От редакции
Наши читатели-яхтсмены в общих чертах информированы о ходе пятой кругосветной гонки яхт с полными экипажами «Уитбред Рэйс» 1989—90 гг. WRWR. Регулярно публиковались сообщения в газете «Советский спорт», сюжеты о соревнованиях прорывались на телеэкран. Ряд публикаций был посвящен WRWR и в «КиЯ»: «Соперники «Фазиси»» в №143, «Рождение «Фазиси»» в №145, «Трудные мили «Фазиси»» в №146. Но закрывать тему еще рано — редколлегия журнала считает, что своими впечатлениями о гонке должны поделиться ее непосредственные участники — члены экипажа «Фазиси».
Первый материал из этой серии подготовил Виктор Языков, который прошел два этапа WRWR от Саутгемптона до австралийского порта Фримантл. Виктор — профессиональный штурман, много лет проплававший в Дальневосточных морях на судах рыболовного флота; там же активно занимался парусным спортом на крейсерских яхтах. На момент старта ему был 41 год; в экипаже «Фазиси» был ответственным за грот-мачту.
Назовем других членов экипажа советской яхты, стартовавших в первом этапе: Алексей Грищенко, Киев, капитан; Анатолий Верба, Одесса, помощник капитана; Геннадий Корольков, Одесса, штурман; Сергей Станецкий, Одесса; Юрий Дорошенко, Керчь; Надари Тенишвили, Цхалтубо; Джумбери Цомая, Поти; Игорь Мироненко, Киев; Валерий Сафиуллин, Алма-Ата; Эдгар Терехин, Рига; Виктор Камкин, Днепропетровск; Алексей Дроздовский, Рига; Евгений Платон, Киев. Вторым капитаном шел американец Скип Новак и вахтенным начальником — англичанин Брайен Хэнкок.
Десятого июня 1989 г. крылатый гигант «Руслан» перенес 25-метровый корпус нашей «Фазиси» из Сухуми в лондонский аэропорт Хитроу. Еще двое суток потребовалось, чтобы доставить яхту на трейлере в Хэмбл — прибрежный район Саутгемптона. До старта гонки оставалось всего 7,5 недель, а нам, будущему экипажу «Фазиси», предстояло еще полностью оборудовать «голый корпус» и оснастить яхту парусным вооружением.
Для нас гонка стартовала в октябре 1988 г., когда на Потийском судостроительном заводе начала собираться команда, которой предстояло пройти вместе с «Фазиси» весь путь от разметки первой линии на плазе до финиша «Уитбред Рэйс» в мае 1990 г. Для завода, уже около 30 лет строящего морские пассажирские суда на подводных крыльях, наша яхта была внеплановым заказом. Чтобы завершить ее постройку в непривычно короткие сроки — в распоряжении строителей было не более 10 месяцев, — потребовались дополнительные рабочие руки и творческий труд заинтересованных в конечном результате людей. Появилась идея отобрать из множества претендентов в будущий экипаж «Фазиси» яхтсменов, имеющих наряду с высокой спортивной квалификацией и опытом морских гонок опыт самостоятельной постройки крейсерских яхт. Всем им предстояло на время превратиться в плазовых разметчиков, судосборщиков, монтажников.
Так в цехах Потийского завода появились автор этих строк, более 10 лет ходивший под парусом на Дальнем Вое оке, а затем построивший крейсерскую яхту в пос. Лазаревское; бывший моряк и яхтсмен Валерий Сафиуллин, который построил яхту в сухопутной Алма-Ате и освоил на ней Копчагайское водохранилище; Виктор Камкин из Днепропетровска, построивший 10-метровую яхту по проекту А. Грищенко; киевлянин Игорь Мироненко — участник строительства нескольких яхт в Киевском крейсерском яхт-клубе и многие другие яхтсмены и строители яхт из Одессы, Керчи, Риги.
