Согласитесь, что с чисто спортивной стороны классические парусные гонки — не очень зрелищный вид спорта. Даже специалисту бывает порой трудновато оценить ситуацию на дистанции протяженностью 1—2 мили, заполненной десятками судов разных классов. А о неискушенных зрителях и говорить не приходится.
Практически невозможно освещать ход спортивной борьбы и при помощи телевидения. Кстати, эта проблема имеет и финансовую сторону — реклама, которая может проникнуть на телевизионные экраны, резко поднимается в цене. С возможностью демонстрировать парусные гонки по телевидению окупаемость соревнований намного повышается — ведь за надписи и эмблемы на яхтах, поворотных знаках, обеспечивающих судах, экипировке можно запросить с рекламодателей гораздо большие суммы.
Матчевые гонки от этих недостатков свободны. На сверхкороткой дистанции — только две яхты, наблюдать за борьбой которых не сложнее, чем за поединком боксеров на ринге. Кроме того, наиболее горячая схватка разворачивается в течение предстартового времени, непосредственно у стартовой линии.
Схема дистанции показана на рисунке. Расстояние между знаками — 100-150 м. вначале соперников «разводят по углам», в специальные «зоны ожидания». За пять минут до старта (но не позднее, чем за одну минуту) они пересекают стартовую линию с наветренной стороны и начинают борьбу за наиболее выгодное место на старте. Дуэль продолжается и на дистанции — соперники постоянно контролируют друг друга, применяя весь комплекс тактических приемов. Некоторые из них характерны только для дуэльных гонок: так, например, если один из экипажей окажется на фальстарте, то соперник может, действуя в пределах правил, преградить ему дорогу, увести от стартовой линии и практически выиграть гонку — ведь нарушителю все равно придется возвращаться к линии, чтобы «оправдаться».
За поведением соперников все время следит специальная судейская бригада, которая постоянно сопровождает гонщиков на катере и находится в непосредственной близости от них. Все конфликты решаются на месте: в случае нарушения судьи показывают стартовый номер нарушителя и ему приходится «вальсировать» — выполнять поворот на 720°; если, по их мнению, гонщик подает необоснованный протест, поднимается зеленый сигнал — «все в порядке, можно продолжать борьбу».
В конце прошлого года первые матчевые гонки на судах олимпийских классов прошли и у нас в стране. В ноябре в Сочи состоялись «дуэли» между чемпионами СССР и обладателями Кубка страны. Недостаток опыта — как у гонщиков, так и у судей, дал о себе знать: многие экипажи предпочли действовать по старинке, «разбегаясь» со старта в стороны и ища удачу на одном из галсов.
Самыми интересными оказались поединки «финнистов» Ю. Токового и О. Хоперского, продемонстрировавших настоящую дуэльную борьбу. Объяснялось это, видно, и тем, что Юрий уже выходил на старт матчевых гонок за рубежом.
А еще через месяц в Сочи состоялся международный матч «СССР — Канада», в котором приняли участие экипажи А. Чурочкина и Л. Москаленко, а также сильные канадские спортсмены Н. Кокран и Д. Эккарт. Оба они рулевые, но на время встречи Эккарт стал шкотовым Кокрана.
В течение трех дней было проведено 27 «заездов», в которых экипажи попарно встретились друг с другом. За победу в гонке начислялось одно очко, за поражение — ноль.
Соревнования получились удивительно зрелищными. Несмотря на острую бескомпромиссную борьбу, в ходе которой соперники «играли в прятки» вокруг стартового катера, кружились на месте и до бесконечности совершали поворот за поворотом на дистанции, впереди с довольно большим отрывом оказался экипаж Чурочкина. Слабо выступила Л. Москаленко, сумевшая выиграть только одну гонку.
Думается, что у этого чрезвычайно интересного вида парусных соревнований — большое будущее. Будем надеяться, что благодаря телевидению он приобретет тысячи новых поклонников.
Результаты матчевых гонок
23—28 ноября 1989 г., г. Сочи
«Солинг»: С. Пичугин, Г. Страх, А. Никандров — В. Игнатенко, В. Коротков, А. Будников; 6:0;
«Звездный»: В. Соловьев, А. Зыбин — С. Хорецкий, В. Зуев; 6:0;
«Летучий Голландец»: Г. Шайдуко, B. Буданцев — А. Шпилько, Д. Ярмоленко; 4:2;
«Торнадо»: Ю. Коновалов, С. Кравцов — C. Приймак, С. Кузовов; 5:1;
«470» (муж): А. Чурочкин, А. Баранов — А. Акшенцев, А. Шутин, 4:1; (жен.): Л. Москаленко, Е. Пахольчик — Р. Таран, И. Чуниховская; 4:3;
«Финн»: Ю. Токовой — О. Хоперский; 4:2;
«Луч-М»: Е. Иванова — Е. Жукова; 3:2.
Результаты матча «СССР — Канада»
14—16 декабря 1989 г., г. Сочи
«470»: 1 — А. Чурочкин, А. Баранов; 17; 2 — Н. Кокран, Д. Эккарт; 9; 3 — Л. Москаленко, Е. Пахольчик; 1.