Языков идет быстро, держится в группе лидеров, несмотря на то, что его яхта на 10 футов меньше, чем у соперников по группе, имеет возможность бороться и за лидерство на этапах, Федор же откровенно не спешит, занят множеством посторонних дел на борту, не связанных непосредственно с гонкой: заочная учеба в университете, эксперименты и т.д. Конечно, такое положение дел обусловлено не только принципиально разным подходом и отношением россиян к этим соревнованиям, но и гоночными возможностями яхт, на которых Виктор и Федор отправились в кругосветку. Напомним, что Виктор Языков предполагал не просто удачно выступить на яхте своей постройки, но и показать высокий спортивный результат, а Федор Конюхов и не скрывал, что преследует несколько иные цели: "Главное — пройти все четыре этапа и принести флаг России на финиш гонки".
Напомним, что все яхты-участницы разведены по двум группам: от 50 до 60 футов и от 40 до 50 футов. В обеих группах представлены лодки открытого класса, т.е. ограничение для конструкции корпуса существует только одно — максимальная длина. Правда, помимо этого, для всех лодок с водяным балластом должно соблюдаться условие — чтобы их крен не превышал 10 градусов при полном перемещении жидкости в цистернах на один борт.
Яхта "Современный Гуманитарный Университет"
У Федора Конюхова яхта старая, ее спускали на воду еще в 1990 году, а проектировали в конце 80-х.
Автором проекта и главным строителем был известный венгерский яхтсмен и конструктор Нандор Фа. В 1990-91 г. он же первым участвовал на ней в кругосветной гонке ВОС Challenge — прообразе нынешней Around Alone — и занял тогда 10 место. Еще одна кругосветка последовала в 1992 г. — Нандор Фа отправился на своей яхте в безостановочную гонку Vendee Globe, на этот раз он плавание завершил на 5-м месте. Как может быть помнят читатели "КиЯ", к очередной кругосветке Vendee Globe 95/96 Фа спроектировал и построил новую суперсовременную яхту, а свою прежнюю продал Эрику Дюмону, и тот довольно интенсивно эксплуатировал ее и даже сломал мачту во время Трансатлантической гонки 1995 года.
И вот для Федора эту повидавшую виды лодку приобрели, укрепили и дооборудовали. Понятно, что за десять лет изменился дизайн яхт, строящихся по правилам Open 60, и их оборудование, появились технические новинки, которые не были использованы на яхте Конюхова. Так, например, в отличие от яхты, спроектированной Нандором Фа в 89-м, нынешнее поколение "шестидесятифутовиков" класса Open 60, как правило, оборудуется чем-либо из следующего набора конструктивных элементов: качающийся (наклоняемый) киль, поворотная мачта, кинжальные шверты, дифферентующий жидкий балласт — или даже всем комплексом вместе.
К отсутствию современных конструктивных элементов и решений на борту яхты "Современный Гуманитарный Университет" добавляются многочисленные поломки оборудования, преследующие Конюхова в гонке, а также брак, допущенный в работе французскими ремонтниками — все это вместе взятое создает не очень благоприятную для успешного выступления нашего гонщика картину.
Для сравнения мы приводим внешний вид и основные характеристики яхты Федора Конюхова "Современный Гуманитарный Университет" и яхты "Team Group 4" — лидера (до дисквалификации) нынешней кругосветки Майка Голдинга.
Отличительные черты дизайна "Team Group 4" — качающийся киль, кинжальные шверты асимметричного профиля, способствующие повышению ходовых качеств и снижению дрейфа на острых курсах, поворотная мачта с рассчитанным крыльевым профилем, поддерживаемая парой опертых в палубу 18-футовых краспиц, и две балластные цистерны в ДП яхты, позволяющие дифферентовать корпус. Конструктивно заложена возможность серфинговать со скоростью 35 узлов.
