В последние годы большое внимание в специальных изданиях уделяется международному классу детских швертботов "Оптимист". Именно эти швертботы-одиночки сегодня наиболее популярны среди самых юных яхтсменов. Тем временем, нашим вниманием оказался незаслуженно обделен другой детский класс — двойка — "Кадет", служащий в некотором роде переходной ступенькой от детского — во взрослый олимпийский парусный спорт.
В марте 1995 г. ка весеннем первенстве России в Анапе петербургской фирмой "Арт-Марин" была представлена лодка этого класса "Марк-3", выполненная яхтостроителями по новым правилам на самостоятельно изготовленной оснастке. Что же такое ‘Марк-3", нем этот швертбот отличается от "простого" "Кадета"? Международная ассоциация класса "Кадет" (ICCA) постоянно совершенствует правила постройки швертботов, стараясь не только повысить их спортивность, но и разумно усложнить управление ими, повышая тем самым значение класса именно как переходного. Есть ряд наглядных отличий, которые делают "Кадет" швертботом новой модели *Марк-3", во-первых, помимо переднего и заднего баков плавучести в кокпите появились дополнительные боковые жесткие емкости, в результате лодка после опрокидывания практически перестала набирать воду в пространство под планширем; теперь вода полностью вытекает из кокпита при постановке на "ровный киль" во-вторых, по новым правилам разрешено (это применялось за границей уже с 1994 г.) использовать большее, чем прежде, число дельных вещей, как то блоков, стопоров, и т.п. для настройки и управления парусами, а также применять водоотливные устройства. Благодаря этому "Кадет" стал лучше отвечать требованиям подготовки юных яхтсменов к выступлениям в технически более сложных (взрослых) классах.
Дальнейшая история развивалась следующим образом, в том же 1995 г. (ближе к осени) тогдашний президент Саратовской ассоциации класса "Кадет" вадим Гаврилов, финансировавший изготовление оснастки и самых первых лодок "Марк-3", предложил выклеить на том же болване еще пять корпусов. Оснастка и лодки, строившиеся на ней, в то время еще не были обмерены и зарегистрированы должным образом. В декабре 95-го петербургские энтузиасты класса Андрей Бахарев и Константин Чурмасов пригласили в Россию Главного мерителя ЮСА г-на Яна Рейса (Бельгия) для обмера и регистрации оснастки. Визит состоялся. Г-н Рене обмерил головной образец, убедился в том,что лодка удовлетворяет Правилам класса, и присвоил оснастке имя Russian Mould №1. Он рассказал о том. что Ассоциация заказала английской фирме "Rondar" разработку нового дизайна "Кадета" и показал уже готовые эскизные предложения и фото головного образца ’Марк-4". Принципиальное отличие новой модификации от предыдущей третьей состояло в отказе от заднего бака плавучести, в результате чего кокпит получился существенно просторнее и длиннее. Теперь эта 3.2-метровая лодка сильно напоминает более крупную взрослую двойку-"семидесятку"; кокпит стал удобнее для работы экипажа. Ян Рене предложил связаться с "Rondar" на предмет закупки болвана для производства "Марк-4", мотивируя это тем. что англичане сами не заинтересованы в строительстве новых лодок, предпочитая заниматься "чистой" разработкой и дизайном (Как теперь видно, это не совсем соответствует действительности — англичане таки строят корпуса).
С января 1998 г. стало целесообразно строить лодки только модификации "М-4": другим отказывают в регистрации, к соревнованиям они не допускаются.
Руководитель компании "Rondar" г-н Пол Янг не возражал против продажи и предварительная сделка состоялась. Питерских корабелов финансово поддержал предприниматель и энтузиаст парусного спорта из Саратова Александр Баев. В мае 1996 г. Бахарев и Чурмасов смогли вылететь в Англию, где и оформили покупку оснастки.
В конце лета того же года болван новой секции палубы был доставлен в Россию, и с осени началась работа по его подгонке к уже имеющейся оснастке для формования корпуса. На это ушла вся зима. Занималась доводкой бригада одного из самых опытных модельщиков Петербурга — Виктора Михайловича Сокола.
