Как и год назад, 5 июля Петербург вновь встречал катера "Оффшор класса 1": в Северной столице состоялся второй этап чемпионата мира, на котором разыгрывался "Гран-При России".
Прошедший год для "королевского класса" был ознаменован, в первую очередь, организационными переменами. На очередные три года — 1998-2000 гг. — появился новый промоутер — Offshore Sport Promotion (OSP) из Норвегии. Прежний промоутер — Motosport Challenge International (MCI) в лице своего директора Массимо Киодо, передавая права на проведение чемпионатов мира, сказал: "Мы гордимся тем, что благодаря Местному оргкомитету Санкт-Петербурга (МОК) и поддержке города нами впервые был проведен российский этап чемпионата и что начатое нами дело теперь будет продолжено недавно созданной в Санкт-Петербурге Спортивно-технической Ассамблеей".
А С.М. Карпинский — председатель правления МОК-97, генеральный директор "Астра Холдинг", вручая призы победителям конкурса на лучшее освещение в прессе этих соревнований, добавил: "Надеемся, что нам удалось стать родоначальниками доброй спортивной традиции и что Санкт-Петербург не один год и в будущем будет принимать Offshore Class I — этот красивый и мужественный вид водно-моторного спорта".
Мы намеренно начали свой репортаж с организационных преобразований, так как ни один из классов УИМ так не зависит от успешного продвижения, как этот. Два-три года назад, когда из-за финансовых трудностей не удавалось собрать достойного количества участников, его судьба вообще находилась под вопросом.
Интересно вспомнить, что в самый первый год проведения чемпионата мира о классе 1 "Оффшор" он сразу привлек огромную флотилию — более 30 катеров. Подавляющее большинство из них составляли катамараны "Skater", построенные по американскому проекту в Европе. На протяжении двух следующих сезонов эти катамараны неизменно одерживали верх, и даже наиболее консервативные итальянцы перешли на двухкорпусные катера. Только известный норвежский гонщик и судовладелец Андреас Угланд и его механик Ян Хиллестад оставались преданными монокорпусной идее.
Из-за промышленного спада, охватившего Европу и, в частности Италию, оказавшую наиболее деятельную поддержку в проведении чемпионатов мира, гоночная флотилия в последующие годы постепенно сокращалась. Другой и немаловажной причиной этого сокращения числа участников стало появление на "арене" мощной команды "Victory Team" из ОАЭ, которую содержало богатейшее семейство Мактумов. Победы трех великолепных катеров этой команды ознаменовали начало новой эры подлинного "профессионализма" Мактумы ничего не делали наполовину. Экипажи их команды ни в чем не нуждались, катера содержались в идеальном состоянии. Соперники вынуждены были либо войти в элитный клуб, либо искать счастья где-то в ином месте. В результате, к 1997 году число участвующих в чемпионате мира катеров сократилось до десяти, но и заметно возросли их качественные характеристики — "бедным" гонщикам здесь уже не было места!
Два итальянца — текстильный магнат Эдуардо Полли и его товарищ по команде (бывший гонщик Ferrari F1) Ламберто Леони — прошли весь путь трансформации этого "любительского" в прошлом вида спорта в по-настоящему современный и многомиллионный по охвату зрительской аудитории спорт, где каждый катер стоит свыше миллиона долларов.
Норвежский промышленник Кьелл Рокке вложил огромную сумму в постройку своего нового катамарана "Спирит оф Норвей" (корпус итальянской фирмы "Тепсага" с бензиновым двигателем от "Lamborghini") лишь для того, чтобы убедиться: деньги — еще не гарантия успеха там, где главное — надежность То же самое можно сказать о другом норвежце — Бьерне Гьелстене, который как и Кьелл, выложил изрядную долю своего состояния, чтобы приобрести наилучшую технику, но весь прошлый сезон его преследовали одна поломка за другой.
Еще раз убедиться в том. что выигрывает счастливое сочетание надежности, мастерства и удачи, заставил своих соперников дуэт Лайта Фараона и Джона Томлинсона, завоевавших титул чемпионов мира 1997 года на серебристом катере "Джолли Мотор" (см. "КиЯ" №164).