Яхта "Ветер Перемен"
Виктор Языков реализовал свою давнюю мечту об участии в кругосветной гонке одиночников на построенной своими руками яхте. Как вы помните, вплоть до последнего этапа подготовки — перехода через Атлантический океан — Виктор работал в паре со своим американским другом Бобом Адамсом. Совместно ими был разработан проект и технология постройки 40-футовой яхты (хотя правилами допускается участие яхт до 50 футов длиной), вместе они занимались постройкой и оборудованием уже готовых яхт. К сожалению, по разным причинам до старта в Чарльстоне добрался только Виктор (см. "КиЯ" №165-166).
Проект "Black Sea 40" был разработан в 1995 году дизайнерской группой, в которую входили Виктор Языков и американцы Боб Адамс, Стефен Бейкер и Дирк Крамере. Консультативную помощь при создании новой лодки оказывал известный английский яхтсмен-одиночник Пит Госс.
Боб Адамс отзывался об их с Виктором 40-футовых яхтах как о "детях 60-футовиков". Они были спроектированы таким образом, чтобы иметь схожие с 60 и 50-футовыми яхтами ходовые качества, должны были представлять как бы миниатюрные копии яхт этих двух классов. Делалось это из соображений экономии средств на постройку. При этом и Языков, и Адамс все-таки рассчитывали именно на высокий результат, ибо считали, что "меньшая по размеру яхта, но обладающая самыми современными характеристиками, будет более чувствительной и управляемой. А в кругосветной гонке одиночек важно не то, как быстро вы можете плыть, а то, как долго вы можете плыть быстро."
Лодки проекта "Black Sea 40" снабжены качающимися килями и глубокими выдвижными швертами. Проектируя наклоняемые кили, конструкторы руководствовались следующими соображениями: качающийся киль "не расплескивается по всей лодке, как вода из балластных цистерн", его гораздо легче и быстрее наклонить, чем перекачать тонны воды с одного борта на другой; применение качающегося киля позволяет достичь невероятно высокой остойчивости; механизм наклона киля на яхте Языкова необычайно прост — достаточно просто открыть клапан, и киль немедленно наклоняется.
Строительство яхт шло три года: с 1 мая 1995 г. по 7 июня 1998 года. Много времени заняло изготовление болвана и его доводка, после чего на болван начали наносить слои однонаправленного углепластика.
Выбирая тип парусного вооружения и площадь парусов для своих яхт, Языков и Адамс прежде всего проанализировали известные для основных типов яхт соотношения площади парусности к водоизмещению и получили первые примерные ориентиры. Далее последовал анализ маршрута предстоящей гонки. В двух словах он выглядел так: гонка пройдет через "ревущие сороковые", "воющие пятидесятые" и "зашкалит" за шестидесятые градусы южной широты при огибании мыса Горн.
Приводимый график представляет собой кривую распределения средней скорости ветра на гоночной дистанции, подтвержденную статистикой. Как показывает практика, гонки "ВОС" и "Whitbread" выигрываются (если не происходит поломок или крушения) в Атлантическом океане и характеризуются слабым ветром на старте и финише каждого этапа. Эта информация подсказала оптимальную площадь парусов для 12-метровых яхт — грот площадью 76.2 м2 и 118-метровый спинакер. Бушприт и мачта увеличенной высоты служат для постановки очень больших передних парусов. Увеличение площади грота, достигнутое за счет удлинения мачты и увеличения кривизны грота, дало возможность пользоваться кливером, не перекрывающим грот, при любой ветровой нагрузке.
Приведенные выше примеры могут быть дополнены результатами, которые показывают участники на своих яхтах. До окончания гонки осталось два этапа, и мы надеемся, что Виктор Языков сможет стать лидером на одном из них, а Федор Конюхов будет "выжимать" из своей старой "лошадки" все возможное с тем, чтобы дойти до финиша кругосветной гонки вместе с ее участниками.
Отношение площади парусов к водоизмещению у разных типов яхт
Яхта "Ветер перемен" | 48.8 |
Типичная яхта ВОС (1994 г.) | 47.8 |
Гоночная яхта IMS | 34.7 |
Гоночная яхта IOR | 17.5 |
Крейсерская яхта | 14.7 |