Главным строителем «Фазиси» был назначен Алексей Грищенко — мастер спорта, инженер-электронщик Киевского НИИ кибернетики. Спортивное звание он завоевал в крейсерских гонках на яхтах, сконструированных им и построенных своими руками — об этом Леша, так его звали все в нашей команде, говорил не без гордости. Леша не просто строил яхты. Он тщательнейшим образом разрабатывал конструкцию каждого узла или устройства, до мелочей продумывал технологию постройки, по крупицам собирал опыт судостроителя. Девизом его было высокое качество всего, что он делал, — в этом Алексей видел залог успеха в гонке, гарантию безопасности судна и его экипажа. В гонках открытого моря мелочей не бывает, говаривал Алексей. Особенно в таких, как «Уитбред Рэйс», маршруты которой проходят в «ревущих сороковых», вокруг грозного мыса Горн, в капризной Атлантике.
В то время, узнав о намерениях советских яхтсменов выступить в WRWR на построенной в Союзе яхте, в одном из яхтенных журналов писали: «Никого не удивляет запуск челночного космического корабля «Буран», однако трудно поверить в то, что русские смогут создать яхту для кругосветных гонок»... И действительно, порой казалось, что мы взялись за непосильную работу. Каждый день рождал новые проблемы, они множились и росли, подобно катящемуся снежному кому. Постоянно не хватало самых элементарных инструментов, материалов. Не было достаточного числа квалифицированных сварщиков, чтобы вести сварку корпусных конструкций с достаточной скоростью.
Искренне сочувствовал нашему делу начальник цеха Вахтанг Кавтарадзе, порой он буквально разрывался между плановым производством и постройкой «Фазиси». Но наибольшая часть проблем тяжким бременем легла на плечи Алексея Грищенко. Ему пришлось принимать решения по сложнейшим вопросам технологии сборки корпуса.
Специалисты Киевского института сварки имени академика Патона, например, предсказывали, что после снятия со стапеля оконечности яхты «подпрыгнут» вверх на 300 мм — следствие остаточных напряжений от сварки. Заводские технологи утверждали, что деформации будут еще больше. Бурные совещания в кабинете начальника цеха по этому вопросу продолжались часами.
Леша обычно молча выслушивал самые противоречивые суждения. И если конкретных предложений, гарантировавших успех, не было, Алексей принимал свое решение. Он обладал свойством сосредоточиться на главном и отмести все второстепенное. За его внешним спокойствием скрывалась напряженная работа мысли, тяжкие сомнения, поиск оптимального решения. И что удивительно, не имея практического опыта постройки алюминиевых корпусов, Грищенко всегда находил верный путь. Мало кто догадывался о том, чего это стоило главному строителю, а затем капитану «Фазиси».
Обостренное чувство ответственности, постоянные опасения за судьбу всего предприятия сильно угнетали Алексея. Уже в декабре того 1988 г. его начала мучить бессонница. Чувствовалось, что Алексея постоянно жгло сомнение, он боялся, что яхта к старту гонки не будет готова, а остаточные напряжения от сварки будут столь велики, что корпус под ударами океанских волн разрушится. Усталость накапливалась и не однажды Алексей в порывах отчаяния доверял мне свои сомнения. Мы с ним стали друзьями задолго до эпопеи «Фазиси» — Алексей был главным советчиком в постройке моей яхты. Он всегда находил время, чтобы ответить на все вопросы — его письма ко мне могли бы стать частью книги для судостроителей-любителей.
Сейчас я не случайно уделяю столько внимания Алексею Грищенко — до сих пор пытаюсь найти для себя объяснение той непоправимой трагедии, что ожидала нас после финиша первого этапа WRWR — в Пунта-дель-Эсте. Она оставила глубокую борозду в душе каждого члена команды «Фазиси» и, я думаю, осталась непонятной для многих советских яхтсменов. Ведь наша яхта выдержала первые испытания океаном, и это вселило во всех надежду на успех в дальнейшем ходе гонки...