Команда "Victory Team", ранее делавшая ставку на двигатели "Stirling VS" и выигрывавшая чемпионаты три года, в 1997 году отдала предпочтение "Ламборджини" и получила — целый букет проблем с моторами. К тому же, и все основные соперники к этому времени переняли у них принцип высшего профессионализма, так что первые места уже перестали доставаться им "автоматически".
В прошлом сезоне лучшие скорости участников оказались очень близкими к средней скорости победителей — 140 статутных миль в час. При таком выравнивании уровня техники все явственное чувствовалась необходимость в спонсоре (не менее профессиональном, чем сами команды), который обеспечил бы возможность отрыва от претендентов.
Итак, в начале 1998 года "бразды правления" взяла в свои руки норвежская компания "OSP", и ей удалось поднять значимость этого вида спорта, теперь уже составляющего по-настоящему серьезную конкуренцию автогонкам Ее владелец Бьерн Гьелстем вместе с англичанином Стивом Куртисом сами оспаривают титул чемпионов мира, а исполнительный директор Ям Хиллостад по праву считается лучшим в мире механиком. Они сумели сделать то, что не удалось их предшественникам — и несколько увеличить число участников (в Петербурге их участвовало 11, а на следующем этапе — в Аренделе — уже 13), и обеспечить мощную трансляцию чемпионата по телеканалам всего мира. Для этой цели привлечены лучшие силы компании ВВС TV. Например, Кейт Маккензи, обладатель высших профессиональных наград, снимавший на 36 камер Зимние Олимпийские игры и гонки автомобильной Формулы 1. Они считают, что слишком долго состязаниям на самых мощных в мире гоночных судах отводилось плохое расписание и плохие часы на телевидении. Все это предстоит в корме изменить, доведя самый зрелищный из водных видов спорта до широкой публики, которой он достоин.
"Мы надеемся, — сказал Ян Хиллестад, — что новый взгляд на "королевский" спорт и свежий подход к съемкам принесут результат, что и требуется при переходе таких высокотехнологичных соревнований, как "Оффшор класс I" в XXI век".
Нынешний чемпионат стартовал не очень удачно, точнее — первый этап в Таранто (Южная Италия) из-за неготовности местных организаторов оказался сорванным; фактически открытие чемпионата мира состоялось на неделю позже — 14 июня в городе Бари. Из-за сложных погодных условий у многих экипажей произошли поломки, а катамаран "Цезар Марин" Кера Торна и Маттео Николини пострадал так серьезно, что англо-итальянский экипаж с отчаянием признался, что восстановить его к началу следующего этапа в Петербурге будет просто невозможно. Новый катер К. Хариба из команды "Виктори Тим" также мог быть готов только к началу третьего этапа в Арендале. Там же должен был быть представлен и новый катамаран "Фиат Углаид" А. Угланда и Я. Хиллестада. Таким образом, в Петербурге мы могли видеть, как уже сказали, 11 катеров, причем один из трех "Виктори" был "старой" постройки. В "Оффшоре", как в авиации, лодка старше пяти лет ужо считается старой.
Делая прогнозы на петербургский этап и в целом на сезон, специалисты отмечали, что у всех семи команд примерно равные шансы на чемпионский титул. Экипаж норвежского катамарана "Спирит оф Норвей" ("Дух Норвегии") доказал свое мастерство в финальном "Гран-При" прошлого года. Команда провела серьезное тестирование двигателей зимой, и специалисты фирмы "Ламборджини" уверенно заявили, что устранили все проблемы, из-за которых гонщики потеряли ряд побед в прошлом сезоне.
Кстати, на петербургский этап прибыл один из руководителей фирмы "Ламборджини" г-н Е. Альзатти, чтобы лично разбирать все проблемы, которые могли бы возникнуть с двигателями во время гонок. Такое внимание объясняется усиливающейся конкуренцией со стороны дизелестроительных фирм.
