Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Спорт / Парусные соревнования / 1991 год / Третий этап кругосветной гонки «Уитбред Рэйс» 1989—90 гг. WRWR
    Краткое оглавление
    Результаты третьего этапа Примечания


    Подкатегории раздела
    Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов


    Поделитесь информацией


    Похожие статьи
    Первый этап кругосветной гонки «Уитбред Рэйс» 1989—90 гг. WRWR
    Второй этап кругосветной гонки «Уитбред Рэйс» 1989—90 гг. WRWR
    Четвертый этап кругосветной гонки «Уитбред Рэйс» 1989—90 гг. WRWR
    Последние этапы кругосветной гонки «Уитбред Рэйс» 1989—90 гг. WRWR
    Второй этап кругосветной гонки одиночек «Around Alone 2002-2003»
    Гонки. Рекорды. Моторы. Третий выпуск
    III этап чемпионата мира в классе «Формула Гран-При» в СССР 1989 года
    Кругосветная гонка яхт с полными экипажами WRWR 1989-1990 годов
    Матчевые гонки парусных яхт 1989 года
    Тренировочные гонки датских советских яхтсменов 1989 года
    Потеря фальшкиля макси-яхты «Мартела» на гонке «Уитбред Рэйс»
    Продолжение пятой кругосветной парусной гонки «Around Alone»
    Завершение кругосветной гонки одиночек «Around Alone 2002-2003»
    Гонки буеристов «Большой Кубок Сибири» в классе «DN» 1989 года


    Третий этап кругосветной гонки «Уитбред Рэйс» 1989—90 гг. WRWR

    Год: 1991. Номер журнала «Катера и Яхты»: 149 (Все статьи)
              0


    Старт третьего этапа кругосветной гонки «Уитбред» был дан 23 декабря 1989 г. в два часа дня по местному времени в австралийском порту Фримантл. Стартовавшим 23 яхтам предстояло пройти короткий — всего 3500 /*иль — этап до Новой Зеландии. Штурманам яхт предстояло проложить курс сначала прямо на юг, чтобы вновь войти в «ревущие сороковые» и, обогнув южную оконечность Австралии — о-в Тасмания, пересечь бурное Тасманово море.

    Во Фримантле «Фазиси» подняли на берег, сняли и проверили рулевое устройство, отремонтировали перо руля, дополнительно подшпаклевали и отполировали подводную часть корпуса. Отремонтировали гик и дополнительно усилили его накладками из алюминиевого профиля в наиболее напряженных местах. Проверили прочность мачты и крепления к ней стоячего такелажа. Почти все ремонтные работы были выполнены силами экипажа. Конечно, за 26 суток пребывания в гостеприимном городе на западе Австралии у экипажа находилось время и для отдыха, знакомства со страной и встреч с интересными людьми. Не упускали случая поправить и финансовое положение «Фазиси», устанавливая деловые контакты с австралийскими фирмами, которые стали нашими спонсорами и помогли подготовить яхту к старту в очередном этапе.

    Информация об изображении«Фазиси» на старте гонки
    «Фазиси» на старте гонки
     
    Океан встретил нас штормом. После ясной и теплой погоды, державшейся в течение последних двух недель, задул сильный и порывистый ветер, временами достигающий восьми баллов. Свирепые шквалы с холодным дождем следовали друг за другом. Первые сутки шли в крутой бейдевинд, и только на рассвете, миновав юго-западную оконечность континента, можно было пойти немного полнее и поставить спинакер.

    Яхта неслась с большим креном, вся в облаке пены и брызг. Временами гребень волны обрушивался под необычным углом на борт, вода взлетала на палубу и проносилась от носа до кормы, обдавая всех колючими солеными брызгами. Пришлось надеть штормовую амуницию и крепко пристегнуться к штормовым леерам, натянутым вдоль всей палубы.


