Во Фримантле «Фазиси» подняли на берег, сняли и проверили рулевое устройство, отремонтировали перо руля, дополнительно подшпаклевали и отполировали подводную часть корпуса. Отремонтировали гик и дополнительно усилили его накладками из алюминиевого профиля в наиболее напряженных местах. Проверили прочность мачты и крепления к ней стоячего такелажа. Почти все ремонтные работы были выполнены силами экипажа. Конечно, за 26 суток пребывания в гостеприимном городе на западе Австралии у экипажа находилось время и для отдыха, знакомства со страной и встреч с интересными людьми. Не упускали случая поправить и финансовое положение «Фазиси», устанавливая деловые контакты с австралийскими фирмами, которые стали нашими спонсорами и помогли подготовить яхту к старту в очередном этапе.
Океан встретил нас штормом. После ясной и теплой погоды, державшейся в течение последних двух недель, задул сильный и порывистый ветер, временами достигающий восьми баллов. Свирепые шквалы с холодным дождем следовали друг за другом. Первые сутки шли в крутой бейдевинд, и только на рассвете, миновав юго-западную оконечность континента, можно было пойти немного полнее и поставить спинакер.
Яхта неслась с большим креном, вся в облаке пены и брызг. Временами гребень волны обрушивался под необычным углом на борт, вода взлетала на палубу и проносилась от носа до кормы, обдавая всех колючими солеными брызгами. Пришлось надеть штормовую амуницию и крепко пристегнуться к штормовым леерам, натянутым вдоль всей палубы.
За первые же сутки «Фазиси» покрыла расстояние в 320 миль, уверенно держась в середине группы макси-яхт. Вперед ушли традиционные лидеры — оба новозеландских кеча, шлюпы «Мерит» и «Ротманс». На вторые сутки ветер отошел в корму, стал более ровным. Волны выросли до четырех-пяти метров, стали более плавными. Временами «Фазиси», оседлав гребень волны, неслась со скоростью 20—22 узла подобно глиссирующему катеру, вибрируя всем корпусом и оставляя за кормой бурлящий пенный след. Особенно впечатляет серфинг ночью, когда скорость яхты ощущается гораздо острее. Фосфоресцирующие брызги, отбрасываемые от бортов, сливаются в сплошные белые полосы, уносящиеся за корму. Время от времени перед форштевнем яхты вырастает пенный бурун и, окрашенный бортовыми огнями в ярко-зеленый и кроваво-красный цвета, проносится по бокам яхты, поднимаясь на 2—3 м над палубой. Движение в режиме серфинга может продолжаться 20—30 секунд, иногда до нескольких минут, в зависимости от умения рулевого удержать яхту в этом состоянии.
Неправдоподобно быстро сменялись на дисплее лага цифры пройденных миль, наша яхта неслась в направлении невидимой Тасмании.
К утру ветра было еще достаточно, но циклон постепенно уходил на восток, а на западе, за кормой, стала образовываться и быстро догонять нас зона высокого атмосферного давления со слабыми неустойчивыми ветрами. Первыми из макси-яхт замедлили свой бег аутсайдеры — ирландская яхта «Эн-Си-Би» и финские «Юнион Бэнк оф Финлэнд» и «Белмонт-2». На следующий день, примерно в 200 милях от Тасмании заштилели и мы. Трехметровая зыбь швыряла яхту с борта на борт, вытряхивая из парусов остатки ветра, и они хлопали со страшным звуком, напоминавшим пушечный выстрел. Так проходили часы за часами. А в это время лидеры продолжали идти с хорошим попутным ветром, и регулярные сеансы радиосвязи приносили неутешительные вести о все увеличивающемся разрыве между нами, который в конце концов достиг 240 миль.
