В зависимости от стартовой группы протяженность второй гонки по маршруту Таллин — Лахтма была 101/70 миль по генеральному курсу. Теперь они остались за кормой и парусная эскадра, в которую вошли лодки всех яхт-клубов Эстонии (эти соревнования являются и чемпионатом республики), а также гостей из Ленинграда, Москвы, Риги и Харькова, ошвартовались у высокой бетонной стенки — причала рыболовецкого колхоза «Хийу калур», что на северной оконечности острова Хийумаа.
В Лахтма, раскрыв разноцветные зонты, по причалу не спеша прогуливаются островитяне, обсуждая достоинства яхт. Приятно, когда есть болельщики в нашем, якобы «незрелищном», виде спорта. Позже в газете «Ныукогуде Хийумаа» я прочитал небольшую заметку, в которой сообщалось о начале XXVII регаты пролива Муху-Вяйн. В ней говорилось и о том, что второй этап финиширует в Лахтма утром в воскресенье 29 июля. В гонках участвуют почти 500 яхтсменов на 88 судах. Приехать в Лахтма можно автобусом из районного центра острова — Кярдла, который будет курсировать в такое-то время. Вот откуда болельщики. Под набухшими от воды тяжелыми ветками прибрежных деревьев виден черный бок автолавки, возле которой уже выстроилась небольшая очередь.
Алексей Котляров — капитан нашей яхты «Сталкер» — занялся документами, а я, как и положено матросу, хозяйством.
Третий раз участвую в регате Муху-Вяйн. Заранее знаю, что на финише каждого промежуточного этапа нас ждет радушный прием.
В гавани Ромассааре на острове Сааремаа угощаемся горячей ухой, в Хаапсалу — копченой рыбой. Почему такие рыбные варианты? В организации регаты активно участвуют рыболовецкие колхозы, а чем богаты...
Руководство регатой осуществляется Спорткомитетом ЭССР и организационным комитетом Федерации парусного спорта ЭССР совместно со спорткомитетами Хийумааского, Кингисеппского районов, города Пярну и местными организационными комитетами.
Регата пролива Муху-Вяйн — самая престижная у крейсерщиков Эстонии. Уже по весне, когда в яхт-клубах закипает жизнь, о Кубке Балтийского моря и этих соревнованиях можно услышать в любом экипаже. «Муху-Вяйн» — это праздник, который с нами каждое лето. Зимой он напоминает о себе белоснежным хлопчатобумажным свитером с эмблемой регаты, значками, вымпелами, эмблемами, призами «За победу», «За абсолютную скорость», за то, что ты был последним.
С 1958 г. яхтсмены республики штурмуют Муху-Вяйн. Все гоняются с удовольствием. Вот и нынче во всех стартовых группах собралась весьма сильная компания. На «Аките» идет чемпион мира-В4 по буерному спорту Тийт Хаагма, на «Виру» известный теоретик парусного спорта Хейно Линд, на «Виймси» — неоднократный призер Кубка Балтийского моря Юрий Плизник. В нашей «деревянной» группе на «Диа-не» выступает участник парусной регаты Олимпиада-80 м. с. м. к. Владимир Игнатенко.
30 июля. Дан старт третьей гонки Лахтма — Пярну (134/88 миль по генеральному курсу).
Рассказывает старпом яхты «Глория» таллинец Сергей Нечаев: «Четыре года действует в Республиканском радиотелевизионном передающем центре, где я работаю инженером, секция парусного спорта. Гонялись на «Фолькботе», «Таурусе». Летом 19В4 года получили долгожданный «Конрад-25р», который назвали «Глория».
На Муху-Вяйнской регате в нашей V группе IOR (стеклопластиковые четвертьтонники в основном польской постройки) за победу боролись 27 экипажей; здесь было самое большое число лодок из семи стартовых групп. Гонка по маршруту Лахтма — Пярну началась в типичную для последних трех регат пролива Муху-Вяйн погоду — дул слабый, порой исчезающий ветер. Выйдя из пролива в Рижский залив, яхты разбрелись в поисках лучшей дороги. Утром на подходе к Пярну нас ожидал сюрприз: плотная стена клубящегося тумана. Те, кто не поменял галс и «полез» искать счастья в тумане, оказались в проигрыше. В этой группе первыми прошли финишный створ сааремасцы, выступающие на яхте «Эне». «Глория» была шестой и по сумме трех гонок заняла второе место в турнирной таблице.
В Пярну отдыхали двое суток.
Маршрут четвертой гонки пролегал на остров Сааремаа в Ромассааре — 101/6В миль. Там прошла и пятая заключительная гонка по треугольнику в бухте Суур Кател, после чего определились победители XXVII регаты пролива Муху-Вяйн.
Думаю, надо объяснить, почему регата финишировала на Сааремаа. Дело в том, что летом 1984 г. мы отметили 100-летний юбилей парусного спорта республики на этом большом острове Моонзундского архипелага. Сааремасцы ходят, в основном, на судах, принадлежащих яхт-клубу p/к «Сааре калур», в котором всего насчитывается 100 лодок. Этим видом спорта здесь занимаются люди всех возрастов.
8 июня на озере Харку, в живописном пригороде Таллина, прошла детская регата «Оптимист». Восемь ребят-земляков пробились в финал, а победил сын рыбака с Сааремаа Рийво Коппель. Больше других за земляков радовался заместитель председателя колхоза Каарел Нийне — большой энтузиаст парусного спорта. Он рассказал, что началось строительство водноспортивного комплекса. Уже сданы в эксплуатацию эллинг и пирс. Занятия с ребятами проводят не только клубные тренеры: приглашали судью всесоюзной категории Хейно Куйвйыги, конструктора Спортсудоверфи Энна Метсара, известного в прошлом буериста Юри Шарашкина. Надо думать, что в ближайшие годы здесь появятся сильные гонщики в олимпийских классах парусных судов.
Многие участники регаты пролива Муху-Вяйн приняли участие в юбилейной Сааремской регате вокруг острова Абрука.
Всем надолго запомнился и залитый солнцем стадион в районном центре острова — Кингисеппе. Звучала музыка. Эстрада была украшена разноцветными парусами «Оптимистов». На столах лежали призы. За первое место во всех зачетных группах победители получили бинокли, были еще туристические палатки, спортивный инвентарь, который под аплодисменты зрителей (казалось, что здесь собралось все население острова) вручал Каарел Нийне.
В праздничном настроении возвращались в родные яхт-клубы участники XXVII регаты пролива Муху-Вяйн, радовался и экипаж Юрия Плизника, выступавший на яхте «Виймси» (см. «КЯ» №112). По традиции, Плизник вел дневник, с которым он меня любезно познакомил:
«Отзывы на выступление «Виймси» на «Кубке Балтийского моря» были положительными. Хотя некоторые удивлялись, что я пошел не на беспроигрышной «Иру», а на «темной лошадке», которую толком не объездил. Но третье место на первой такой большой лодке, построенной в нашей стране, тоже неплохо. Тем более, она еще не раскрыла перед нами все свои секреты.
На XXVII регате пролива Муху-Вяйн запомнилась гонка Пярну — Рухну — Ромассааре. Стартуем при очень слабом ветре. Уходим группой, в которую входят также «Вальтер» и «Иру». Вскоре «Иру» попадает в ветровую дыру, а мы с «Вальтером», как привязанные, тащимся по ветровым полоскам. Возле острова Кихну свежеет. Флот, который пошел по середине Рижского залива, остался без ветра и белел на горизонте. У нас пока что ровный ветер и солнце. Позади видны сполохи молний, слышны раскаты грома. Ветер усиливается и мы начинаем едва-едва доставать «Вальтера», но под Рухну попадаем в штиль, а потом появившийся ветер дважды меняет направление и усиливается. Этого мы ждали. «Виймси» четко реагирует на изменившуюся обстановку, и мы огибаем остров Кихну, опередив «Вальтера» на 35 мин. Ночью мобилизуемся, учитывая уроки прошедших гонок, и финишируем вновь первыми, разбудив судей у пирса Ромассааре. «Вальтер» приходит через полтора часа и, пожалуй, шансов на победу у него нет. Мы все — я, старпом Николай Корячкин и другие члены нашего экипажа — все больше и больше открываем для себя возможности детища колхоза «Маяк». Почему пишу это после четвертого этапа? Потому что, пожалуй, здесь впервые отработали по мере своих возможностей максимальный ход «Виймси».
...Смотрю на полученную медаль чемпиона Эстонии. Их у меня много, но, эта, наверное, одна из самых тяжелых, или весомых. Рад, что сдержал слово, данное председателю колхоза: выиграл и испытал лодку».
Почти в двадцати соревнованиях стартуют экипажи крейсерских яхт в Эстонии каждое лето. Здесь и первенства городов и спортобществ, и межсекционные гонки, где победитель определяется по гандикапу. Яхты, такие как, например «Глория», принадлежат предприятиям, учреждениям и организациям. Приятно видеть под парусами экипажи, которые приглашают на морскую прогулку своих товарищей по работе. Многие приходят с детьми. Может, так, с маршрута выходного дня, и начнется у мальчишки любовь к белому треугольнику. Когда гости просят рассказать о соревнованиях, в первую очередь мы вспоминаем трудные, но интересные дни на регате пролива Муху-Вяйн.
Результаты XXVII регаты пролива Муху-Вяйн
24 июля — 4 августа 1984 г.
1-я стартовая группа. 1 — «Ариэль» («Кировец», Ленинград), капитан А. Коновалов — 53,25 очка: 2 — «Моряна» («Моряк», Рига), В. Торопченов — 37,5; 3 — «Калев» («Калев», Таллин), О. Роосма — 31,5.
2. 1 — «Виймси» («Калев», Таллин), Ю. Плизник — 42,125; 2 — «Иру» («Калев», Таллин), М. Алак — 37,75; 3 — «Вальтер» («Калев», Таллин), Я. Рюнк — 37,375.
3. 1 — «Керберос» (Калев», Пяриу), А. Весило — 76,0; 2 — «Лембиту» (Калев», Таллин), X. Петерсон — 74,125; 3 — «Гренада» (я/к, Таллин), Е. Жуковец — 57,00.
4. 1 — «Пирнта» («Калев», Таллин), М. Куульманн — 101,25; 2 — «Нелли» («Калев», Таллин), П. Журавлев — 99,875; 3 — «Хермес» («Калев», Таллин), М. Илумяэ — 98,25.
5. I — «Эие» (Йыуд», Кингисеппский р-н), К. Трей — 171,5; 2 — «Кондор» («Моряк», Рига), В. Голубев — 158,0; 3 — «Глория» («Калев», Таллин), М. Вихуль — 156,375.
6. 1 — «Диана» (я/к, Таллии), Ю. Варнава— 38,125; 2 — «Мираж» («Йыуд», Раквере), В. Оленин — 27,375; 3 — «Типили» («Калев», Таллин), М. Тийтус — 24,75.
Класс «Фолькбот». 1 — «Вана арм» («Калев», Таллии), Ю. Лембер — 72,0; 2 — «Тийна» («Калев», Пярну), X. Мурд — 62,5; 3 — «Уку» («Калев», Пяриу), Э. Пихла — 49,0.