    За первые же сутки «Фазиси» покрыла расстояние в 320 миль, уверенно держась в середине группы макси-яхт. Вперед ушли традиционные лидеры — оба новозеландских кеча, шлюпы «Мерит» и «Ротманс». На вторые сутки ветер отошел в корму, стал более ровным. Волны выросли до четырех-пяти метров, стали более плавными. Временами «Фазиси», оседлав гребень волны, неслась со скоростью 20—22 узла подобно глиссирующему катеру, вибрируя всем корпусом и оставляя за кормой бурлящий пенный след. Особенно впечатляет серфинг ночью, когда скорость яхты ощущается гораздо острее. Фосфоресцирующие брызги, отбрасываемые от бортов, сливаются в сплошные белые полосы, уносящиеся за корму. Время от времени перед форштевнем яхты вырастает пенный бурун и, окрашенный бортовыми огнями в ярко-зеленый и кроваво-красный цвета, проносится по бокам яхты, поднимаясь на 2—3 м над палубой. Движение в режиме серфинга может продолжаться 20—30 секунд, иногда до нескольких минут, в зависимости от умения рулевого удержать яхту в этом состоянии.

    Неправдоподобно быстро сменялись на дисплее лага цифры пройденных миль, наша яхта неслась в направлении невидимой Тасмании.

    Информация об изображенииКарта плавания третьего этапа WRWR
    Карта плавания третьего этапа WRWR
     
    К утру ветра было еще достаточно, но циклон постепенно уходил на восток, а на западе, за кормой, стала образовываться и быстро догонять нас зона высокого атмосферного давления со слабыми неустойчивыми ветрами. Первыми из макси-яхт замедлили свой бег аутсайдеры — ирландская яхта «Эн-Си-Би» и финские «Юнион Бэнк оф Финлэнд» и «Белмонт-2». На следующий день, примерно в 200 милях от Тасмании заштилели и мы. Трехметровая зыбь швыряла яхту с борта на борт, вытряхивая из парусов остатки ветра, и они хлопали со страшным звуком, напоминавшим пушечный выстрел. Так проходили часы за часами. А в это время лидеры продолжали идти с хорошим попутным ветром, и регулярные сеансы радиосвязи приносили неутешительные вести о все увеличивающемся разрыве между нами, который в конце концов достиг 240 миль.

    Тасманово море — одно из самых бурных на планете — на этот раз было спокойным. Слабые, неустойчивые по направлению ветры изматывали всех, заставляя бесконечно менять паруса. Лидирующие яхты в конце концов тоже вошли в зону штилей, расстояние до них стало медленно сокращаться. К северной оконечности Новой Зеландии первыми почти одновременно подошли «Стейнлагер-2» и «Фишер энд Пэйкел». Мы в это время были в 100 милях позади и шли хорошим 11-узловым ходом при встречном ветре силой около 4 баллов. Волна была невысокой, но крутой, яхта испытывала сильные удары, и с каждым таким ударом росла наша тревога за прочность мачты. Уже в первые дни гонки мы заметили, что ванты вытянулись под нагрузкой, ослабли, и мачта получила сильный изгиб в верхней части. При ослаблении ветра мы постарались отрегулировать натяжение вант, но полностью эту работу можно выполнить только в гавани, когда в такелаже отсутствует нагрузка от ветра. В довершение всего, на четвертый день плавания лопнул один из двух мощных штырей, предохраняющих шпор мачты от смещения. А как долго сможет выдержать второй, на который теперь приходилась вся нагрузка, составляющая около 30 тонн?


    К счастью, мачта на «Фазиси» все выдержала. А вот на «ЮБФ» 3 января в 400 милях от финиша при очередном ударе о волну одна из вант лопнула и мачта рухнула, сложившись пополам. После нескольких часов изнурительной работы экипажу удалось опустить верхний обломок мачты на палубу и надежно закрепить его. На оставшейся части поставили паруса, под которыми яхта через четверо суток достигла финиша — последней из макси-яхт.

    Незадолго до финиша французская яхта «Шарль Журдан» столкнулась с китом. Первое сообщение об этом мы получили по радио с берега: яхта получила огромную пробоину размером 2X0,3 м. Позже, когда мы увидели «Шарль Журдан» в Оклендском порту, оказалось, что размеры пробоины даже больше. Какой же должна была быть сила удара, чтобы пробить трехслойную обшивку толщиной 30 мм, армированную сверхпрочным углепластиком! И ведь это произошло в слабый ветер при небольшой скорости яхты. А что было бы, если бы она неслась 25-узловым ходом?

