На IX международных соревнованиях по водно-моторному спорту между спортсменами социалистических стран «Дружба и братство» в Севлиево (Болгария) стартовали представители СССР, Венгрии, ГДР, Польши, Чехословакии и НРБ.
Организаторы соревнований — Центральный совет Организации по содействию обороне и Болгарская федерация водно-моторного спорта сделали все возможное, чтобы обеспечить спортсменам наилучшие условия для проявления своего мастерства.
Среди участников немало известных водномоторников: чемпион мира .в классе ОС Анатолий Головин и его товарищи по команде Анатолий Чермашенцев и Александр Овчинников — спортсмены, не раз доказывавшие свое мастерство; бронзовый призер чемпионата мира 1983 г. в ОС Ласло Тичка из Венгрии и его соотечественники Георгий Шепреги — вице-чемпион Европы в том же классе и Ласло Волентер — победитель соревнований на Кубок мира в 1983 г. в Сегеде; Мирослав Клаус и Петер Имрановски (ЧССР) — медалисты прошлогодних соревнований «Дружбы и братства» в классах ОА и ОС, легендарный Бернгард Даниш (ГДР) — победитель многих международных соревнований, напористые польские скутеристы Рачински, класс SC, Подгурски, класс ОС и Домански — класс ОА.
Были готовы включиться в спор за высшие награды и болгарские спортсмены — Александр Малинов в классе ОА, Марин Маринов, Пламен Бонев и Сава Гавонаров в классе ОВ, Иван Христов и Васил Минков в классе ОС. Все это обещало зрителям захватывающий спектакль на водных трассах.
И спортсмены оправдали ожидания! В каждом классе велась упорная борьба. Распределение мест зависело от предварительной подготовки двигателей, от отточенности техники прохождения поворотов. В конечном счете все решали доли секунды, смелость и упорство спортсменов. Положение в лидирующих группах постоянно менялось, а перед решающим, четвертым стартом напряжение достигло высшей фазы. Победили самые подготовленные, самые искусные гонщики — настоящие мастера.
В трех из четырех классов первыми были советские водномоторники: Александр Сайковский (ОА), Евгений Бочкарь (ОВ) и Александр Овчинников (SC). Пятидесятилетний Бернгард Даниш победил в классе ОС.
Неплохо выступили и венгерские спортсмены. С первого же старта мотолодок SC бросили вызов советским водномоторникам Александру Овчинникову и Виктору Кускову венгерские гонщики Антал Гетвой и Харварт Иштван. Эта четверка вела борьбу за первое место до самого конца, представители Венгрии завоевали серебряную и бронзовую медали.
В классе ОВ Шандор Шаркади по пятам преследовал Евгения Бочкаря, которому все же удалось с минимальным отрывом сохранить за собой первое место. Азартно вели борьбу Януш Кертеш и Ласло Тичка в самом быстром классе — ОС, где собралось целое созвездие мастеров водно-моторного спорта. И хотя эти гонщики в конце концов заняли лишь шестое и седьмое места, они помогли венгерской команде занять второе место в общем зачете.
Третьими были водномоторники ГДР. Уверенная победа Б. Даниша, который был первым в трех из четырех гонок, отличное выступление Юргена Костеки в классе ОА и третье место Артура Шела в классе ОВ обеспечили спортсменам ГДР «бронзу» в командном зачете.
Сборные ЧССР и Польши не были в числе фаворитов на этих состязаниях, чехословацкие спортсмены вообще не выступали в классе SC, а поляки — в классе ОВ, что, естественно, отразилось на общем зачете.
Удачно начал соревнования Петер Имрановски (ЧССР). Но в третьей гонке его скутер перевернулся, столкнувшись на повороте с другим скутером; в итоге — только восьмое место. Чуть-чуть не хватило скорости польскому гонщику Домански для того, чтобы завоевать медаль в классе ОА, а его соотечественник Рачински занял пятое место в классе SC.
С самого начала соревнований стало ясно, что у болгарских водно-моторников — серьезные проблемы с двигателями. Во время подготовки к соревнованиям этим спортсменам удавалось достичь высоких скоростей, но совершенно неожиданно на севлиевских трассах стали отказывать новые моторы фирмы «Кёниг». Из-за поломок двигателя был вынужден прекратить борьбу в двух гонках высококлассный спортсмен Александр Малинов. Заняв первое и второе места в оставшихся гонках, Александр довольствовался «бронзой». Марину Маринову, занявшему в классе ОВ четвертое место, тоже пришлось преодолевать трудности технического характера. Лучше остальных выступили Иван Христов и Васил Мников, завоевавшие соответственно серебряную и бронзовую медали в самом представительном классе ОС. В целом болгарская команда выступила значительно ниже своих возможностей и в общем зачете заняла лишь четвертое место.
Да, было на что посмотреть на голубых трассах в Севлиево! Отлично выступили неизменные фавориты турнира «Дружба и братство» — советские водномоторники. Достойны восхищения их трудолюбие при подготовке скутеров к старту, их высокое мастерство на трассе.