Тасманово море — одно из самых бурных на планете — на этот раз было спокойным. Слабые, неустойчивые по направлению ветры изматывали всех, заставляя бесконечно менять паруса. Лидирующие яхты в конце концов тоже вошли в зону штилей, расстояние до них стало медленно сокращаться. К северной оконечности Новой Зеландии первыми почти одновременно подошли «Стейнлагер-2» и «Фишер энд Пэйкел». Мы в это время были в 100 милях позади и шли хорошим 11-узловым ходом при встречном ветре силой около 4 баллов. Волна была невысокой, но крутой, яхта испытывала сильные удары, и с каждым таким ударом росла наша тревога за прочность мачты. Уже в первые дни гонки мы заметили, что ванты вытянулись под нагрузкой, ослабли, и мачта получила сильный изгиб в верхней части. При ослаблении ветра мы постарались отрегулировать натяжение вант, но полностью эту работу можно выполнить только в гавани, когда в такелаже отсутствует нагрузка от ветра. В довершение всего, на четвертый день плавания лопнул один из двух мощных штырей, предохраняющих шпор мачты от смещения. А как долго сможет выдержать второй, на который теперь приходилась вся нагрузка, составляющая около 30 тонн?
К счастью, мачта на «Фазиси» все выдержала. А вот на «ЮБФ» 3 января в 400 милях от финиша при очередном ударе о волну одна из вант лопнула и мачта рухнула, сложившись пополам. После нескольких часов изнурительной работы экипажу удалось опустить верхний обломок мачты на палубу и надежно закрепить его. На оставшейся части поставили паруса, под которыми яхта через четверо суток достигла финиша — последней из макси-яхт.
Незадолго до финиша французская яхта «Шарль Журдан» столкнулась с китом. Первое сообщение об этом мы получили по радио с берега: яхта получила огромную пробоину размером 2X0,3 м. Позже, когда мы увидели «Шарль Журдан» в Оклендском порту, оказалось, что размеры пробоины даже больше. Какой же должна была быть сила удара, чтобы пробить трехслойную обшивку толщиной 30 мм, армированную сверхпрочным углепластиком! И ведь это произошло в слабый ветер при небольшой скорости яхты. А что было бы, если бы она неслась 25-узловым ходом?
Связаться с французами по радио непосредственно долго не удавалось, и после двухчасовых бесплодных попыток Скип Новак мрачно пошутил: «Они не отвечают на наши вызовы, потому что срочно диктуют во Францию свои завещания». Он считал, что с такой пробоиной яхта скорее всего должна затонуть. К счастью, в момент удара яхта шла с креном, и пробитым оказался наветренный борт выше ватерлинии. Французы завели на пробоину пластырь из парусной ткани и в таком виде продолжили гонку.
Через пять дней после этого происшествия новозеландские газеты сообщили, что на побережье был выброшен крупный мертвый кашалот с рваными ранами, которые позволяют предположить, что он пострадал именно в этом печальном столкновении. Это вызвало большой резонанс в стране, где очень много внимания уделяется охране окружающей среды и защите животных, и послужило причиной достаточно прохладного отношения новозеландцев к французским яхтсменам.
Нужно сказать, что «Шарлю Журдану» с китами вообще не повезло. Первое столкновение у них произошло еще в Атлантике, на пути в Уругвай. Тогда кит тоже сильно пострадал — вода вокруг яхты окрасилась в красный цвет. А на яхте от удара сместились килевые болты и французам пришлось делать большой ремонт в Уругвае1.
Когда речь заходит о парусном спорте, в воображении многих людей возникают романтические картины легкокрылых яхт, рассекающих ослепительную лазурную гладь, великолепные закаты и рассветы, дальние экзотические берега. «Уитбредовская» действительность выглядит несколько иначе.
Даже в хорошую солнечную погоду яхта несется в пелене брызг, потоки воды (иногда ледяной!) то и дело обрушиваются на палубу, и от них не спасает никакой непромокаемый костюм. После вахты спускаешься под палубу совершенно промокшим, а высушить одежду на яхте очень трудно» Воздух во внутренних помещениях всегда влажный, насыщенный водяными парами, и ни одежда, ни постель никогда не бывают сухими.
