О 22 июля по 5 августа проводились всесоюзные соревнования крейсерских яхт на Кубок Онежского озера, которые включали одну гонку по олимпийской дистанции и четыре маршрутные. Первая гонка протяженностью 92 мили проходила по маршруту Петрозаводск — о. Василисин — о. Брусно — Ялгуба. Во второй гонке по знакомому маршруту яхты возвратились в Петрозаводск, где состоялась третья 22-мильная гонка. Затем флот стартовал в 153-мильной гонке по маршруту Петрозаводск — м. Андомский — о, Сал. Завершила соревнования 121-мильная гонка о. Сал — м. Бесов Нос — Петрозаводск.
За Кубок боролись экипажи В4 яхт V и IV классов IOR; из них 4В приехали из Москвы, остальные участники были из Горького, Калинина, Ленинграда, Мытищ, Новгорода, Перми, Петрозаводска, Чебоксар, Череповца, Ярославля.
Почти в каждой гонке ветер постоянно менялся от штиля до шторма, а по направлению от крутого бейдевинда до фордевинда. Ни в одной из гонок не удавалось длительное время идти одним галсом, в каждой из них по 8-10 раз приходилось ставить и убирать спинакеры, менять стаксели, а иногда грот заменять на трисель. Каждая гонка требовала от экипажей максимальной отдачи и большого физического напряжения. Победители определялись лишь на финише, ибо нередко яхта уходила вперед, оторвавшись от основной группы, и попадала в «штилевой мешок», в то время как шедшие сзади и чуть в стороне конкуренты уходили далеко вперед.
Тщетными для многих экипажей оказались поиски ночных бризов вблизи берегов. Например, в четвертой гонке после старта в Петрозаводске флот разделился на две эскадры, Одна легла курсом на восток, чтобы пересечь озеро и с береговыми бризами вдоль восточного берега достичь маяка Андомского. Другая, более многочисленная группа предпочла прямой курс на маяк финиша. Многие суда первой группы, заштилев под берегом, позже не нашли судейского судна, и время прохождения этапа для них пришлось рассчитывать по прокладке на карте.
Победителями соревнований стали экипажи (по зачетным группам): в первой (25 яхт) — «Орион» (капитан М. Марков, Пермь); во второй (24 яхты) — «Вале» (Б. Кузнецов, Москва); в третьей (23 яхты) — «Лотос» (А. Хлебушкин, Москва) и в четвертой (13 яхт) — «Норд» (Р, Новодережкин, Москва).
Кубок Онежского озера — это, пожалуй, единственные соревнования всесоюзного масштаба, где экипажи крейсерских яхт V и IV классов IOR могут повышать свою спортивную квалификацию. Участники высоко оценивают доброжелательную атмосферу соревнований, их организацию и обеспечение. Спорткомитет Петрозаводска организовал четкое обеспечение яхт бензином, газом, водой и продуктами, включая «тушенку».
В соревнованиях принимали участие помимо хорошо известных типов (полутонников и четвертьтонников) яхты, переоборудованные из гоночных судов или построенные по индивидуальным проектам, как, например, четвертьтонник «Револьвер», занявший призовое место в своей группе.
В первой зачетной группе высокими ходовыми качествами отличался «Орион» из Перми — усовершенствованный четвертьтонник постройки Таллинской экспериментальной верфи спортивного судостроения. Капитан Марк Марков переоснастил судно, применив гибкую мачту и вооружение типа «7/8». Яхта преобразилась — по ходовым качествам ей не было равных в группе.
Соревнования этого года явились испытательным полигоном и для нового полутонника «Северное сияние», построенного по проекту «СТ-31» на Ленинградской экспериментальной судоверфи (см. «КЯ» №109). Яхта трижды финишировала первой в своей IV зачетной группе, в двух гонках была на финише 4-й и 7-й. Только 10-процентная штрафная надбавка к гоночному баллу за не полностью оформленное мерительное свидетельство не позволила ее экипажу стать победителем соревнований. И хотя ему пришлось довольствоваться 5-м местом, экипаж, в составе которого были работники судоверфи, остался доволен.
На курсе крутой бейдевинд при ветре до 3-х баллов «СТ-31» идет со меньшим креном и более высокой скоростью, чем «Картер-30». При усилении ветра до 5 баллов обе яхты имеют одинаковую скорость хода, но «Северное сияние» идет круче. При дальнейшем усилении ветра на новом полутоннике надо брать рифы, а «Картер-30» в это время может нести полные паруса, идет менее круто к ветру. На полных и попутных курсах «СТ-31» не имеет видимых преимуществ в скорости.
Мореходные качества полутонника оцениваются экипажем как хорошие. Правда, испытать его довелось только на озерной достаточно крутой волне высотой около двух метров. На ходу, независимо от курса относительно бега волн, на палубу попадают только брызги воды, яхта не зарывается и не упирается в волну.
Корпус, склеенный из 4 слоев водостойкой авиационной фанеры, оказался абсолютно водонепроницаемым. В течение полутора месяцев плавания экипаж полутонника из пяти человек имел нормальные условия для отдыха и работы.
На яхте установлена мачта, изготовленная из алюминиевого профиля для катамарана «Торнадо», что обеспечивает ее гибкость в широких пределах. Применено приспособление, позволяющее брать три рифа на гроте за 30 секунд без уборки паруса, и другие усовершенствования. Установлен стационарный карбюраторный двигатель «УД-25», приспособленный для работы на судне.
Высоко оценили качество постройки и вооружение новой яхты участники соревнований, почти каждый из них побывал на ней.