Накануне первого гоночного дня мы беседовали с главным тренером команды Петром Филипповичем Богдановым, возглавляющим сборную страны с 1978 г. В течение двух лет он был «играющим тренером», сочетая тренерскую работу со спортивными выступлениями, в 1980 г. занял второе место на чемпионате СССР. Список его спортивных достижений весьма внушителен: Петр Богданов — 6-кратный чемпион и 14-кратный рекордсмен Советского Союза, на его счету — 8 побед на международных соревнованиях.
Здесь, в Севлиево, советская команда участвовала во всех четырех классах, восемь участников представляли четыре города — Ленинград, Каунас, Николаев и Ногинск (Московская область). Самые титулованные — два Анатолия: Чермашенцев из Ногинска — чемпион мира 1982 г. и Головин из Николаева, добившийся этого высокого звания в прошлом году. Оба выступают в классе ОС.
В классе ОА в состязаниях участвовали дебютанты — Александр Сайковский и Сергей Ковалев. В классе ОВ — представитель Каунаса Ричардас Мателионис, который был вторым в соревнованиях на Кубок дружбы и на Кубок мира, спортсмен, отличающийся стабильностью результатов, неоценимый для команды, и Евгений Бочкарь из Ногинска.
В классе мотолодок SC выступали ленинградец Александр Овчинников, чемпион VIII Спартакиады народов СССР, и Виктор Кусков из Николаева.
Одним словом, в команде было достаточно и чемпионов, и дебютантов, а цель ее на соревнованиях «Дружба и братство» — победа в общем зачете.
Дать какие-либо прогнозы перед соревнованиями Петр Богданов отказался: «Традиционно сильны сборные ГДР и Венгрии. Думаю, будут бороться за высокие места болгарские спортсмены Александр Малинов, Сава Гавонаров и Ангел Петров».
До открытия соревнований оставалось совсем немного времени, спортсмены отправились обедать, и лишь двое — Чермашенцев и Головин — все еще колдовали над своими скутерами, отлаживали и проверяли двигатели. Оказывается, чемпионы мира прежде всего старательные и трудолюбивые механики! Оба пришли в водномоторный спорт, как они говорят, случайно, после службы в армии, Чермашенцев — в 1965 г., Головин — двумя годами позже. И вот уже около двадцати лет они — на голубых трассах.
На первом этапе чемпионата СССР 1984 г. Головина постигла неудача— сломался двигатель, Чермашенцев же, выступавший с японским мотором «Ямато», занял лишь пятое место.
— Главное, чтобы не подвела техника, — считают оба чемпиона.
— Главное в нашем спорте — смелость, — это уже мнение тренера Богданова.
Суммировав два эти высказывания, мы получим общее представление о том, как добиться успеха в водно-моторном спорте — надо быть умелым механиком и смелым гонщиком.
Разумеется, и техника должна быть на уровне. В классах скутеров советские водномоторники используют западногерманские двигатели «Кёниг», кроме того, недавно приобретены японские двигатели «Ямато», хорошо показавшие себя на Всесоюзном первенстве.
Первый день соревнований принес некоторые неприятные неожиданности советской команде — выбыл из борьбы А. Чермашенцев — техника все-таки подвела, сломался мотор; не так успешно, как ожидалось, выступил А. Головин. Но остальные, гораздо менее титулованные члены команды, промчались по своим трассам весьма успешно — Сергей Ковалев, Виктор Кусков и Ричардас Мателпонис оказались в группе лидеров, а Александр Сайковский, Евгений Бочкарь и Александр Овчинников соответственно в классах ОА, ОВ и SC сделали заявки на золотые медали.
Несмотря на досадный срыв в классе ОС, Петр Богданов перед началом гонок второго дня соревнований не был особенно огорчен:
— Ничего, все в порядке. Отстаем немного от сборных ГДР и Венгрии, постараемся исправить положение. Жалко, конечно, что сломался двигатель у Чермашенцева, но я думаю, что сегодня ребята не подведут.
Накануне старта удалось побеседовать с Александром Овчинниковым, отлично выступившим в первый день. Александр, вооружившись инструментами, занимался своим мотором «Вихрь», вчера полностью оправдавшим свое название. 30-летний ленинградец увлекся водно-моторным спортом в 1972 г., но пока не имеет особого опыта в международных состязаниях.
— Сегодня буду бороться за победу, — спокойно и уверенно говорит Александр.
Второй день соревнований принес успех советским спортсменам — в очередной раз сборная СССР принимала поздравления!
— Ежегодно ДОСААФ проводит восемь всесоюзных соревнований по водно-моторному спорту, — рассказывает Петр Богданов. — Кроме того, проводятся республиканские и городские первенства. У меня, как у тренера сборной, на примете все 110 спортсменов, выступающих в пяти классах на чемпионате СССР. Наш спорт, конечно, не является массовым из-за своей специфичности — многое зависит от материальной базы, от активности руководства на местах, кроме того, нужно считаться и с проблемой охраны окружающей среды. Пусть не так много людей занимается водно-моторным спортом, но тот, кто однажды пришел к нам в морской клуб, тот, кто любит технику и не боится скорости, кто однажды влюбился в наш спорт — тот? живет с этой любовью всю жизнь.