    Связаться с французами по радио непосредственно долго не удавалось, и после двухчасовых бесплодных попыток Скип Новак мрачно пошутил: «Они не отвечают на наши вызовы, потому что срочно диктуют во Францию свои завещания». Он считал, что с такой пробоиной яхта скорее всего должна затонуть. К счастью, в момент удара яхта шла с креном, и пробитым оказался наветренный борт выше ватерлинии. Французы завели на пробоину пластырь из парусной ткани и в таком виде продолжили гонку.

    Через пять дней после этого происшествия новозеландские газеты сообщили, что на побережье был выброшен крупный мертвый кашалот с рваными ранами, которые позволяют предположить, что он пострадал именно в этом печальном столкновении. Это вызвало большой резонанс в стране, где очень много внимания уделяется охране окружающей среды и защите животных, и послужило причиной достаточно прохладного отношения новозеландцев к французским яхтсменам.

    Нужно сказать, что «Шарлю Журдану» с китами вообще не повезло. Первое столкновение у них произошло еще в Атлантике, на пути в Уругвай. Тогда кит тоже сильно пострадал — вода вокруг яхты окрасилась в красный цвет. А на яхте от удара сместились килевые болты и французам пришлось делать большой ремонт в Уругвае1.


    Информация об изображении«Юнион Бэнк оф Финлэнд» достигла финиша под аварийной оснасткой
    «Юнион Бэнк оф Финлэнд» достигла финиша под аварийной оснасткой
     
    Когда речь заходит о парусном спорте, в воображении многих людей возникают романтические картины легкокрылых яхт, рассекающих ослепительную лазурную гладь, великолепные закаты и рассветы, дальние экзотические берега. «Уитбредовская» действительность выглядит несколько иначе.

    Даже в хорошую солнечную погоду яхта несется в пелене брызг, потоки воды (иногда ледяной!) то и дело обрушиваются на палубу, и от них не спасает никакой непромокаемый костюм. После вахты спускаешься под палубу совершенно промокшим, а высушить одежду на яхте очень трудно» Воздух во внутренних помещениях всегда влажный, насыщенный водяными парами, и ни одежда, ни постель никогда не бывают сухими.

    Распорядок вахт составлен таким образом, что теоретически в течение суток половину времени каждый яхтсмен работает на палубе, а вторую половину отдыхает. Практически же очень часто возникают авральные ситуации, когда на палубу вызывается подвахта или нужно срочно ремонтировать паруса и такелаж» Поэтому на отдых остается гораздо меньше времени. Спать приходится урывками по 2—3 часа в далеко не комфортабельных условиях. Влажный спальный мешок, постоянный шум от работающих на палубе механизмов, плеск волн. Периодически кто-то сменяется с вахты, переодевается. Часто включается свет, ведутся радиопереговоры. Конечно же, выспаться и восстановить силы в таких условиях удается не всегда.

    А энергии в сырой, влажной атмосфере организм теряет много. Да и работа на палубе, конечно, достаточно трудоемкая. Смена парусов, их укладка, всевозможные маневры — все это тяжелый физический труд, и, для того чтобы выполнять его как можно эффективнее, необходимо восполнять энергетические затраты. Полноценное питание и хороший кок играют далеко не последнюю роль в успехе команды. На первых двух этапах WRWR с этим на «Фазиси» были серьезные проблемы, и после финиша во Фримантле экипаж единодушно решил: нужен новый кок. Им стал рижанин Рами Лейбович. В нашей команде он появился еще прошлой зимой, активно участвовал в строительстве яхты и ее достройке перед стартом, поэтому Рами сразу органично влился в экипаж. Его кулинарное искусство снискало ему заслуженную любовь всего экипажа. Его завтраки, обеды и ужины были не только питательны, но и вкусны, а это непросто сделать из тех продуктов, что есть на яхте. Для экономии веса применяются сублимированные продукты — обезвоженные при очень низких температурах. Частично мы использовали и продукты из рациона космонавтов, которыми нас снабдили специалисты Эспериментального производства Главкосмоса. Общий вес суточного запаса продуктов для экипажа из 15 человек составляет всего 12 кг — по 800 г на человека. И хотя этого по калорийности вполне достаточно для того, чтобы восстановить энергетические затраты организма, но ощущение сытости и хоть какого-то удовольствия от еды не приходит.