К марту 1997 г. первый 'Кадет" модификации Марк-4 был готов и прошел испытания на очередном Весеннем первенстве России в Анапе. Швертбот понравился, обозначились какие-то заказы, но финансовое состояние команд было настолько плачевным, что реальных покупок никто не сделал. Сегодня полностью оснащенная лодка отечественного производства с лучшими в мире парусами "Sobstad" (Аргентина), которыми комплектовались лодки-победители последних шести Чемпионатов мира, оборудованная дельными вещами фирмы "Harken" и рангоутом "Holt-Alien" (Англия), стоит 4.100 USD. Аналогичная английская лодка стоит около 8.000 USD. К Чемпионату мира 97 было построено еще два швербота — для команд из Липецка и Сочи. И поехали пять российских экипажей в город Торбей, что на юго-западе Англии, где до самого старта Чемпионата пришлось заниматься дооборудованием лодок.
Курьезный случай приключился на обмере. Минимально разрешенный вес корпуса без рангоута и парусов — 54 кг. При взвешивании первой лодки весы показали 46 кг — недопустимо мало! Оглядели корпус повнимательнее и обнаружили, что лодка кормой опиралась на кильблоки, которые не полностью вытащили из-под днища. Удалили кильблоки — вес 54.100. Вторая лодка — 54.100, третья - 55.300. Разброс — в принципе допустимый, но и тут оказалось, что истинный вес и третьей лодки составляет те же 54 100 (!) — на этот раз в спинакерном мешке забыли пакет с инструментами. Англичане от такой точности и стабильности даже приуныли.
Следующее испытание — тест на плавучесть — проводилось в несколько этапов. Первый этап — кокпит полностью заливают водой, причем экипаж сидит в лодке в течение 10 минут, затем (второй этап) лодку закреняют поочередно на один и на другой борт и держат в таком положении по 5 минут, при этом матрос, сидя в кокпите, притапливает корпус, а рулевой придерживает лодку на боку, держа ее за мачту. После этого лодка вытаскивается на берег, открываются пробки баков и определяется суммарный вес воды, попавшей в отсеки плавучести через крепления блоков. скоб и т.д. Воды не должно быть больше 3 л. Обычно внутрь корпуса набирается около 1-1.5 л жидкости. Так вот с трех лодок "М-4" из России набрали всего один стакан!
В самих соревнованиях ребята выступили крайне неудачно - сказалось полное отсутствие опыта участия в международных регатах, а плохое знание правил едва не привело к тому, что команда была снята с соревнований.
И вместе с тем. например, экипаж Алексея Тарасова (Сочи) в отдельных, лучших своих гонках уверенно шел в лидерах — в ходе борьбы занимая в одном случае 2-ю, в другом — 4-ю позиции, но окончательный результат: 4-й и 13-й приходы соответственно. К лодкам никаких претензий не было.
Насыщенный событиями и переживаниями сезон завершился в сентябре в Анапе, где проходило Осеннее первенство России. Там же состоялось собрание представителей российских регионов, на котором было принято решение о регистрации новой Ассоциации класса "Кадет" (саратовская межрегиональная ассоциация класса к тому моменту практически прекратила свою деятельность). Исполнение решения возложили на Андрея Бахарева, который, получив полномочия исполнительного директора, в ноябре 1997 г. зарегистрировал в Министерстве юстиции Санкт-Петербургскую детскую общественную организацию "Парусная ассоциация класса "Кадет". После заключения соответствующего договора с Федерацией парусного спорта России эта ассоциация получила статус национальной и с марта 1998 г. началась ее активная деятельность. Совместно с представителем Федерации парусного спорта России Владимиром Николаевичем Назаровым разработана программа деятельности на 1998 г., оплачены все взносы в Международную ассоциацию класса и в национальную Федерацию.
Планы на год. Найдены средства для участия в Чемпионате мира 98 (Голландия, 2-13 августа, Hellevoetsluis). Поедет команда из пяти экипажей (2 — Сочи, 1 — Воронеж, 2 — Липецк). К чемпионату будут изготовлены еще 1-2 лодки "М-4", Планируется сбор в Зеленогорске — накануне ЧМ. Планируется подготовка к ЧМ-99 в январе в Австралии, где пройдут и чемпионаты в олимпийских классах яхт.