В прошлогоднем сезоне весьма успешно выступали на международных соревнованиях наши молодые экипажи в классе «Летучий Голландец». В зачете на Кубок мира по парусу 1982 г. экипаж Сергея Бородинова и Вадима Акименко занял первое место. Они выиграли Йерскую и Кильскую регаты, а в Каннах заняли второе место. Стабильность выступлений наших яхтсменов в сезоне 1982 г. радовала, и 19-е место, занятое ими на завершающем сезон чемпионате мира в Австралии, явилось большой неожиданностью для всех, кто следит за парусным спортом.
По просьбе редакции капитан сборной команды СССР по парусу м. с. м. к. Борис Будников взял интервью у м. с. м. к. Сергея Бородинова сразу же после его возвращения на Родину.
Будников: Что вы можете сказать об участниках чемпионата?
Бородинов: В чемпионате, который проходил с 30 декабря 1982 г. по 10 января 1983 г. в г. Джилонге, приняли участие 43 экипажа. Наиболее представительной была команда Австралии — 10 экипажей; из ФРГ прибыли — 7, США — 6, Новой Зеландии — 5, Италии — 4, Франции — 3, Канады — 2; по одной яхте выставили Швеция, Англия, Испания, Голландия, Япония и СССР.
Соревнования собрали всех сильнейших гонщиков мира.
Сразу же замечу, что большинство команд прибыло на чемпионат задолго до его открытия, чтобы акклиматизироваться, привыкнуть к непривычным для декабря условиям Южного полушария. Итальянцы и французы, например, приехали за три недели до открытия чемпионата, спортсмены ФРГ приступили к тренировкам за месяц. Американцы, англичане, канадцы и шведы участвовали в предолимпийской неделе в Лонг-Биче (США), три месяца тренировались в похожих условиях в Калифорнии и более месяца — в самой Австралии. Все участники первенства мира, кроме нас, участвовали в открытом чемпионате Австралии, проходившем накануне чемпионата мира. Поэтому они хорошо ознакомились с акваторией соревнований и своими соперниками.
Мы приехали в Джилонг позже всех и практически сразу же должны были выходить на гонки. Утомляло солнце, ну и, конечно, разница во времени — 8 часов между Москвой и Австралией. Состояние, особенно вначале, было вялым, хотелось спать.
Будников: Что представляла собой акватория соревнований?
Бородинов: Город Джилонг расположен в западной части узкого и мелководного залива Карио-Бей, который является частью большого залива Порт-Филлип, соединенного с Индийским океаном узким проливом, и поэтому влияние океанских волн, приливов и отливов почти полностью отсутствует.
Будников: Вы имели какую-либо информацию о погодных условиях на предстоящих гонках?
Бородинов: В информационном бюллетене, выпущенном организаторами, сообщалось, что нас ожидает сила ветра (по многолетним наблюдениям) 5—8 баллов, максимальная высота волны — 0,75 м, температура воды — 22—27° и воздуха — 25—35 °С.
Прогноз ветровых и волновых условий подтвердился, но они оказались весьма своеобразными, отличными от тех, что мы встречали на европейских регатах и у себя дома.
Будников: Наши успехи в классе «Солинг» на международных соревнованиях я связываю с тем, что нашу страну представляет не один экипаж, а два. Лично я считаю, что это помогает мне выступать более успешно. Что вы думаете по этому поводу?
Бородинов: Конечно. При участии одного экипажа слишком большая моральная ответственность ложится на его плечи. Всем известно, что занять 1-е место в случае поломки, дисквалификации или опрокидывания почти невозможно. Что получилось у нас? Выиграв первую гонку, мы вправе были рассчитывать на успех. Однако опрокидывание яхты во второй гонке (поставили ее на ровный киль и финишировали только 22-ми) и поломка рулевого управления в третьей практически лишили нас возможности бороться за призовое место. В сложившихся условиях второй экипаж мог бы поддержать наш успех в первой гонке, взяв инициативу на себя в случае наших неудач.
Замечу, что и в «Летучих Голландцах» во всех основных зарубежных соревнованиях мы выступали двумя, а то и тремя экипажами и весьма успешно. Так, например, на Каннской, Кильской и Йерской регатах с нами вместе выступал экипаж Г. Шайдуко. И в этих регатах они были в тройке сильнейших. Думаю, что и на чемпионате мира в Австралии экипаж Г. Шайдуко мог рассчитывать на высокое место.
Будников: Расскажите, как проходили вторая и третья гонки.
