировы); наиболее удачным оказался корпус ОВ.
Отличный новый скутер ОС построил к этому сезону и Б. Клюшников. Этот скутер обладает прекрасной поворотливостью н динамическими качествами, устойчив на ходу при движении и по ветру и против ветра.
В мотолодках класса SB увлечение корпусами типа глубокое V кончилось: на них выступали буквально единицы. Зато катамаранов, построенных по новым обмерным правилам (с произвольными размерами кокпита в плане), было очень много. Обращал внимание катамаран победителя А. Бакшиса; лодка имела отличные ходовые качества, продуманную конструкцию корпуса, неплохое внешнее оформление.
Технические результаты I этапа
(первые три места; указаны сумма скоростей и максимальная скорость, показанная в гонках)
Скутера: ОА-250: 1 — м. с. м. к. A. Ишутин (Ленинград); 277,59 (93, 92); 2 — м. с. м. к. Н. Пывват (Эст. ССР) 267,72 ( 90,98); 3 — м. с. м. к. Т. Мете (Эст. ССР); 262 , 73 (88.86).
ОВ-350: 1 — м. с. м. к. А. Жиров (Москва); 284,26 (95,29); 2 — м. с. Р. Мателионис (Каунас); 272,23 (94,42); 3 — м. с. м. к. Е. Радько (Минск); 269.42 (91,55).
ОС-500: 1 — м. с. А. Головин (Николаев); 298,20 (102,50); 2 — м. с, м. к, Б. Клюшников (Ленинград); 296,43 (104,43); 3—м. с. B. Андреев (Киев); 289,66 ( 98.33).
Мотолодки: SB-350: 1 — м. с. А. Бакшис (Каунас); 203,40 (68,32); 2 — м. с. м. к. В. Усолкин (Тольятти); 199,73 (67,18); 3 — м. с. В. Камардин (Куйбышев); 195,55 (65,69).
SC-500: 1 — м. с. А. Гомжин (Челябинск): 212.76 (71,14); 2 — м. с. м. к. А. Раудва (Тарту); 209,00 ( 70,76); 3 — м. с. м. к. М. Зайчиков (Куйбышев); 208,71 (72.71).