Финалу предшествовали шесть проведенных в 1982 г. зональных отборочных соревнований. Право поехать в столицу Карелии получили по три лучшие клубные или городские команды от каждой зоны и призеры в личном зачете, не вошедшие в состав щ>манд-победительниц. Порядок нроведения зональных и финальных соревнований был единым: каждое из них состояло из крейсерской гонки на 300 км и кольцевой на 100 км. Первая гонка — это, по сути, проверка штурманских навыков, физической подготовки гонщиков, надежности двигателей и корпусов в условиях плавания в большом озере-море; вторая — скоростная традиционная для водно-моторного спорта гонка на двухбуйной трассе (отличием ее было то, что протяженность дистанции намного превышала обычные для чисто гоночных классов 5 или 10 миль).
Маршрутная крейсерская гонка началась в 5.00 утра 30 июля. Участникам предстояло выйти в озеро, дойти до поселка Уница, расположенного в самой глубине протянувшейся далеко на север Уницкой губы, и вернуться обратно. Правильность прохождения трассы контролировалась в четырех точках. В помощь судейской коллегии были выделены два самолета и вертолет. Пошел дождь, поднялся сильный ветер, быстро развело волну. Мотолодки стало швырять из стороны в сторону. Особенно плохо переносили тяжелые условия гонки бензобаки и корпуса самодельных лодок: в классах ССП с трассы сошло около 70 % стартовавших судов. Серийная техника выдержала экзамен лучше — здесь поломок было гораздо меньше.
На следующее утро под аккомпанемент сильного дождя был дан старт кольцевой гонки — сначала для классов 350 и 500, а после обеда 700 и 1000.
И маршрутную, н кольцевую гонки выиграла сборная Эстонии. Второе место в крейсерской гонке заняла сборная города Тольятти, а в кольцевой — Тарту. Третьи места на обеих дистанциях заняли представители 2-га Московского медицинского института.
Расскажем о нескольких экипажах, удостоенных специальных призов.
На финише крейсерской гонки всеобщее внимание привлекла лодка Э. Пуннека и Р. Лепалаана из г. Хаапсалу, В носовой ее части зияли проломы — результат столкновения с топляком. На редких спокойных участках пути спортсменам все-таки удавалось выводить поврежденное судно на глиссирование и вода переставала прибывать, но как только попадали на волну, приходилось скорость снижать и непрерывно откачивать воду. Пробоина была получена еще на первом этапе гонки, но спортсмены не повернули обратно — в сторону Петрозаводска, а прошли всю трассу и даже финишировали вторыми в своем классе ССП-1000. Этот экипаж был награжден призом «За волю к победе».
Наилучшими были признаны обводы и дизайн лодки рижан Е. Смирнова и В. Крутовского, выступавших в классе ССП-700 и развивших наивысшую среднюю скорость соревнования — 56,17 км/ч. Этому экипажу вручили приз «За самую красивую лодку».
Единственной женщиной, дерзнувшей принять участие в соревнованиях, оказалась 20-летняя москвичка Татьяна Острейко. В паре с Л. Гонцовым они заняли 5-е и 4-е места в самом массовом классе СНП-500. Им был вручен почетный приз «Смешанному экипажу».
Соревнования закончились конференцией водномоторников. Заинтересованно и по-деловому они обсуждали назревшие проблемы. Как совершенствовать требования к материальной части? Все ли в действующих правилах разумно? Как уравнять шансы участников, не ущемляя техническое творчество су-достроителей-любителей? На сегодня результат соревнований определяется гораздо в большей степени скоростными возможностями лодки, чем спортивной подготовкой экипажа. А, может, целесообразно перейти на соревнования по принципу ралли, где более важную роль играет водительское и штурманское мастерство?
Вызвал споры и принцип выбора акватории. С одной стороны, первенство страны, действительно, должно происходить в по-настоящему трудных условиях. Но, с другой стороны, вряд ли стоило выбирать для соревнований акваторию с такой «негостеприимной» береговой линией и таким тяжелым волновым режимом, что даже выход к линии старта был связан с риском непоправимой порчи материальной части.
В целом опыт проведения первенства страны на СНП был одобрен. Решено просить ЦК ДОСААФ СССР проводить такие соревнования ежегодно.
Петрозаводский областной комитет ДОСААФ провел большую работу по подготовке и проведению этих соревнований, очень сложных с организационной точки зрения. Не обошлось, однако, без «ложки дегтя». Нарекания вызвали бытовые условия размещения участников (например, никто не позаботился о дровах для костров в лагере; не было верстаков, необходимых для работы с моторами, и т. п.), В тяжелых условиях работали судьи: не хватало столов, отсутствовало электрическое освещение. Не мог нормально работать и судья-информатор, на что сетовали зрители, собравшиеся посмотреть кольцевую гонку; оказались упущенными возможности популяризации самого доступного для многих тысяч судоводителей-любителей вида водно-моторного спорта.
Маршрутная крейсерская гонка
СНП-350 (15 экипажей) — Л. Федоров, Н. Федоров, Петрозаводск; 38,48 км/ч; «Афалина». СНП- 500 (21) — А. Жильцов, А. Молочко, Уфа; 40,51; «Обь-М». СНП-700 (14) — Л. Роолайд, К. Ляятс, ЦК ДОСААФ ЭССР; 45,23; «Нептун-3». СНП-1000 (15) — А. Толмачев, В. Трофимов, АЗЛК, М-ва; 46,62; «Нептун-3».
ССП-500 (5) — В. Шунаев, Ю. Шумилов, Л-д; 35,12. ССП-700 (5) — Р. Ыйглас, М. Ерисалу, Хаапсалу; 45,45; ССП-1000 (6) — Г. Вдовиченко, В. Павленко, Запорожье; 35,27.
Кольцевая гонка на 100 км
СНП-350 (17) — В. Федотов, А. Корякин, клуб «Метеор-2», М-ва; 44,25; «Обь». СНП-500 (21) — Р. Алекырс, Я. Ряста, Тарту; 47,39; «Неман-2». СНП-700 (14) — В. Пикнер, Р. Курвитс, Татру; 49,64; «Нептун-3». СНП-1000 (10) — Ю. Рябов, Г. Шульга, Уфа; 48,70; сКазанка-5М2»«
ССП-500 (4) — Г. Рыбаков, Ю. Гаев, Запорожье; 44,64; ССП-700 (5) — Е. Смирнов, В, Крутовский, Рига; 56,17.