    Рами старался по возможности дополнить и разнообразить наше меню. Он запасся некоторым количеством свежих овощей и фруктов, разнообразных специй и приправ и, проявляя чудеса кулинарного искусства, сумел превратить процесс простого принятия пищи в небольшие праздники для экипажа. А 25 декабря Рами приготовил великолепный обед, главным украшением которого стал рождественский пирог.

    Новый год пришел к нам на 9 часов раньше, чем в Москву. А еще за час до этого с праздником нас поздравил Клайв Тримейн, новозеландский член экипажа «Фазиси». Стараясь перекричать свист ветра и шум волн, он объяснил, что в Новой Зеландии Новый год уже наступил, пожелал нам всем успехов и закончил свое приветствие по-русски: «С Новым годом, дорогие товарищи!» Пока что это весь его запас русских слов. А потом мы по очереди спускались внутрь яхты, где, естественно, было и традиционное шампанское, и новогоднее приветствие капитана Скипа Новака, и взаимные пожелания успехов.

    Дни проходили за днями. Флот WRWR все ближе подходил к Новой Зеландии. Парусный спорт в этой стране является спортом номер одни. Ни один новозеландец не живет дальше, чем в 30 милях от моря, поэтому практически в каждой семье есть какое-то плавающее средство — от маленькой гребной или моторной лодочки до огромных катеров и супер-яхт. Кругосветная гонка «Уитбред» просто немыслима без участия представителей этой страны. Мы знали обо всем этом раньше, и все-таки то, что мы увидели, потрясло нас. Еще за 200 миль до побережья над яхтами стали кружить самолеты с радиокомментаторами и телеоператорами. Очень динамичные, отлично отрежессированные репортажи велись в течение двух суток, прерываемые только музыкальными и рекламными вставками. В них включались и высокопрофессиональные комментарии ведущих, которые сами, естественно, являются яхтсменами и великолепно разбираются во всех тонкостях гонки, и непосредственные радиоинтервью с капитанами яхт, и детальное описание всех драматических ситуаций на трассе.

    А последние дни перед финишем изобиловали ими. К северной оконечности Н. Зеландии первыми подошли оба новозеландских кеча —«Стейнлагер-2» и «Фишер энд Пэйкел». Так они и прошли оставшиеся 200 миль в теснейшей, интереснейшей борьбе. И только налетевший буквально за несколько миль до финиша шквал со скоростью ветра свыше 25 м/с поставил финальную точку в этом поединке. На «Стейнлагере-2», который к этому времени шел примерно в 100 метрах впереди, заблаговременно уменьшили парусность. А их соперники решили рискнуть и до самого последнего момента несли спинакер. Перед тем как пелена дождя поглотила яхты, все увидели как «Фишер энд Пэйкел» резко накренился и его мачты почти коснулись воды, а обрывки спинакера стелились над побелевшим от пены морем... Когда шквал прошел, «Стейнлагер» был уже в доброй полумиле впереди, а их соперники пытались навести хоть какой-то порядок в хаосе перепутавшихся снастей и изорванных парусов.


    Спустя некоторое время этот же шквал пронесся и над «Фазиси», но мы уже были готовы к его встрече, и все обошлось без происшествий.

    Последние сутки гонки у нас прошли в тесной борьбе с настигавшей «Фазиси» итальянской яхтой «Гаторейд». Иногда она подходила к нам на расстояние 2 миль, а временами нам удавалось увеличить разрыв. В конце концов мы финишировали на час раньше итальянцев вечером 5 января. Несмотря на поздний час, последние 10 миль мы прошли в тесном эскорте десятков самых разнообразных катеров и яхт, сопровождаемые восторженными приветствиями и звуками всевозможных сирен и сигналов, залитые ярким светом мощных прожекторов.

    Это было незабываемо!