Двое суток в ожидании прибытия «Фазиси» в Хэмбл мы слонялись по причалам, подавленные бесконечным множеством ошвартованных здесь яхт со всего света. Можно было увидеть немало известных названий и встретиться со знаменитыми яхтсменами, знакомыми нам по статьям в «Катерах и яхтах». Я по многу раз перечитывал статьи, посвященные предыдущим кругосветным гонкам, и даже не предполагал, что когда-нибудь сам стану участником этого события.
Вот швейцарец Пьер Фелман, капитан макси-яхты «Мерит», победитель предыдущей гонки WRWR. Среднего роста спортсмен с крепким, привычным к большим физическим нагрузкам телом. Его мужественное волевое лицо кажется продубленным солеными ветрами всех океанов. И это впечатление не обманчиво — Фелман занимается парусным спортом с 16 лет, его стаж профессионального яхтсмена составляет уже 30 лет. В его активе все четыре предыдущих WRWR, немало свободных крейсерских плаваний во всех океанах.
В пятый раз предстояло пройти маршрутами WRWR и Питеру Блэйку — высокому стройному блондину с длинными прямыми волосами, орлиным изгибом носа и шикарными пшеничными усами. Спокойную уверенность внушает вся его фигура. И единым монолитом выглядит стройный и одновременно мощный корпус новозеландского кеча «Стейнла-гер-2» с его невозмутимым капитаном и экипажем из крепких загорелых парней, не лишенных юмора, всегда опрятно одетых в фирменные костюмы зеленого с красным цвета. Шкипер и экипаж «Стейнлагера» не без основания рассчитывают на победу — яхта почти год на плаву и все это время было занято тренировками и участием в океанских гонках.
А вот и яхта-победительница предыдущей WRWR — 18-метровый алюминиевый шлюп «Диск д’Ор III», построенный в 1980 г. Правда, на транце яхты новое название — «Мэйден», а на палубе экипаж из 12 симпатичных девушек. И совсем не похож на просоленного морского волка капитан — миниатюрная, с застенчивой улыбкой, 28-летняя Трэйси Эдвардс. Более 100 тысяч миль прошла Трэйси под парусами по морям и океанам планеты. В последней WRWR она была коком на яхте «Норск Дата ГБ», а теперь организовала полностью женский экипаж, который рассчитывает на победу в дивизионе D. Трэйси получила финансовую поддержку одной из британских авиакомпаний после того, как финишировала второй в Трансатлантической гонке «Открытие» осенью 1988 г.
А вот американке Нэнси Фрэнк, возглавившей другой полностью женский экипаж «ЮС Вуменс Челлендж» (кстати, единственной американской яхты, заявленной на гонку), добиться такой поддержки не удалось. Яхта, экипированная для гонки, прибыла в Портсмут, но не стартовала из-за отсутствия финансирования. Косвенным образом это отразилось и на нас: фирма «Пепси Кола», выделившая часть средств на подготовку «Фазиси» к WRWR, под давлением американских яхтсменов, недовольных тем, что эти средства затрачены не на американскую яхту, прекратила оказывать нам поддержку.
Конец июля и август пролетели для нас в, казалось, бесконечных работах по достройке и оборудованию яхты. «Фазиси» была спущена на воду и сделала несколько пробных выходов в море, в том числе и на старт Фастнетской гонки. Мы сходили в Лондон, где приняли участие в спонсорской программе. Затем последовал контрольный обмер и вновь сумасшедшая гонка — за неделю до старта пришлось срочно менять «родной» фальшкиль «Фазиси» на более тяжелый плавник, снятый с английской «Ротманс», подкреплять корпус и предъявлять судно к повторному обмеру. Словом, только за 48 часов до старта «Фазиси» готова была выйти в море, но оставался еще длинный перечень доделок тех самых мелочей, о которых нам постоянно напоминал ставший теперь капитаном Леша Грищенко.
