В последнем номере прошедшего года мы рассказали о трех этапах чемпионата мира в классе скутеров «Формула-1», один из которых состоялся (а вернее, не состоялся из-за сложных погодных условий и массы аварий) в Ленинграде. Сегодня речь пойдет об остальных шести этапах сезона 1990 г.
Линьяно (Италия), 28—29 июля.
Этот этап выиграл обладатель чемпионского титула в «Формуле» в 1989 г. англичанин Джонатан Джонс, показав среднюю скорость 170,49 км/ч. Второе и третье места заняли его соотечественники Питер Линденберг и Эндрю Эллиот.
Реальные шансы на победу имел известный итальянский гонщик Гвидо Капеллини, который на глазах восторженных земляков выиграл старт и лидировал на протяжении трех кругов, пока у его «Меркюри» не полетело зажигание. Вырвавшийся вперед американец Дон Джонстон тоже недолго продержался в лидерах — на одном из поворотов его скутер задел спонсоном лодку гонщика из Венгрии Георги Чепреги, и на скорости почти 150 км/ч корпус начал наполняться водой.
Аварии на трассе вынудили отказаться от борьбы шведа Томаса Эриксона, англичанина Марка Роллса и Майкла Вернера из ФРГ.
Будапешт (Венгрия), 25—26 августа
На венгерском этапе безраздельно господствовали итальянцы. Гвидо Капеллини удалось сквитаться за неудачу в Линьяно — в Будапеште он стал первым. «Серебро» завоевал Фабриццио Бокка. Третье место занял японец Тадаки Ишикава — восходящая звезда «Формулы».
Эта гонка оказалась настоящим триумфом австралийской гонщицы Кэй Маршалл — единственной женщины среди «пилотов» «Формулы». Впервые выступая в этом престижнейшем классе гоночных судов, Кэй заняла пятое место и заработала 2 очка (напомним, что очки начисляются только первым шести гонщикам).
Милан (Италия), 15—16 сентября
Джонс, видно, решил не размениваться на мелочи вроде вторых-третьих мест. В полной аварий и происшествий гонке миланского этапа опытный английский «пилот» продемонстрировал не только безукоризненное владение «Формулой», но и умение избежать инцидентов на трассе.
После аварий гонку каждый раз останавливали, и с повторных стартов упорно вырывался в лидеры Гвидо Капеллини, не оставлявший надежды оправдать чаяния своих соотечественников. Но азарт в гонках «Формул», видно, плохой помощник. В конце концов двигатель Капеллини не выдержал перегрузки, и буквально под занавес гонки вперед выкатился Джонс. Вторым стал англичанин Джон Хилл — один из ветеранов «Формулы», третье место у итальянца Фабриццио Бокка. Из новичков успешно отгонялся венгр Георги Чепреги, занявший шестое место (1 очко).
Шалон (Франция), 22—23 сентября
Свою первую победу в Европе одержал здесь австралиец Крейг Бейли. В этом этапе участвовал 31 гонщик из 10 стран Сразу после старта финального заезда сорокатысячная толпа зрителей, собравшихся на обоих берегах реки в центре Шалона, ахнула как один человек — взлетел скутер Тадаки Ишикавы. Казалось, что происшествие закончилось для гонщика печально, но вскоре зрителей сумели успокоить: осмотр в больнице показал, что травмы не так уж и серьезны.
Вначале гонку возглавлял Джонс, но под конец у него отказал двигатель Лидирующая тройка — Беили, Бокка и Кертон — наматывала круг за кругом. Итальянец и англичанин несколько раз пытались достать Бейли, но..» время гонки истекло.
Пенанг (Малайзия), 17—18 ноября
Поверхность воды на акватории в районе знаменитого пенангского моста оказалась в день соревнований довольно неспокойной. В Малайзию приехали 22 гонщика из восьми стран, но выбывать из борьбы они начали еще до зачетного заезда. Следствием аварии, в которую попал Гвидо Капеллини, оказались сломанная рука и вдребезги разбитый скутер.
Сразу после старта основного заезда, когда вперед вырвался Стив Кертон, взлетел скутер Тадаки Ишикавы. С повторного старта первым ушел Фабриццио Бокка, но буквально через круг его обошел Джонс» Преследуемый по пятам Эндрю Эллиотом и Фабриццио Бокка, он промчался около двадцати кругов, как вдруг на дистанции показался красный флаг, останавливающий гонку — судьи, заметили, что один из поворотных буев начал медленно дрейфовать по течению.
Третий старт. Впереди Джонс, но неожиданно скутер его взмывает в воздух и с громким хлопком врезается в воду. Гонщик, к счастью, при этом не пострадал. На дистанции вновь мигающий разноцветными маячками катер спасателей.
Вернувшись к стартовому понтону, уцелевшие скутера опять вылетели на трассу. Недавние происшествия, похоже, нисколько не остудили пыла гонщиков. Завязалась острая, рискованная борьба, победителем из которой вышел молодой англичанин Эндрю Зллиот, впервые в жизни выигравший этап «Формулы» и заработавший 9 очков. Сразу за ним финишировал Джон Хилл, преследуемый Майклом Вернером.
Сингапур, 24—25 ноября
Этот последний, решающий этап наглядно, продемонстрировал, сколь коварной и изменчивой бывает порой «Формула». До самого последнего момента на чемпионском троне уверенно сидел Джонатан Джонс, имеющий в активе две «чистые» победы. Но...
В этой гонке участвовал 21 спортсмен. Гвидо Капеллини, сломавший в Малайзии руку, на старт выйти не смог.
До 44 круга гонку возглавлял полысевший за штурвалом «Формулы» ветеран Джон Хилл. После переворота Тадаки Ишикавы вперед вырвался Эллиот, но Хилл, упорно его преследуя, сумел обойти своего молодого соперника и в итоге пересек финишную линию первым, что означало не только победу на этом этапе, но и чемпионский титул в сезоне 1990 г.
А Джонс — Джонс после повторного старта так и не смог отойти от понтона — подвел двигатель. Победа была так близка...
Вторым стал Эллиот, третьим — швед Томас Эриксон.
А у нашего гонщика Алексея Ишутина сезон на «Формуле» был вновь отмечен неудачами. Постоянно подводила техника. Особенно обидными оказались капризы мотора на гонках в Милане и Шалоне. На обоих этапах Алексей не смог пробиться в финал и должен был стартовать в утешительных заездах. И надо же — двигатель, который прекрасно «крутил» и на тренировках, и при подходе к стартовому плоту, наотрез отказывался работать в момент старта. Суеверные люди решили бы, что без злого рока не обошлось...
Итак, окончательные результаты. В течение восьми этапов зачетные очки заработал 21 гонщик. Первые шесть мест распределились следующим образом: 1 — Джон Хилл, Англия (3+6+1+6+9); 25 очков; 2 — Эндрю Эллиот, Англия (4+3+9+6); 22; 3—4 — Джонатан Джонс, Англия (9+9); Фабриццио Бокка, Италия (6+4+6+2); 18; 5 — Дон Джонстон, США (9+3+4,5); 16,5 (результат 4,5 очка начислен по результатам рассмотрения протеста); 6 — Майк Зампарелли, Италия (9+2+3); 14.