Спортсменов встретил гладкий чистый лед и безветренная погода. Две первые гонки удалось провести только под вечер третьего дня. К этому времени задул устойчивый юго-восточный ветер со скоростью 3—4 м/с. Однако на следующий день пошел сильный снегопад, который затем сменился штормовым ветром с метелью. Когда перестало мести, лед был покрыт 30-сантиметровым слоем мокрого снега и дальнейшее проведение гонок стало невозможным. Чемпионат, уже который год подряд, оказался под угрозой срыва. На заседании буерного комитета совместно с организаторами соревнований было решено провести оставшиеся гонки через неделю.
Лед к этому времени снова стал гладкий с небольшими снежными заносами, но с крупными трещинами. Первый день второго этапа чемпионата опять встретил буеристов безветренной погодой. Ранним утром следующего дня были проведены четыре гонки, которые начались при ветре 2—3 м с. Затем ветер усилился до 4—5 /л, с, но к обеду совсем «скис». Последние две гонки проходили при слабом ветре по мягкому льду, а в пятой гонке буера класса tDN» не уложились в контрольное время.
В классе «Монотип-XV» с первых гонок лидерство захватил неоднократный чемпион СССР 60—70-х годов А. Рауд. Практически без поражений он прошел все заезды и вернул себе титул чемпиона СССР, утерянный 10 лет назад. Эстонским буеристам в этом классе сильную конкуренцию составили ленинградцы (4—6, 8—10-е места среди 19 экипажей).
Параллельно с чемпионатом СССР проводился зачет на первенство, посвященное 50-летию буера «Монотип-XV», проект которого был создан в Эстонии в 1932 г. Результаты этого соревнования на приз, учрежденный Спорткомитетом ЭССР, подсчитывались по пяти первым гонкам. И выиграл этот приз новый чемпион страны.
Класс «С-8А» — самый непостоянный в отношении лидера. Только один чемпион удержался здесь два года подряд: ленинградец Владимир Кошелев 11977 и 1978 гг.). Остальные семь лет, что существует этот класс, чемпионами становились разные спортсмены. С первых гонок этого чемпионата лидерство захватил и победил буерист из ленинградского «Водника» Г. Леонтьев. Практически борьба здесь велась только за места с 5-го по 8-е.
В классе буеров «С-8Б» с (жестким парусом-крылом) вне конкуренции был неоднократный чемпион СССР ленинградец А. Лебедев. Он легко выиграл пять гонок подряд и вернул утраченный в прошлом году чемпионский титул, даже не стартовав в шестом заезде. Зато за 2-е и 3-е места шла ожесточенная борьба между одноклубниками из ленинградского «Водника» — прошлогодним чемпионом Г. Щегловым и А. Молодяковым. Перед последней гонкой А. Молодяков выигрывал у своего соперника 1,3 очка и только победа в последнем заезде позволила Г. Щеглову стать серебряным призером.
В самом массовом классе буеров «DN» основная борьба в первой десятке проходила, как обычно, между представителями Эстонии. Рижанам Г. Розенбергу и Р. Бердашу удалось занять 6-е и 7-е места.
Чемпионат СССР 1983 г. нельзя назвать представительным: только в 1974 г. в этих соревнованиях участвовало такое же небольшое количество буеров — 77, в остальные же годы их количество постоянно составляло около 100. Объясняется это меньшей активностью ленинградских буеристов — многие их команды выступили в меньших составах, чем это бывает на льду Невской губы. А жаль, потому что повышение мастерства спортсменов находится в прямой зависимости от опыта участия в больших соревнованиях. Примером тому может служить явный прогресс М. Маргелеви-ча из «Водника», который в этом году занял 25-е место (лучшее в классе «DN», занятое ленинградцами), поднявшись сразу на 12 «ступенек» по сравнению с прошлым годом.
По окончании соревнований состоялось заседание буерного комитета. Среди обсуждаемых вопросов были оговорены сроки и место проведения следующих чемпионатов СССР. Принято решение чередовать проведение этих мероприятий между Ленинградом и Эстонской ССР. Сроки проведения остаются прежние — конец марта. Первенство 1984 г. состоится в Ленинграде. Решено несколько изменить структуру чемпионата: проводить лично-командное первенство среди спортивных обществ. Утвержден состав команды: 2 буера класса «Монотип-XV», 2 — «С-8А», 1 — «С-8Б» и 3 — «DN». Это должно повысить интерес обществ к равноценному развитию буеров всех классов (как пример приводилась малочисленность буеров класса «С-8Б», на которых в последние годы выступают одни и те же четыре буериста).
Буеристы г. Тарту предложили ввести в классификацию детский буер — монотип класса «ОЛ» с рангоутом и парусом от швертбота «Оптимист» (см. №104 «КЯ»). Этот класс, безусловно, должен способствовать омолаживанию буерного спорта, более интенсивной подготовке смены буеристов высшей квалификации.
Буерный комитет отметил, что хотя в планы судостроительных верфей уже и включено строительство буеров, на соревнованиях участвуют аппараты только самостоятельной постройки — верфи не торопятся приступать к изготовлению ледовых парусников. Представитель Новосибирска отметил, что это сильно тормозит развитие буерного спорта в Сибири: промышленность буера не строит, а для самостоятельной постройки не хватает материалов и нет чертежей.
Технические результаты чемпионата СССР 1983 г.
«Монотип-XV» (19 экипажей): 1 — А. Рауд, Т. Кристюхан, «Труд», Таллин (10 очков); 2 — П. Журавлев, В. Юрье, «ВС», Таллин (23,4); 3 — В. Хейнметс, A. Укт, «ВС», Таллин (43,7).
«С-8А» (12 буеров): 1 — Г. Леонтьев, «Водник», Ленинград (3,6); 2 — В. Васильев, «Водник», Клайпеда (14,7); 3 — B. Кошелев, «Труд», Ленинград (28,1).
«С-8Б» (4 буера): 1 — А. Лебедев, «Труд», Ленинград (0).
«DN» (42 участника): 1 — В. Воорема, «Труд», Хаапсалу (11,7); 2 — Т. Хаагма, «Груд», Таллин (16); 3 — А. Вильде, «Труд», Таллин (18,7).