В этот день директор программы «Фазиси» Владислав Мурников в тишине напряженного ожидания прочитал список тех из нас, кому предстояло стартовать в первом этапе WRWR. Вместе с нами должен был пойти в качестве сокапитана известный американский яхтсмен-профессионал Скип Новак и его старпом на борту «Драм» в WRWR 1986—87 гг. англичанин Брайен Хэнкок.
Информация об изображении
Победительница соревнований WRWR 1989—90 гг. новозеландский кеч «Стейнлагер-2»
Последней из участвующих в гонке яхт «Фазиси» прибыла в Таун Ки — красивый город на сваях, где сконцентрировался «уитбредовский» флот накануне старта. Здесь бесконечный людской поток заполнил палубу, каждый стремился заглянуть и внутрь яхты. «Русская субмарина», «парусная доска», как прозвали «Фазиси» завсегдатаи яхтенных причалов за низкий надводный борт и стремительный силуэт, привлекала всеобщее внимание. Чуть ли не от каждого посетителя можно было услышать слова: «перестройка», «гласность», «Горбачев». Появление яхты под красным флагом на старте кругосветной гонки убедительнее слов свидетельствовало о тех переменах, что происходят в нашей стране.

Победительница соревнований WRWR 1989—90 гг. новозеландский кеч «Стейнлагер-2»
И вот наступил долгожданный день старта «Уитбред Рэйс». Утро 2 сентября 1989 г. выдалось солнечным, как по заказу, с легким, набирающим силу бризом. Прощаемся с гостеприимным приморским городком, провожающими. Отдаем швартовы. На борту 16 человек, а всего в команде «Фазиси» — 21. У кого-то из оставшихся на берегу в глазах слезы. Нет сомнений, в душе рыдает каждый из них. Все вместе мы прошли нелегкий путь к этому дню и сделали немало, чтобы он состоялся. Утешение для оставшихся лишь в том, что в промежуточных портах гонки предусмотрена замена 2—3 человек и каждый из нас, если и не пройдет весь маршрут, то познает специфику отдельных его этапов.
Старт парусной гонки — всегда напряженный и ответственнейший момент. У каждого из нас в прошлом сотни стартов, но этот для всех первый.
Ветер окреп и в 12.10 по Гринвичу, когда до старта остается 5 минут, в проливе Те-Солент уже гуляют «барашки». Маневрируя, словно легкие «Солинги», 25-метровые яхты вплотную расходятся в предстартовой зоне, стремясь занять наиболее выгодную позицию. Но вот орудийный выстрел с фрегата «Эмбасси», который произвел герцог Йоркский, патрон «Уитбред Рэйс», возвестил о моменте старта.
Скип стартует отлично, на ветру и с хорошим ходом. Вода вокруг «Фазиси» кипит с гулом и грохотом горного потока. Гребни волн проносятся по палубе. Крен предельный, весь подветренный борт в воде. Подобно застоявшимся скакунам, вырвавшимся на волю, 23 яхты понеслись по коридору, образованному тысячами провожающих яхт и катеров. Белоснежные «усы» разлетаются от форштевней, за кормой вырастают буруны. Редкой красоты зрелище, настоящий праздник для многих тысяч любителей паруса, заполнивших «зрительские» суда, раскачивающиеся на волнах Те-Солента. В воздух поднялись десятки самолетов и вертолетов с теле-, кино- и фоторепортерами, которые старались передать волнующую картину старта.
Спокойная погода, попутный 10-узловый северный ветер, сопровождавший яхты в первые дни гонки, помогли нашему экипажу разобрать все запасы и снабжение, сваленное в предстартовой суматохе в просторной носовой части корпуса, освоиться с управлением непривычно большими парусами, научиться понимать команды Новака. В свободные от вахты часы представилась возможность немного отдохнуть от береговых забот.
