Весь сезон минувшего года в самом мощном — "королевском" — классе 1 катеров открытого моря прошел под знаком острейшего "единоборства" двух экипажей, выступавших под флагами Объединенных Арабских Эмиратов ("Джолли") и Италии ("Бильбоа"): они выиграли в общей сложности шесть гонок из восьми состоявшихся, тогда как чемпионы мира предыдущих 1995 и 1996 гг. смогли одержать только одну победу. А уж об аутсайдерах, занимающих нижние пять строк в итоговой таблице, где перечислены 10 экипажей, получивших зачет, и говорить нечего.
Какие шансы на высшие титулы мог. например, иметь экипаж бразильского катера "ОТИМ", который сошел с дистанции в трех гонках и вообще не стартовал в четырех?
Четвертый этап (Арендал, Норвегия — 20 июля)
Напомним, что первый этап не состоялся, а второй этап (Таранто, Итал.) прошел для "Джолли" неудачно: Фараон и Томлинсон из-за неполадок в коробке передач вынуждены были сойти с трассы и заработали "баранку". Великолепным выступлением на третьем этапе они сделали заявку на титул чемпионов мира, но по сумме двух результатов (180 очков) серьезно отставали от итальянцев, выигравших Гран-При Италии, а в Петербурге занявших 2-е место (итого — 288 очков). Такова была завязка драматического сюжета.
То, что победа в Петербурге случайностью не была, Лайт и Джон доказали в борьбе за Гран-При Норвегии. Несмотря на не очень-то удачный старт они уверенно обходили соперников одного за другим и первыми завершили установленные 6 кругов (138 миль), опередив итальянцев на "Бильбоа" на 91 секунду. Оба новейших катамарана, снабженных одинаковыми итальянскими двигателями "Ламборджини", прошли дистанцию "без приключений", так что борьба была предельно острой, а победа убедительной.
Однако хотя разрыв по очкам в пользу итальянцев сохранялся (и довольно существенный — 63 очка), впереди было еще пять гонок, так что экипаж "Бильбоа" был далек от пораженческих мыслей и имевшиеся в его распоряжении две недели работал круглые сутки, готовя технику к тому, чтобы взять реванш и решительно оторваться от "преследователей".
Всем трем синим "Виктори" мощной команды ОАЭ в Арендале фатально не везло: "№1" дважды чемпионов мира и новейший1 "№4" Хариба и Кольера — перевернулись, а "№7" Нассера и Скизма хотя и смог финишировать (даже третьим!), но пришел с большим количеством воды в корпусах.
Накануне, когда разыгрывали "поул позишн", произошло и гораздо более опасное происшествие: катер австралийцев Коттера и Хенсона "Шелл Ривьера" на скорости 124 узла перевернулся, а затем еще и налетел на стенку дока. По счастью, гонщики не пострадали...
Украшением встречи в фиордах Арендала была рекордная скорость, показанная на километровой мерной дистанции при розыгрыше "поул позишн". Норвежец Кьелл Инге Рокке и американец Джим Дайк на катере "Спирит оф Норвей" с №6 на борту (построенном фирмой "Тенкара") на глазах стотысячной толпы восторженных зрителей развили скорость 156.7 узла или 252.31 км/ч. (Увы, как рекорд мира она утверждена не будет, поскольку УИМ регистрирует только результаты, установленные в специальных заездах на установление рекордов.)
Пятый этап (Осло, Норвегия — 3 августа)
Норвежским болельщикам пришлось на этот раз поволноваться серьезно. Их земляки Рокке и Дайк были настроены крайне решительно: их "№6" с великолепной скоростью с самого старта возглавил гонку и лидировал вплоть до половины последнего девятого круга, но когда и Гран-При Скандинавии, и Золотой кубок Осло, казалось бы, уже были в руках норвежцев, левый "Ламборджини" совершенно неожиданно заглох и. хуже того, вспыхнул. Пожар потушили, гонщики отделались "легким испугом", но о наградах уже не могло быть и речи. А вот Лайт и Джон, после первого круга занимавшие только скромную пятую позицию, медленно, но верно обходили участников гонки и опять-таки первыми завершили 9 кругов, выиграв у ближайшего катера "Виктори 7"... 7 секунд (после гонки, продолжавшейся 1 час 5 минут!). Погода в тот день стояла прекрасная, так что средняя скорость всех трех призеров перевалила за 200 км/ч.
