Программа встречи открылась командным первенством СССР в классах скутеров и глиссеров. Соревнования были посвящены 80-летию отечественного водно-моторного спорта, ведущего начало от гонки моторных судов вокруг Елагина острова, организованной в 1904 г. Санкт-Петербургским яхт-клубом.
Особенностью соревнований в Грозном явилось то, что впервые после длительного перерыва выставленная на акватории трасса была не двух-, а четырехбуйной, некогда единственно применяемой и потому привычной.
В гонках глиссеров так же уверенно, как и на Спартакиаде народов СССР в 1983 г., победила сборная России. Стоит отметить, что в ее составе удачно выступали не только именитые спортсмены В. Каширин и В. Зайцев, но и мало известный на всесоюзной арене барнаулец В. Крутов (R-1). Команде-чемпиону достаточно сильную конкуренцию составили сборные Литвы (2-е место) и Узбекистана (3-е место). Узбекские водномоторники впервые заняли призовое место; это, несомненно, значительный успех дружного коллектива.
Розыгрыш командного первенства в классах скутеров проходил не менее напряженно и интересно. Выиграли его латвийские спортсмены, сумевшие оторваться от преследующих их команд Ленинграда и Литвы на целых 50 км/ч. Победитель предыдущего первенства — сборная РСФСР, имевшая в своем составе таких асов, как Е. Степанов и И. Чермашенцев, на этот раз даже не смогла пробиться в призеры; во многом этому «помогли» скутера класса OBN, не давшие в командный зачет ни одного очка, — четыре «баранки», четыре нулевых результата!
После однодневного перерыва на той же трассе начали «выяснять отношения» 155 участников личного первенства страны во всех культивируемых у нас классах. При этом для спортсменов, выступавших на скутерах национальных классов и глиссерах, первенство определялось по трем лучшим гонкам из четырех гонок серии. А вот у гонщиков в классах мотолодок и международных скутеров зачет был более сложным; сравнивались суммы скоростей шести лучших гонок из восьми проведенных на обоих этапах. Заметим, что осенняя четырехбуйная трасса позволяла развивать более высокие скорости; соответственно, возрастало и значение результатов каждой из осенних гонок. Тем не менее это обстоятельство не оказало серьезного влияния на окончательное распределение мест: победили сильнейшие, и наглядным доказательством этому было необычно большое число «золотых дублей».
Лидер в классе скутеров OBN — В. Сакавичус — четко определился еще во время выступления за свою сборную (Литва) на командном первенстве. Теперь, на личном чемпионате, он выступал не менее уверенно: выиграл две гонки и, несмотря на сход с дистанции в одной из остальных гонок, на 12 км/ч оторвался от ближайшего из соперников. Не было ему равных и в 10-мильной гонке.
Борьба,в OCN носила более сложный характер. Чемпион страны 1983 г. ногинский спортсмен Игорь Чермашенцев постоянно ощущал за спиной дыхание одного из сильнейших претендентов на высший титул — грозненца В. Шумакова. К неописуемой, шумной радости болельщиков-земляков Шумаков выиграл две гонки, но опередить Игоря ему так и не удалось, пришлось довольствоваться серебром. В 10-мильной гонке Чермашенцев завоевал вторую золотую медаль и одновременно выполнил норматив мастера спорта международного класса.
Младший класс глиссеров оказался самым малочисленным, но это ни в в коей мере не умаляет заслуги победителя — эстонского спортсмена Ханса Виссора, также сумевшего сделать «золотой дубль». Его победа в серии особенно убедительна: сумма скоростей на 30 км/ч больше, чем у обладателя серебра.
На глиссерах R-2, как обычно, оспаривали первенство А. Шлапикас (Литва) в В. Зайцев (РСФСР). И Антанас Шлапикас переборол соперника — стал дважды чемпионом страны 1984 года!
И, наконец, пятый дубль. Как и ожидалось, гонки II этапа в классе скутеров ОВ проходили особенно остро. Победитель I этапа киевлянин И. Герасименко выиграл — и притом с большим преимуществом — первую гонку, но в последующих уже не смог поддерживать столь же высокую скорость; в итоге у него лишь 3-е место. И. Чермашенцев, по результатам I этапа занимавший довольно скромное 6-е место, прекрасно провел все четыре гонки заключительной серии: он победил в двух из них и, к тому же, развил максимальную скорость в классе, но полностью компенсировать «весеннюю недостачу» так и не смог — получил серебро. А чемпионом страны стал ленинградец Дмитрий Джуренко, весной бывший лишь третьим призером. И в 10-мильной гонке он доказал, что успех его в серии — не случайность: успешно отбил все попытки соперников (особенно И. Герасименко) обойти его и показал очень высокую скорость 115,96 км/ч. Надо сказать, минувший сезон был для Джуренко исключительно успешным: в его активе победа на первенстве страны среди команд ДСО и ведомств, победа на Кубке СССР.
Буквально несколько слов о событиях в других классах. Едва ли не главной сенсацией чемпионата в Грозном стала победа в классе R-4 спортсмена из Барнаула С. Егорычева впервые включенного в состав сборной республики. Сюрпризом было и то, что в SC-500 ни один из трех именитых призеров I этапа чемпионом не стал. Золото за серию здесь завоевал ленинградец В. Осипов, по итогам весенней встречи занимавший только 5-е место и отстававший от победителя А. Гомжина на 10 км/ч. Теперь, на финише сезона, ленинградец показал отличные скорости и по сумме шести гонок хотя и не намного — на какие-то 0,47 км/ч, но обошел грозного челябинца.