В Бискайский залив первым вошел шлюп «Мерит», опередив примерно на 5 миль «Стейнла-гера-2». Но здесь новозеландский кеч, подхваченный «португальским пассатом», продемонстрировал преимущество двухмачтовой оснастки. Поставив все пять парусов, Блэйк получил дополнительный узел скорости и быстро вышел в лидирующее положение. Позже, когда на траверзе мыса Финистерре ветер усилился до 35—45 узлов, экипаж «Стеинлагера» не испытывал никаких проблем, хотя в полночный сеанс радиосвязи с преследующих его «Мерит», «Ротманс» и «ЮБФ» («Юнайтед Бэнк оф Финлэнд») стало известно о том, что эти яхты несутся буквально вжатые ветром в воду и экипаж уже не в силах сменить громадные легкие спинакера на штормовые.
Флот приближается к экваториальной штилевой полосе, области «доллдрэмс», как ее называют парусники. Каждый капитан, пользуясь доступной метеоинформацией, разрабатывает свою тактику быстрейшего преодоления этой области, в которой даже самые быстроходные клиперы прошлого иногда увязали на недели. «Стейнлагер-2» достиг штилевой зоны, оторвавшись от ближайшего соперника на 130 миль. На дисплее приемника спутниковой системы метеоинформации Блэйк увидел плотную массу облаков, вращающуюся против часовой стрелки, — это зарождался ураган Хуго, который позже обрушился на южные штаты США. Ветер начал стихать, и последующие 12 часов новозеландская яхта делала всего по три мили в час, стараясь приблизиться к левому краю циклона. «Мерит» уже сократил разрыв с лидером до 37 миль. Но тут Хуго пришел на выручку Блэйку. Крыло урагана подхватило «Стейнлагер-2» и вынесло его из штилевого плена за считанные часы. «Мерит» вскоре оказался снова в 156 милях за кормой новозеландского кеча...
Скип Новак выбрал тактику преодоления штилевой зоны, оказавшуюся весьма эффективной и принесшую успех «Фазиси». Суть ее состояла в том, чтобы не пересекать зону по кратчайшему расстоянию — на юг, а использовать небольшие местные ветровые системы и поддерживать по возможности наивысшую скорость. Иногда «Фазиси» отклонялась от генерального курса на 90° и шла так в течение нескольких часов, следуя за ветром. Скип удерживал яхту на кромке ветровой системы, избегая попадать в ее безветренный центр. В результате «Фазиси» вышла из штилевой зоны, перейдя с 7-го на 5-е место, и настигла одного из фаворитов гонки — шведский кеч «Те Кард». Этот успех окрылил наш приунывший было экипаж, все стали проворнее работать на фалах, внимательнее стоять на руле.
Приближаемся к побережью Южной Америки. За последние сутки «Фазиси» прошла 196 миль — это первый рекорд для нашей яхты. Впервые после выхода из Солента меняем спинакер на легкую геную, но скорость сохраняется не менее 10 узлов. Полмесяца не было дождей, зато теперь ливневые шквалы следуют один за другим, яхта сильно хлопает носом о гребни короткой встречной волны. Резкая килевая качка осложняет жизнь экипажа на яхте. И в таких условиях приходится подниматься на мачту. В верхней части обтекателя штага появилась трещина и, если срочно не подкрепить это место, нас ждут большие неприятности. Неделю назад из-за потери обтекателя штага «ЮБФ» пришлось заходить на Канары.
Прекрасное зрелище открывается с 25-метровой высоты. Океан, покрытый пенистыми гребнями, необъятен. Рассекая встречную волну, яхта падает вниз, сильный удар сотрясает корпус, мачта раскачивается как маятник. Чтобы удержаться, приходится напрягать все силы.
Лидирующая группа яхт с юго-восточным пассатом все ближе подходит к Бразильскому побережью. Впереди по-прежнему «Стейнлагер-2»; в 210 милях позади второй новозеландский кеч «Фишер энд Пэйкел», затем «Ротманс» и «Мерит». «Фазиси» в 530 милях за кормой «Стейн-лагера-2» возглавила вторую группу, в которую вошли «Геторейд», «Бритиш Дефендер» и «Те Кард».
23 сентября. Пошла третья неделя гонки. Блэйк передает, что попутный пассат кончился, подул встречный 35-узловый ветер. Но не усиливающийся ветер доставлял неприятности гонщикам, а беспорядочная очень крутая волна. На пологую океанскую зыбь, идущую с севера, наложилась короткая волна от ветра нового направления. Ломающиеся гребни шестиметровой высоты сделали жизнь на яхте невыносимой, заставили взять на ночь три рифа на гроте и поставить штормовой стаксель. Скорость упала до 6 миль в час. В довершение всего выпал палец из скобы грота-фала и тяжелый парус рухнул на палубу. Блэйку пришлось посылать на мачту двух матросов, которые с трудом поймали каретку грота-фала и спустили ее вниз.
Еще до встречи с этим ветром на «Фишер энд Пэйкел» сломалась бизань-мачта. Некоторое время кеч тащил ее за собой за тросы стоячего такелажа с прежней 10-узловой скоростью, пока экипажу при помощи шкотовых лебедок не удалось поднять обломки на палубу.
В палубе пластмассовой «Ротманс» появилась трещина от борта до угла кокпита рулевого.
А в это время «Фазиси» еще продолжала нестись со скоростью 17—18 узлов.
Моя вахта закончилась и я до утра свободен, но уйти с палубы невозможно. Жуткий восторг испытываешь от этой бешеной скачки по океанским волнам. Позади остались «Геторейд» и «Бритиш Дефендер» с порванными гротами, но на борту «Фазиси» все в порядке, если не считать сломанного нока спинакер-гика.
Но вскоре и мы достигли границы холодного фронта, ветер переменился на встречный. Два последовательных шторма с промежутком менее суток стали серьезным испытанием прочности яхты и стойкости экипажа. Прорезая встречные гребни на большой скорости, «Фазиси» стремительно падает в провалы между волнами. Сильнейшие удары сотрясают корпус. Внутри вибрация, гул, грохот, проклятия рулевому, но это только выход общей усталости и беспокойства за ход гонки.
Двадцать седьмого сентября «Стейнлагер-2» первым вошел в гавань Пунта-дель-Эсте, пройдя 6280 миль за 25 суток 20 ч 46 мин 27 с и опередив почти на 12 часов «Мерит». Третьим финишировал «Фишер энд Пэйкел» и всего на 4 часа от него отстал «Ротманс».
Наша «Фазиси» завершила этап 30 сентября шестой; вслед за нами в течение часа финишировали еще четыре яхты.
Уже давно стемнело, но на ярко освещенном причале бурлила жизнь. Музыка, смех, приветствия, поздравления не стихали. Наш отель в пяти минутах ходьбы. Здесь уже накрыт стол, и это весьма кстати. Обросшие, похудевшие, все мы истосковались по нормальной пище — ведь четыре недели пришлось питаться сублимированными (обезвоженными) продуктами, расфасованными в целлофановые пакеты. Это тоже удел экипажа гоночной яхты, на которой под контролем каждый килограмм веса.
Вспоминаем, что уже наступило 1 октября, поздравляем Лешу Грищенко с днем рожденья. Ему исполнилось 43 года. Есть с чем поздравить нашего главного строителя и капитана. Яхта без поломок и с хорошим результатом прошла первый этап гонки, в этом его большая заслуга.
Леша принимает поздравления сдержанно, выглядит утомленным. Что происходит в его душе? Он научился скрывать от окружающих свои переживания, сдерживать боль. Но, видимо, уже не смог выйти из состояния той тяжелейшей депрессии, которая накопилась за время постройки «Фазиси». «Гореть в деле» — смысл жизни Алексей видел в этом. Он сгорел, ушел потому, что уже не было сил жить.