"Бильбоа" из-за мелких неполадок пришел на финиш только шестым; это дало всего 45 очков и по сумме (468) Полли и Леони уже стали уступать "Джолли", набравшему 540 очков за три победы на этапах! Поскольку в Норвегии закончилась чисто европейская часть чемпионата мира, были подведены итоги в зачете чемпионата Континента. Чемпионами Европы 1997 г. были провозглашены Лайт и Джон.
Шестой этап
Этот тунисский этап, намеченный на 7-8 сентября, был отменен по причинам, "связанным с безопасностью на дистанции".
Седьмой этап (Бейрут, Ливан — 21 сентября)
Это была одна из интереснейших за последние годы гонок в классе 1. хотя средние скорости участников оказались существенно ниже "норвежских" (максимум — 146 км/ч), а из семи стартовавших катеров смогли получить зачет только четыре. Начнем с того, что серьезную заявку на Гран-При Ливана сделал экипаж второго норвежского катера "Спирит оф Норвей 10". Норвежец Бьерн Гьелстен и англичанин Стив Куртис удачно приняли старт и лидировали первые пять кругов, наращивая отрыв, но — досадная поломка коленвала лишила их всякой надежды даже на призовое третье место. Теперь, как и ожидалось, основное внимание зрителей стала занимать упорная дуэль "Джолли" и "Бильбоа". Невозможно было предсказать, чем она закончится. Разрыв был настолько малым, что катера шли едва ли не борт о борт. Судьба схватки решилась только на 9-м круге, когда Лайт Фараон решил рискнуть и обойти Полли по "внутренней дорожке", но попал в тучу брызг и вынужден был чуть сбавить скорость. Этого хватило, чтобы проиграть на финише 8 секунд (после 11 кругов).
Счастливый Эдуардо Полли — 52-летний инженер-текстильщик, ветеран, удачно выступающий на катерах "оффшор" с 1986г., улыбался, как говорится, от уха до уха, принимая Гран-При Ливана из рук премьер-министра страны. Он сказал: "Нам удалось сократить разрыв до 27 очков, а ведь впереди еще три гонки, причем в двух последних цена победы увеличивается — будет начисляться не 180, а 200 очков. Так что надежды мы не теряем. Но сегодня денек был очень трудный. Всякий раз, вырвавшись вперед, как нам казалось — намного, мы тут же видели в зеркале заднего обзора висящий на хвосте "Джолли". Лайт и Джон буквально не давали перевести дух. И этот ужас продолжался целых полтора часа!"
Как отметили обозреватели, чисто арифметически шансы на победу еще сохраняла и "невезучая" команда "Виктори Тим". Любопытно, что эта команда установила своеобразный рекорд сезона: один из их трех экипажей неизменно входил в тройку призеров. На этот раз их новенький "№4". ведомый Хальфаном Харибом (ОАЭ) и Эдом Кольером (США), пришел третьим и приплюсовал к своей сумме 108 очков.
Восьмой этап (Дубай — первый круг, 1 ноября)
Чтобы "компенсировать" два несостоявшихся ранее этапа (на Капри и в Тунисе). Комитет УИМ принимает решение провести в Дубай не две, а три гонки, разделив назначенную на 31 октября гонку на Гран-При Дубай на две отдельные зачетные встречи. Из-за шторма первую из них пришлось перенести на 1 ноября.
Утро выдалось на редкость спокойным. По общему убеждению, в такую погоду наилучшие шансы на победу имели норвежцы на "№10". И действительно, они уверенно выиграли "поул позишн", показав скорость 208 км/ч, и очень хорошо начали основную гонку, однако... вышли из игры уже в начале второго круга из 12 назначенных — подвел двигатель.
