Как было объявлено на сентябрьской "Бот-шоу" 1997 г. в Саутгемптоне, всемирно известная компания Volvo Penta при поддержке UIM стала учредителем новой серии международных водно-моторных гонок "оффшор" которые состоятся уже в 1998 голу Основной особенностью соревнований будет то, что впервые в водно-моторном мире это будет гонка на катерах-монотипах. Все катера, построенные по одному проекту, пол жестким контролем, имеют идентичные обводы, вес и мощность, оснащены одинаковыми двигателями и винтами.
Поэтому гонка становится в первую очередь испытанием на спортивное мастерство. Сами катера благодаря серийности постройки будут значительно дешевле и доступнее для команд, ограниченных в средствах. Катера будут строить только "авторизованные" производители. Строгий осмотр катеров — участников гонки, электронный контроль двигатоля и специальные электронные "метки", вмонтированные а корпус, обеспечат действительное равенство шансов на старте.
Гонки на яхтах "one design" — одного проекта — известны в парусном спорте чуть ли не сто лет Например, в Англии еще в 1909 году проводились исключительно интересные состязания на 20-футовых килевых яхтах-монотипах проекта XOD. Самыми массовыми международными встречами вплоть до второй мировой войны были гонки на "Драконах". В последнее время кроме проводимых на монотипах соревнований в Олимпийских и молодежных классах яхт становятся все более массовыми матч-рейсинги на фирменных яхтах того или иного проекта и даже марафонские (вплоть до кругосветных) гонки на крейсерских монотипах-"макси". Теперь, как видим, этот же принцип впервые воплощен под эгидой UIM.
Посетителям "Бот-шоу" были представлены и автор утвержденного в качестве монотипа проекта — талантливый шведский конструктор быстроходных катеров Окке Маннерфельт, и сам катер-монотип "DPX24". Официально подтверждено, что прототипом новинки был экспериментальный катер "В-28" ("Летучая мышь"), построенный пол патронажем шведского моторостроительного гиганта "VP" еще в 1992 г. и сразу обративший на себя внимание специалистов (см. сообщение в "КиЯ" №158, где приведен и снимок "В-28".
Основной принцип новой серии гонок One Design Offshore — безопасность. Катер спроектирован так, чтобы обеспечить максимальную защиту экипажа из двух человек. "Мы постарались поднять уровень безопасности на несколько ступеней, по сравнению с катерами класса "оффшор". даже несмотря на то. что это несколько снизило скорость", — заявил Маннерфельт на пресс-конференции о Саутгемптоне. Для увеличения остойчивости предусмотрена балластировка. В случае переворота катера сработает система самовосстановления. Для обеспечения непотопляемости поврежденного катера в моторном отсеке закреплена автоматически надувающаяся воздушная емкость; чтобы снизить вероятность затопления этого отсека, патрубок подачи воздуха сделан в виде "гуська". Имеется развитая противопожарная система.
Водители сидят рядом в герметизированной капсуле кокпита, имеющей с каждой стороны по открывающейся вверх двери (причем дверь может быть мгновенно открыта как изнутри, так и снаружи). Применена удобная и надежная гидравлическая система управления катером. Штурвал сделан откидывающимся.
Гонка не будет менее захватывающей для участников и менее зрелищной для публики, чем соревнования в самых мощных и быстроходных классах катеров открытого моря, поскольку катера-монотипы оснащаются двигателями Volvo Penta 5.7GSI/DPX мощностью 280 л.с. (206 кВт) с принудительным впрыском топлива и угловой колонкой. Такая силовая установка обеспечит 7.2-метровому катеру с весом при полной нагрузке чуть менее тонны максимальную скорость порядка 66 узлов (122 км/ч).
С точки зрения гидродинамики, это типичный суперсовременный однокорпусный катер. Применена обычная система продольных реданов. сочетающаяся с хорошо продуманной системой из двух поперечных реданов, обеспечивающих уменьшение смоченной поверхности днища, в том числе и благодаря эффекту "воздушной" смазки. (Не будем забывать, что это едва ли не впервые можно было увидеть именно на "Летучей мыши" Маннерфелыа!) Небольшой киль-плавник в кормовой части днища снижает боковой ветровой дрейф и проскальзывание на поворотах. Форма надводной части катера разработана таким образом. чтобы обеспечивать максимальное снижение аэродинамического сопротивления. Для придания устойчивости движения на полной скорости установлен кормовой аэродинамический киль-стабилизатор. Бортовые "крылья" в кормовой части корпуса помогают предотвращению переворотов при резком крене во время огибания буя.
В целом, по утверждению Маннерфельта, катер-монотип, унаследовавший лучшие черты "В-28'', сможет развивать скорость на 20% выше, чем "традиционные" однокорпусные катера.
По сути дела, гоночный монотип "DPX24" спроектирован так, чтобы привлечь к гонкам максимальное число зрителей, участников и спонсоров. Катер в Англии стоит 29 800 фунтов стерлингов (без НДС). По мнению Криса Дэвиса, президента Volvo Penta Europe, эта цифра мало отличается от цены гоночных автомобилей формулы "Форд", формулы V или чемпионата "British Touring Car", в которых гонщики соревнуются на машинах с идентичными характеристиками и одинаковой ценой. Он выразил уверенность, что будущий чемпионат "DPX24 Olfshore" привлечет и многих честолюбивых гонщиков "Формулы 1". И Дэвис, и Маннерфельт подчеркивали, что "сыграет роль то огромное преимущество гонок катеров-монотипов, что у всех участников будут равные возможности и единственная "переменная величина" — талант гонщиков".
Гонка "равных возможностей" ужо получила одобрение UIM и включена в календари двух ближайших лет. Ожидается, что первая "инаугурационная" гонка состоится ранней весной в Швеции либо в Англии с разбивкой трассы как можно ближе к таким участкам берега, где могли бы собраться тысячи зрителей. Интерес к данному проекту проявили также Австралия и Япония. Первые серийные образцы уже строятся на верфи Competitive Composites в Фредерикштадте (Норвегия), но вскоре лицензии на их изготовление будут проданы и в другие страны. К лету 1988 г. международная "гоночная флотилия" будет насчитывать порядка 25-30 катеров.
Маннерфельт уверен, что теперь уже ничто не может остановит ь осуществление проекта. "Для удачного старта нам нужно было иметь хороший проект, сильного покровителя и благословение UIM. Все это у нас сейчас есть". — заключил он.