Распорядок вахт составлен таким образом, что теоретически в течение суток половину времени каждый яхтсмен работает на палубе, а вторую половину отдыхает. Практически же очень часто возникают авральные ситуации, когда на палубу вызывается подвахта или нужно срочно ремонтировать паруса и такелаж» Поэтому на отдых остается гораздо меньше времени. Спать приходится урывками по 2—3 часа в далеко не комфортабельных условиях. Влажный спальный мешок, постоянный шум от работающих на палубе механизмов, плеск волн. Периодически кто-то сменяется с вахты, переодевается. Часто включается свет, ведутся радиопереговоры. Конечно же, выспаться и восстановить силы в таких условиях удается не всегда.
А энергии в сырой, влажной атмосфере организм теряет много. Да и работа на палубе, конечно, достаточно трудоемкая. Смена парусов, их укладка, всевозможные маневры — все это тяжелый физический труд, и, для того чтобы выполнять его как можно эффективнее, необходимо восполнять энергетические затраты. Полноценное питание и хороший кок играют далеко не последнюю роль в успехе команды. На первых двух этапах WRWR с этим на «Фазиси» были серьезные проблемы, и после финиша во Фримантле экипаж единодушно решил: нужен новый кок. Им стал рижанин Рами Лейбович. В нашей команде он появился еще прошлой зимой, активно участвовал в строительстве яхты и ее достройке перед стартом, поэтому Рами сразу органично влился в экипаж. Его кулинарное искусство снискало ему заслуженную любовь всего экипажа. Его завтраки, обеды и ужины были не только питательны, но и вкусны, а это непросто сделать из тех продуктов, что есть на яхте. Для экономии веса применяются сублимированные продукты — обезвоженные при очень низких температурах. Частично мы использовали и продукты из рациона космонавтов, которыми нас снабдили специалисты Эспериментального производства Главкосмоса. Общий вес суточного запаса продуктов для экипажа из 15 человек составляет всего 12 кг — по 800 г на человека. И хотя этого по калорийности вполне достаточно для того, чтобы восстановить энергетические затраты организма, но ощущение сытости и хоть какого-то удовольствия от еды не приходит.
Рами старался по возможности дополнить и разнообразить наше меню. Он запасся некоторым количеством свежих овощей и фруктов, разнообразных специй и приправ и, проявляя чудеса кулинарного искусства, сумел превратить процесс простого принятия пищи в небольшие праздники для экипажа. А 25 декабря Рами приготовил великолепный обед, главным украшением которого стал рождественский пирог.
Новый год пришел к нам на 9 часов раньше, чем в Москву. А еще за час до этого с праздником нас поздравил Клайв Тримейн, новозеландский член экипажа «Фазиси». Стараясь перекричать свист ветра и шум волн, он объяснил, что в Новой Зеландии Новый год уже наступил, пожелал нам всем успехов и закончил свое приветствие по-русски: «С Новым годом, дорогие товарищи!» Пока что это весь его запас русских слов. А потом мы по очереди спускались внутрь яхты, где, естественно, было и традиционное шампанское, и новогоднее приветствие капитана Скипа Новака, и взаимные пожелания успехов.
Дни проходили за днями. Флот WRWR все ближе подходил к Новой Зеландии. Парусный спорт в этой стране является спортом номер одни. Ни один новозеландец не живет дальше, чем в 30 милях от моря, поэтому практически в каждой семье есть какое-то плавающее средство — от маленькой гребной или моторной лодочки до огромных катеров и супер-яхт. Кругосветная гонка «Уитбред» просто немыслима без участия представителей этой страны. Мы знали обо всем этом раньше, и все-таки то, что мы увидели, потрясло нас. Еще за 200 миль до побережья над яхтами стали кружить самолеты с радиокомментаторами и телеоператорами. Очень динамичные, отлично отрежессированные репортажи велись в течение двух суток, прерываемые только музыкальными и рекламными вставками. В них включались и высокопрофессиональные комментарии ведущих, которые сами, естественно, являются яхтсменами и великолепно разбираются во всех тонкостях гонки, и непосредственные радиоинтервью с капитанами яхт, и детальное описание всех драматических ситуаций на трассе.