Воспользовавшись тем, что Фараон и Полли заняты исключительно друг другом, вперед вырвался "Виктори 7" Нассера и Скизма. После седьмого круга стало казаться, что полоса неудач для команды "синих" кончилась. О том, что произошло на самом деле дальше, расстроенный американец Ренди Скизм рассказывал на пресс-конференции так: "Мы летели на крыльях надежды к победному финишу, когда один из двигателей буквально задрожал: вспыхнули сразу все лампочки аварийной сигнализации. Мгновенно заглушив "Ламборджини", я нырнул в моторный отсек, увидел, что он полон бензина и масла, и понял — для нас все кончено..."
У дважды чемпионов мира Тейера и Серралеса дела шли лучше, но победить и они не смогли: дистанцию в 116 миль "Виктори 1" закончил только вторым, уступив 10 секунд все тому же великолепному "Джолли". "Я рад, что мы хотя бы добрались до финиша, — прокомментировал неудачу Аль Тейер, — думаю, мы сегодня поставили не те винты, но это нисколько не умаляет заслуженного успеха Лайта и Джона, сумевших одержать четвертую победу в сезоне. Я знаю, что это значит!"
Только третьим финишировал "Бильбоа", отстав от "Джолли" на 3 минуты 11 секунд. Положение Полли и Леони, теоретически еще сохраняющих шансы "достать" "Джолли" (756 очков против 855), серьезно осложнилось. "Я просто разочарован, — сказал Полли, будучи мрачнее тех самых туч, которые заставили отложить гонку на день. — Мы показывали нужную для победы максимальную скорость, но неизменно отставали на участках разгона после поворотов. Конечно, мы еще можем выиграть чемпионат мира, но для этого необходимо чудо — надо победить в обеих оставшихся гонках". Он помолчал и едко добавил: "Нам бы такое везение, как некоторым..."
Обсуждать свои шансы на чемпионский титул осторожный саудовец Фараон отказался наотрез, хотя и признал, что у его экипажа "крепкие позиции, когда необязательно выигрывать гонку, а достаточно лишь опережать катер единственных претендентов — " Полли и Леони".
Девятый этап (Дубай, второй круг, 7 ноября)
Полли и Леони на этот раз наконец-то удалось "переиграть" "Джолли" — они завершили 126-мильную дистанцию четвертыми, тогда как Лайт и Джон оказались только пятыми. Но эта победа в поединке выглядела случайной и никак не была решающей: она прибавила в копилку итальянцев всего-навсего 20 очков. "Джолли" уверенно и с большим отрывом шел впереди всех и обозреватели уже приплюсовывали Фараону 200 очков, когда поломка "Ламборджини" на восьмом круге отбросила "Джолли" назад — на последнее пятое место...
Очевидно в тот день накал страстей соперничающих экипажей был так высок, что передался и силовой установке "Бильбоа". Едва перед Полли и Леони неожиданно открылся реальный путь к победе, у них начались неполадки в коробке скоростей. Это было нечто ужасное. Один "Ламборджини" работал на четвертой передаче, другой на первой. О 200 очках не могло быть и речи, один за другим мимо пронеслись три синих "Виктори"...
Итак, перед завершающей и решающей гонкой между единственными двумя претендентами на титул чемпионов сохранялся разрыв в 79 очков: у "Джолли" — 925, у "Бильбоа" — 846. Нервы напряжены, а до последней схватки остаются еще целых три недели!
А вечером 7 ноября в Дубай был всенародный праздник. Еще бы. Ведь на "родной воде" выиграли этап, заняв все три призовых места, три синих катамарана Объединенных Арабских Эмиратов. Гран-При Дубай был вручен (как и год назад — на предыдущем чемпионате) экипажу "Виктори 7" — 33-летнему Саиду Али Нассеру, всего лишь третий сезон выступающему в классе 1, и 41-летнему американцу Ренди Скизму, постоянному члену команды "Виктори Тим" с 1989 г. (успешно выступавшему в паре с Хамидом Бухалееба, трагически погибшим два года назад).