Например, команда "Бильбоа" на катамаране фирмы "Аурантиум" бензиновые двигатели от "Ламборджини" заменила на дизели "Ситек". Скорость катамарана возросла. Уже три этапа подряд в гонках на "поул-позишн" Эдуардо Лолли и Лайт Фараон занимают первые места, показывая очень высокую скорость. Забегая вперед, скажем, что в Арендале их результат составил 246.78 км/ч. Но на трассе главной морской гонки их преследуют неудачи: они сходят с дистанции. Главная проблема — выход из строя трехступенчатой коробки передач, которая, видимо. не прошла достаточную обкатку. Здесь надо пояснить, что коробка передач — наиболее уязвимый агрегат всего двигательного комплекса. Второй пилот — он же механик или "throttleman" (троттлемэн) — должен обладать богатым опытом и тончайшей интуицией. Он, контролируя скорость и посадку катера, одной рукой работает сдвоенными рычагами управления впрыском топлива (в зависимости от условий гонки), а другой рукой — коробками передач. При каждом переключении зажигание автоматически отключается. Возможно быстрое переключение на максимальную передачу без поэтапного ускорения катамарана с одной скорости на другую. При попадании катера на гребень волны механик должен успеть сбросить газ, чтобы при оголении гребных винтов не увеличивались обороты двигателей и они не пошли "вразнос": а как только корма вновь войдет в воду, он должен плавно увеличить подачу топлива. Если все это делать слишком быстро, может "полететь" коробка передач, испытывающая колоссальные ударные нагрузки.
Все более заметное предпочтение в выборе двигателя отдается дизелям фирм "Изотта Франчини", "Баудон", "Детройт" и "Ситек" еще по одной немаловажной причине. Команды вынуждены использовать на карбюраторных моторах "зеленый" бензин, поскольку из-за изменений в правилах авиационный бензин выведен из употребления: заправляться надо обычным коммерческим бензином с заправочных колонок. Это, конечно, плохо отражается на мощности высокооборотных ( 7800 об/мин) бензиновых "Ламборджини V12S".
Как же складывалась борьба на трассах? Как и в прошлом году, дистанция ка "поул-позишн" была проложена на Большой Неве в центре города — от Троицкого моста до моста Лейтенанта Шмидта. Так что на время заездов был разведен расположенный между ними Дворцовый мост. Под поднятыми крыльями этого моста пилоты проносились с наивысшей скоростью — километровая дистанция как раз проходила под ним и заканчивалась напротив Медного всадника, вблизи которого живописно раскинулся лагерь участников.
Отличие от прошлогодних правил состояло в том, что на этот раз дистанцию надо было проходить не вверх по течению, а вниз: предполагалось, что благодаря этому смогут быть перекрыты рекордные скорости прошлого года.
Однако все сложилось по-другому. Во-первых, из 11 катеров на старт вышло только пять. Накануне, во время тренировочного выхода в Финский залив, многие экипажи столкнулись с различного рода поломками: работа двигателей на пределе и крутая волна выводили лодки из строя, а катер "Настро Аззурро" под №12, сбившись с фарватера, наскочил на камни и на нем был вырван левый привод винта (гонщики не пострадали, но катеру потребовался серьезный ремонт).
Прошлогодний чемпион также не вышел на старт (как нам сообщил менеджер команды, из-за внутренних "политических" разногласий). Кстати, на этом катере только что были установлены новые бензиновые двигатели той же фирмы "Ламборджини". Конечно, все это снизило зрелищность состязания.