В самом высокоскоростном классе ОС-500 победителем в серии 4X5, как и на I этапе, снова стал ленинградец Алексей Ишутин. (Тот самый, которого на чемпионате мира в Западном Берлине комментаторы называли «Ишутин-фантастик», поскольку он дважды опережал будущего чемпиона Манфреда Лота на финише на целую прямую!) Стоит подчеркнуть: победил Ишутин с убедительным отрывом в 25 км/ч.
А чемпионом на 10-мильной дистанции стал ногинский спортсмен А. Чермашенцев. Перед ним в минувшем году была поставлена вполне определенная задача: довести японский гоночный мотор «Ямато», определить его возможности. К началу I этапа освоить этот мотор по-настоящему он не успел, хотя и показал на нем наивысшую скорость соревнования. На II этапе встречи мотор не выдержал жестких условий гонки. Тогда А. Чермашенцев заменил «Ямато» старым испытанным «Кёнигом» и красиво выиграл заключительный 10-мильный заезд с абсолютно наивысшей скоростью чемпионата, равной 127,66 км/ч.
Серия гонок 4X5 миль
OBN-350: 1 — В. Сакавичус (Лит. ССР); сумма скоростей — 292,68 (лучшая скорость — 98,26) км/ч; 2 — В. Варзарь (МССР); 280,53 (97,34); 3 — Н. Грунин (Ульяновск); 269,58 (91,61).
OCN-500: 1 — И. Чермашенцев (Ногинск); 316,68 (109,89); 2 — В. Шумаков (Грозный); 310,37 (103,90); 3 — Ю. Миткус (ЛитССР); 290,74 (101,71).
R-1: 1 — X. Виссор (ЭССР); 303,37 (104,28); 2 — С. Манукян (АрмССР); 272,60 (92,79); 3 — В. Крутов (Барнаул); 267,24 (89,52).
R-2: 1 — А. Шлапикас (ЛитССР); 325,42 (109,15); 2 — В. Зайцев (Воронеж); 318,09 (108,17); 3—С. Новиков (Ленинград); 300,46 (104,28).
R-4: 1 — Б. Макнаускас (Лит. ССР); 324,65 (114,05); 2 — В. Каширин (Воронеж); 321,37 (109,39); 3 — B. Цыбульник (УССР); 318,25 (108,33).
SB-350: 1 — С. Кунгуров (Каменск-Уральский); 476,50 (84,06); 2 — В. Усолкин (Тольятти); 470,02 (84,75); 3 — А. Бакшис (ЛитССР); 466,71 (82,06).
SC-500: 1 — В. Осипов (Ленинград); 458,17 (82,77); 2 — А. Гомжин (Челябинск); 457,70 (78,67); 3 — А. Раудва (ЭССР); 453,41 (78,93).
ОА-250: 1 — А. Сайковский (Ленинград); 562,03 (103,75); 2 — C. Ковалев (УССР); 550,14 (96,37); 3 — Н. Пывват (ЭССР); 545,66 (104,35).
OB-350: 1 — Д. Джуренко (Ленинград); 637,69 (112,71); 2 — И. Чермашенцев (Ногинск); 635,52 (114,41); 3 — И. Герасименко (Киев); 623,67 (113,87).
ОС-500: 1 — А. Ишутин (Ленинград); 700,11 (124,22); 2 — В. Харченко (УССР); 674,44 (121,61); 3 — Б. Клюшников (Ленинград); 670,12 (122,54).
10-мильная гонка
OBN-350: 1 — В. Сакавичус (ЛитССР); 96,62 км/ч; 2 — А. Панов (ЭССР); 86,65; 3 — М. Захарченок (ЛатвССР); 86,35.
OCN-500: 1 — И. Чермашенцев (Ногинск); 107,97; 2 — Е. Степанов (Ульяновск); 98,36; 3 — Ю. Ударов (Воронеж); 96,11.
R-1: 1 — X. Виссор (ЭССР); 103,68; 2 — Р. Цирикидзе (ГССР); 87,94; 3 — С. Чермашенцев (Ногинск); 86,75.
R-2: 1 — А. Шлапикас (ЛитССР); 109,77; 2 — В. Зайцев (Воронеж); 108,17; 3 — В. Задубровский (Москва); 102,72.
R-4: 1 — С. Егорычев (Барнаул); 108,82; 2 — В. Цыбульник (УССР); 108,70; 3 — В. Каширин (Воронеж); 107,58.
SB-350: 1 — А. Бакшис (ЛитССР); 82,39; 2 — С. Кунгуров (Кам.-Уральский); 81,35; 3 — В. Усолкин (Тольятти); 79,13.
SС-500: 1 — А. Раудва (ЭССР); 79,95; 2 — А. Гомжии (Челябинск); 79,19; 3 — Я. Миллере (ЛатвССР); 79,08.
ОА-250: 1 — Н. Пывват (ЭССР); 105,76; 2 — А. Сайковский (Ленинград); 100,76; 3 — С. Ковалев (УССР); 95,86.
OB-350: 1 — Д. Джуренко (Ленинград); 115,96; 2 — И. Герасименко (УССР); 114,95; 3 — С. Сабо (Ленинград); 104,09.
ОС-500: 1 — А. Чермашенцев (Ногинск); 127,66; 2 — А. Берницын (Ленинград); 124,86; 3 — Б. Клюшников (Ленинград); 122,69.
Примечания
1. В №111 уже рассказывалось об открывшем минувший сезон I этапе чемпионата СССР в классах мотолодок и международных скутеров. Эта встреча также проходила на Чернореченском водохранилище в г. Грозном.