Принимая приз. Нассер сказал: "Это очень важное событие в жизни команды ОАЭ. пережившей затяжную полосу неудач. Где-то в середине гонки сработала предупредительная сигнализация и мы поняли, что двигатели могут выйти из строя с минуты на минуту. Но когда "Джолли" остановился, а мы шли в тот момент вторыми и получили шанс, решили пойти на риск и скорость не сбавили"...
Настоящими героями дня стали Аль Тейер и Серралес. Их "дважды чемпионский" "Виктори 1" из-за досадной мелкой неисправности смог выйти на трассу только через 5 минут после старта, когда все уже кончали первый круг. Тем не менее они смогли пробиться на 2-е место.
Проблемы с двигателями — в третьей гонке подряд — были и на норвежском катамаране №10, лидировавшем на первых пяти кругах: Гьелстен сошел с дистанции и снова не получил зачета.
Результаты этого этапа наглядно продемонстрировали то огромное значение, которое имеет надежность двигателей в водно-моторном спорте!
Десятый этап (Дубай, 28 ноября)
В местечке Мина Сейахи разыгрывался Гран-При Эмиратов. Эту гонку с блеском выиграл "Спирит оф Норвей №10": Гьелстен и Куртис, которым катастрофически не везло весь сезон (участвуя в семи предыдущих этапах они только дважды получили зачет и набрали всего 162 очка!), лидировали с первой до последней секунды и прошли 126.8 мили со средней скоростью 190.2 км/ч. Заметим, что они же накануне выиграли и "поул позишн" (такое совпадение произошло впервые в сезоне). Любопытно, что победа далась норвежцам даже без особого напряжения: "Когда мы видели, что нас вот-вот могут обойти, мы еще чуть-чуть прибавляли оборотов и наши "Ламборджини" выдерживали это! Я очень доволен лодкой итальянской фирмы "Теикара". На этот раз мы особое внимание уделили ее тщательной дифферентовке".
Лайт и Джон были заняты отчаянной борьбой с то и дело настигавшими их Полли и Леони и в конце концов победили их. Принимая поздравления, новые чемпионы мира признали, что далось это совсем нелегко.
Улыбающийся 29-летний Лайт Фараон сказал: "Это была очень жестокая гонка, никто не давал нам форы. Какое-то время мы шли только пятыми. Лишь когда сожгли значительную часть топлива, удалось оторваться от "Бильбоа" и закончить гонку вторыми. Это дало нам 150 очков. Полли пришел следом за нами и получил 120 очков, так что мы победили с отрывом в 109 очков..."
Джон Томлинсон вспоминал решающие последние два круга (из 12) как самые длинные в жизни. "До самого финиша, — сказал он, — великолепный экипаж "Бильбоа" не давал нам ни секунды передышки!"
Да. Эдуардо Полли и Ламберто Леони упорно сражались до конца. Об их бойцовских качествах и уровне подготовки техники говорит хотя бы то, что они были единственным экипажем, имевшим зачет во всех состоявшихся гонках сезона. На их счету два Гран-При (Италии и Ливана). 2 вторых места и 3 третьих, но — чуда не произошло. Заслуженную победу одержали соперники, и итальянцы первыми поздравили их!
О технике сказать практически нечего. Ни о каких революционных новинках сообщений не было. Но все ведущие обозреватели сошлись на том, что такого интересного с чисто спортивной точки зрения сезона давно не было.
Примечания
1. Кстати сказать, упоминание года постройки не всегда показательно, так как объем ежегодных переделок всех катеров бывает довольно существенным (иногда при этом меняют название катамарана, спущенного на воду всего три-четыре года назад). С другой стороны, известно, что новейшие катамараны фирмы "Тенкара" в течение года три раза возвращались на родную верфь для доводки и различных усовершенствований. О том, насколько тонкую машину представляет собой типичный катер "Оффшор" класса 1, рассказывалось в статье Ю. Войнаровского в "КиЯ" №163.