Главными соперниками в гонке на Неве стали "Спирит оф норвей" и "Бильбоа". Победил "Бильбоа" с лучшим результатом (в двух попытках), равным 233 58 км/ч. Эта скорость оказалась несколько ниже прошлогоднего "невского" рекорда (237.28 км/ч), поставленного норвежцами. Гонщики объясняют это недостаточной длиной участка разгона. А норвежская команда, накануне весь день готовившая свое победное оружие — новый руль, просчиталась. Бьерн Гьелстен, давая короткое интервью после гонки на "поул-позишн", сказал: "С новым рулем лодка вела себя на трассе очень неустойчиво. На наш взгляд, в погоне за всемерным снижением сопротивления руля — основной выступающей части корпуса — мы сделали его слишком тонким, теперь мы планируем завтра же поменять его". Здесь надо пояснить, что руль на катере "оффшор" — это не только механизм управления поворотом, но и активное средство стабилизации катамарана в поперечном направлении — от возмущающего воздействия винтов. Имея вентилируемый профиль, подобрать его — большое искусство.
Результат норвежцев — 227.47 км/ч. Лучшим из команды "Victory" был синий катамаран под №4 с результатом 217.44 км/ч, занявший третье место. А их товарищи по команде на "Victory" №7 из-за поломки коробки передач вообще сошли с трассы. Последнее время гонщиков из Эмиратов преследуют неудачи, теперь они делают ставку на два новых катера, которые появятся в этом году на следующих этапах.
Австралийский катер "Ривьера" также не смог закончить гонку, так как двигатель на нем загорелся. Его владелец Билл Барри-Каттер возглавляет крупнейшую в Австралии верфь для постройки прогулочных судов с таким же названием. Он использовал накопленный опыт по стройки композитных судов, чтоб создать свой гоночный катамаран, оснащенный дизелями от "Детройта". Дебютировал катер в прошлом году в Норвегии под управлением самого Барри-Каттера и механика Кейта Хансона.
Зрителей на Неве собралось на 50 тысяч больше, чем в прошлом году, и все они с нетерпением ждали следующего дня, на который была назначена основная гонка в Финском заливе. Гонщикам на треугольной дистанции между Петродворцом, Кронштадтом и Гаванью предстояло за 11 кругов преодолеть 240 км.
С утра над заливом задул сильный северо-западный остер, поползли низкие тучи. Среди полутораметровых волн забелели барашки. Дважды главный организатор и знаменитый в прошлом гонщик Ян Хиллестад откладывал старт, но все же старт был дан, и девять катеров начали гонку, которую потом окрестили "русской рулеткой". Из-за большой и крутой волны она была очень сложной и тяжелой для пилотов. То и дело катера, несущиеся по такой волне на скорости окол-200 км/ч, оказывались на грани переворота. Телекамеры, установленные внутри некоторых катеров и на вертолетах сопровождения (которые, кстати сказать, еле успевали за морскими болидами), хорошо показывали содрогавшиеся от ударов головы пилотов, неимоверные усилия, с которыми они пытались удержать катера от переворотов.
Захвативший со старта лидерство Эдуардо Полли на "Бильбоа" после третьего круга неожиданно задымил и сошел с дистанции. Дальнейшую борьбу за лидерство продолжали норвежцы на "Спирит оф Норвей" и итальянцы М. Липпи и Л. Леоми на "Джолли". Это был драматический поединок двух равных соперников. Итальянский экипаж то опережал норвежцев, то на короткие мгновения отставал от них. но на самом последнем круге путем невероятных усилий бело-красный норвежский катамаран сумел оказаться впереди серебристого "Джолли". Результат победителей — 163.45 км/ч, они затратили на всю дистанцию 1 час 22 минуты 19 секунд, закончив последний круг на 36 секунд раньше итальянцев.
Уже после награждения Бьерн Гьелстен сказал: "Сегодня была фантастическая гонка на прекрасной трассе. Я счастлив, что выиграл и благодарен за прекрасный мотор фирме "Ламборджини". Также хочу поблагодарить соперников — команду "Джолли Мотор", они сегодня заставили нас поволноваться!".
Третьими были Саед Аль Тейер и Феликс Сераллес на "Victory" №5, их результат — 158.32 км/ч. "Можно сказать, что это была гонка на выживание: уж слишком большой была волна", — сказали они.
Зачет получили всего шесть экипажей.
Все пилоты отметили, что в этом году организация гонок была даже лучше, чем в прошлом, и на 100 % соответствует мировому уровню организации таких соревнований.