Бородинов: Старт второй гонки мы взяли неудачно, но после первой лавировки нам удалось войти в лидирующую тройку. Гоночная обстановка потребовала перемены курса, однако в этот момент ветер резко усилился до восьми баллов на шквалах. Попытались сделать поворот фордевинд, но он закончился опрокидыванием.
В третьей гонке старт взяли хорошо, верхний знак обогнули четвертыми и шли на большой скорости курсом бакштаг. И вновь ветер усилился, яхту начало приводить так, что удержать ее на курсе рулем было невозможно. Примерно в середине дистанции нас настиг особенно сильный шквал. В этот момент перо руля сломалось, яхта привелась к ветру и опрокинулась. Шкотового при этом швырнуло на грот, который уже лежал на воде. Поставив яхту на ровный киль, мы обнаружили, что шкотовый при падении пробил грот. Продолжать гонку не имело смысла и на буксире за катером тренера мы вернулись в гавань.
Словом, главная причина нашей неудачи в отсутствии натренированности в гонках при экстремальных погодных условиях. Ведь последние полгода мы тренировались в Сочи на слабом волнении при ветре до 4 баллов. А все маневры на гладкой воде сильно отличаются от маневрирования на волнении и при шквальном ветре.
Будников: Как обеспечивалась безопасность гонщиков?
Бородинов: Специальных спасательных катеров и медицинского обеспечения на дистанции мы не видели. Всех опрокинувшихся подбирали и буксировали в гавань катера тренеров. Они следили за безопасностью своих гонщиков. Спортсмены могли также рассчитывать на помощь многочисленных катеров и яхт болельщиков.
Будников: Какие выводы вы сделали после чемпионата мира?
Бородинов: Я пришел к твердому убеждению, что у себя дома необходимо гоняться при любых погодных условиях. У нас как бывает? Если ветер более 5 баллов, гонка отменяется. Мне кажется, это потому, что за безопасность отвечает главный судья соревнований. В итоге судейская коллегия зачастую перестраховывается, а страдает от этого наша подготовка. За рубежом каждый участник отвечает сам за себя.
На последнем этапе подготовки, конечно, желательно моделировать у себя дома условия предстоящих соревнований. Хотя, где у нас можно найти температуру воды 25° и воздуха 35° С при 5—8-балльном ветре, да еще зимой!
Будников: В этом, Сергей, вы правы. Нельзя хорошо подготовиться к гонкам в Лос-Анджелесе, тренируясь на Балтике, как это предусмотрено календарем подготовки на 1983 г.
Не секрет, что в Калифорнии на Олимпиаде ожидается жара, бризовые ветры от 3 до 6 баллов, т. е, очень непохожая на прибалтийскую погода.
Что вы еще хотели бы отметить в организационном плане проведения чемпионата?
Бородинов: Мне кажется, что чемпионаты СССР надо проводить более торжественно. Например, в Австралии нас приятно удивило то, что после победы в первой гонке при входе в гавань исполнялся гимн Советского Союза, который в течение дня повторяли несколько раз. Это и почетно и в то же время дает почувствовать ответственность, возложенную на нас как на посланцев Страны Советов.
Будников: Да, у нас в последних чемпионатах наметилась какая-то суетливость, желание побыстрее провести соревнования. Раньше чемпионы получали именные медали, сейчас даже не хватает времени отгравировать имена победителей. Сегодня, как правило, чемпионаты проводятся в специализированных парусных центрах, почему бы, скажем, после каждой гонки не рассказать о победителях. Не говоря уже о том, что можно учредить призы за каждую гонку и торжественно вручать их, как это делается на всех мировых и европейских регатах. Тем более, что опыт в этом плане есть. Мы практикуем это при проведении Балтийских регат.
Что бы вы могли сказать о призерах и материальной части, на которой они выступали?
Бородинов: Золотую медаль получил Антон Шварц из ФРГ, который был вторым на 100-й Кильской регате. Серебро досталось шведу Хагандеру, который в классе «Летучий Голландец» начал выступать лишь в прошлом году. На третьем месте был чемпион мира 1980 г. канадец Терри Маклаулин.
Все призеры выступали на яхтах фирмы «Мадер» постройки прошлого года. Паруса использовали в основном английской фирмы «Мусто»; большинство гонщиков отдали предпочтение корпусам фирмы ФРГ «Мадер» и итальянской «Бьянки-Чеччи». Неплохими качествами, по мнению специалистов, обладают корпуса американской фирмы «Вэнгард», которым специалисты прочат большое будущее.
Мачты на яхтах призеров установлены фирмы «Z—Спар», а у чемпиона — фирмы «Проктор».