А последние дни перед финишем изобиловали ими. К северной оконечности Н. Зеландии первыми подошли оба новозеландских кеча —«Стейнлагер-2» и «Фишер энд Пэйкел». Так они и прошли оставшиеся 200 миль в теснейшей, интереснейшей борьбе. И только налетевший буквально за несколько миль до финиша шквал со скоростью ветра свыше 25 м/с поставил финальную точку в этом поединке. На «Стейнлагере-2», который к этому времени шел примерно в 100 метрах впереди, заблаговременно уменьшили парусность. А их соперники решили рискнуть и до самого последнего момента несли спинакер. Перед тем как пелена дождя поглотила яхты, все увидели как «Фишер энд Пэйкел» резко накренился и его мачты почти коснулись воды, а обрывки спинакера стелились над побелевшим от пены морем... Когда шквал прошел, «Стейнлагер» был уже в доброй полумиле впереди, а их соперники пытались навести хоть какой-то порядок в хаосе перепутавшихся снастей и изорванных парусов.
Спустя некоторое время этот же шквал пронесся и над «Фазиси», но мы уже были готовы к его встрече, и все обошлось без происшествий.
Последние сутки гонки у нас прошли в тесной борьбе с настигавшей «Фазиси» итальянской яхтой «Гаторейд». Иногда она подходила к нам на расстояние 2 миль, а временами нам удавалось увеличить разрыв. В конце концов мы финишировали на час раньше итальянцев вечером 5 января. Несмотря на поздний час, последние 10 миль мы прошли в тесном эскорте десятков самых разнообразных катеров и яхт, сопровождаемые восторженными приветствиями и звуками всевозможных сирен и сигналов, залитые ярким светом мощных прожекторов.
Это было незабываемо!
Но тот прием, который ожидал нас на суше, вообще не поддается описанию. По подсчетам журналистов, на пирсе собралось не меньше десяти тысяч человек, приветствовавших первую советскую яхту, участвующую в кругосветной гонке, и первую советскую яхту, пришедшую в Новую Зеландию. Многие хотели подняться на борт «Фазиси», чтобы лично поздравить команду с благополучным прибытием в Окленд. На палубе буквально яблоку негде было упасть, число гостей превысило две сотни.
Пирс опустел только к 5 часам утра. Мы убрали и помыли палубу, разложили все снасти по местам. Над гаванью Окленда постепенно разгорался новый день. Половина кругосветной гонки была позади.
Результаты третьего этапа
1 — «Стейнлагер-2», Новая Зеландия; истинное время 12 суток 17 часов 33 мин.; 2 — «Фишер энд Пэйкел», Нов. Зеландия; 12:17:39; 3 — «Мерит», Швейцария; 12:18:44; 4 — «Ротманс», Англия; 12:18:54; 5 — «Те Кард», Швеция; 12:20:50; 6 — «Фортуна экстра Ляйтс», Испания; 12:21:22; 7 — «Мартела ОФ», Финляндия; 12:22:43; 8 — «Бритиш Дефендер», Англия, 12:23:29; 9 — «Шарль Журдан», Франция; 13: 02:53; 10 — «Фазиси», СССР; 13: 04:40; 11 — «Гатораде», Италия, 13:05:11; 12 — «НСВ Ирландия», Ирл.; 13:10:50; 13 — «Белмонт Финлэнд», Финл.; 13:14:27; 14 — «Ливерпул Энтерпрайз», Англ.; 14:14:18; 15 — «Юнион Бэнк оф Финлэнд», Финл.; 14:20:40.
Примечания
1. В Окленде пробоину размером 3,5X0,6 м в борту «Журдана» заделали при помощи секции корпуса, изготовленной во Франции и доставленной в Новую Зеландию самолетом.