    Но тот прием, который ожидал нас на суше, вообще не поддается описанию. По подсчетам журналистов, на пирсе собралось не меньше десяти тысяч человек, приветствовавших первую советскую яхту, участвующую в кругосветной гонке, и первую советскую яхту, пришедшую в Новую Зеландию. Многие хотели подняться на борт «Фазиси», чтобы лично поздравить команду с благополучным прибытием в Окленд. На палубе буквально яблоку негде было упасть, число гостей превысило две сотни.

    Пирс опустел только к 5 часам утра. Мы убрали и помыли палубу, разложили все снасти по местам. Над гаванью Окленда постепенно разгорался новый день. Половина кругосветной гонки была позади.

    Результаты третьего этапа


    1 — «Стейнлагер-2», Новая Зеландия; истинное время 12 суток 17 часов 33 мин.; 2 — «Фишер энд Пэйкел», Нов. Зеландия; 12:17:39; 3 — «Мерит», Швейцария; 12:18:44; 4 — «Ротманс», Англия; 12:18:54; 5 — «Те Кард», Швеция; 12:20:50; 6 — «Фортуна экстра Ляйтс», Испания; 12:21:22; 7 — «Мартела ОФ», Финляндия; 12:22:43; 8 — «Бритиш Дефендер», Англия, 12:23:29; 9 — «Шарль Журдан», Франция; 13: 02:53; 10 — «Фазиси», СССР; 13: 04:40; 11 — «Гатораде», Италия, 13:05:11; 12 — «НСВ Ирландия», Ирл.; 13:10:50; 13 — «Белмонт Финлэнд», Финл.; 13:14:27; 14 — «Ливерпул Энтерпрайз», Англ.; 14:14:18; 15 — «Юнион Бэнк оф Финлэнд», Финл.; 14:20:40.

    Примечания


    1. В Окленде пробоину размером 3,5X0,6 м в борту «Журдана» заделали при помощи секции корпуса, изготовленной во Франции и доставленной в Новую Зеландию самолетом.


    Понравилась ли вам эта статья?
    0

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Соревнования среди юношей на приз И. Голубца в 1990 году
    Традиционная международная Сочинская регата 1990 года
    Новая гоночная трасса для парусных досок
    Новый абсолютный рекорд скорости под парусом — 42,91 узла
    Этап гонок водной «Формулы-1» в Ленинграде в 1990 году
    Этап гонок водной «Формулы-1» в Бристоле в 1990 году
    Два мировых рекорда скорости
    Второй этап кругосветной гонки «Уитбред Рэйс» 1989—90 гг. WRWR
    Чемпионат мира в классе «Летучий Голландец» 1990 года
    Чемпионат Европы в классе «Торнадо» 1990 года
    108-я Кильская парусная регата 1990 года
    Международная регата SPA в городе Медемблике 1990 года
    Международная регата 200-летия Г. Котки в 1990 году
    Всесоюзные соревнования по виндсерфингу на призы «КиЯ» 1990 года
    XVIII регата на туристических разборных парусных судах 1990 года

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Третий этап кругосветной гонки «Уитбред Рэйс» 1989—90 гг. WRWR

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Парусная регата вокруг Зеландии в 1990 году
    Соревнования парусных яхт в классе «микро» в 1990 году
    Третья регата на «Кубок залива Петра Великого» 1990 года
    Регата памяти атамана Запорожской Сечи Ивана Сирко 1990 года
    Регата между яхтсменами из СССР и Шотландии 1990 года
    27-я международная Эгейская регата 1990 года
    Крейсерская регата «Кубок Нижней Волги» 1990 года
    Персональные ЭВМ помогают судьям на воднолыжных соревнованиях
    Четвертый этап кругосветной гонки «Уитбред Рэйс» 1989—90 гг. WRWR
    Соревнования крейсерских яхт «Кубок Южного Креста» 1990 года
    Парусная регата Игр доброй воли 1990 года
    Заключительный этап водной «Формулы-1» в 1990 году
    Гонки скутеров класса O-250 в Польше 1990 года
    Чемпионат мира в классе скутеров O-500 1990 года
    Чемпионат мира в классе скутеров O-250 1990 года


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 43 + 43 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории