В классе «Луч» спортсмены долго «раскачивались». Хаотичность приходов в начале встречи не позволяла определить расстановку сил. Лишь к третьей гонке основная масса участников сумела настроиться, результаты обрели стабильность. Лидерами стали спортсмены, которые в первых гонках занимали далеко не лучшие места. По отзывам тренеров, этот класс более других отличался.«борьбой на равных» — уровень подготовки большинства участников был достаточно высоким.
Совсем другие слова приходилось слышать в адрес класса «Финн». Уровень подготовки юных «финнистов», как считают компетентные люди, порой не соответствует даже уровню материальной части. В Таллине это проявилось в том, что за победу боролись только 5—6 спортсменов. Первое место, которое в итоге занял москвич Игорь Скалин, оказалось «призом за стабильность» — Игорь сумел обеспечить минимальный «разнобой» результатов отдельных гонок.
А вот мнение специалиста о соревнованиях в другом популярном классе:
— Некоторые участники в классе «470» ходить на своих лодках, по большому счету, еще не научились,— считает опытный тренер Р. Оттосон. — Это к неудивительно, многие совсем недавно пересели на них с маленьких «Кадетов». Сказывается отсутствие переходного класса. Ничего, кроме вреда для новенькой матчасти, эта «учеба в гонке» не приносит...
Проблема переходного класса еще ждет своего решения, к журнал приглашает всех принять участие в ее обсуждении. А в целом гонки в классе «470» отличались довольно высокой «плотностью» борьбы, в результате которой победителями среди мужских экипажей стали москвичи Олег Королев и Александр Афонькин. Все отметили блестящее выступление Кристы Круув и Роберты Сирго — экипажа из Таллина, бывшего вне конкуренции на протяжении всех соревнований.
В целом регата прошла в напряженном темпе, выявила достаточно высокий уровень некоторых участников, но заставила вспомнить и о проблемах, волнующих спортсменов-парусников к их тренеров.
— Больше всего настораживают вопросы, связанные с обмером, — говорит представитель Госкомспорта СССР В. Леонов. — Особенно это касается класса «Финн». Достаточно вспомнить прошедший чемпионат мира, на котором нашему ведущему финнисту Олегу Хоперскому пришлось спешно дорабатывать свою лодку для приведения ее в соответствие с правилами класса. И на таллинских соревнованиях бывали случаи, когда лодки имели немало расхождений с мерительным свидетельством... Причина видится в том, что многие тренеры слабо знакомы с правилами обмера и практически не используют их в своей работе.
Регата поставила к еще одни вопрос. Как уже говорилось, соревнования проходили при сильном ветре. А на четвертый день их вообще пришлось отменить — «Таллин-метео» дал прогноз: ветер до 18 метров. Прогноз оказался верным. Волны с шипением обрушивались на берег, над волноломами то и дело взлетали фонтаны брызг.
Такая погода вызывала в лагере участников уныние, пожалуй, даже большее, чем в случае штиля. Когда ветра нет — ясно, что гоняться нельзя. А вот когда дует и в то же время «вода закрыта»...
В приложении к правилам соревнований по парусному спорту (ППС-85) специально оговариваются скорости ветра, при которых судейская коллегия не должна начинать гонку — определенное значение для соревнований определенного ранга. На всесоюзных юношеских соревнованиях такой границей является скорость ветра 10 м/с. (Для сравнения: верхний предел для взрослых экипажей килевых яхт — 13 метров, т. е. разрыв не так велик!) И от представителей команд, с надеждой поглядывающих на горизонт, неоднократно приходилось слышать слова недовольства слишком тепличными, по их мнению, ограничениями. «Когда наши ребята выступают за рубежом, — убеждал один из тренеров, — они попадают в непривычно жесткие условия. Пусть даже 24 метра дует, старт все равно будет дан. А там уж сам решай, идти в гонку или нет. Спорт есть спорт».
А между тем некоторые наши неудачи на международной парусной арене объясняются именно отсутствием нахоженности в сильный ветер.
Речь сейчас вовсе не о том, что судейская коллегия таллинской регаты перестраховалась. Правила есть правила, за невыполнение их приходится нести ответственность. Просто хочется еще раз подчеркнуть, что «простой» на нынешнем юношеском первенстве еще раз заставил вспомнить о «проблеме сильного ветра».
Большинство спортсменов — за проведение соревнований и при сильном ветре, но естественно, со строгим учетом уровня подготовки участников н имеющихся средств обеспечения безопасности.
Победители первенства
23—31 августа 1987 г., г. Таллин
«Луч» (35 яхт): 1 — Д. Хащина, Николаев (места по гонкам: НУ, 15, 1, 1, 2); сумма очков — 24; 2 — В. Сидоренко, Киев (6, 10,8, 2, 1); 28,7; 3 — Т. Юрье, Таллин (18, 2, 4, 5, 4); 29;
«Финн» (22): 1 — И. Скалин, Москва (2, 3, 3, 4, 9); 22,4; 2 — Ю. Пинегин, Тольятти (3, 5, 2, 3,5); 24,4; 3 — И. Сидоров, Ленинград (1, 12, 6, 12, 2); 32,7;
«470» (юн. — 29): 1 — О. Королев, Москва (5, 4, 1, 12, 7); 31; 2 — Д. Мешков, Севастополь (4, 8, 4, 3, 8); 35,7; 3 — В. Потапов, Москва (1, 6, НФ, 15, 5); 42,7;
«470» (дев. — 18): 1 — К. Круув, Таллин (места по гонкам в общем зачете — 27, 7, 7, 11, 16); 65; 2 — И. Есаулова, Никополь (10, 10, 20, 28, 23); 87; 3 — Р. Таран, Севастополь (ДФ, 31, 11, 20, 17); 103;
«Парусная доска» (36): 1 — М. Эрвин, Таллин (1, 1, 1, 1, 1); 0; 2 — А. Диспинов, Феодосия (3, 14, 3, 3, 13); 36,1; 3 — М. Соколов, Феодосия (11, 6, 17, 2, 3); 37,4.