Не успели высохнуть чернила на решении о признании Стива Фоссетта "яхтсменом года", как весьма решительная и широко известная в парусных кругах Трэйси Эдвардс уже объявила о планах отобрать у Фоссетта и его команды ряд установленных ими рекордов скорости под парусами (см. "КиЯ" №179).
В том числе два, наиболее ценимых в яхтенном мире: пересечение Атлантики с запада на восток и суточный переход на парусном судне с экипажем. Напомним, Стив Фоссетт установил их в октябре 2001 г. на катамаране "Playstation". При этом абсолютный рекорд суточного перехода был равен 687.17 морских миль, что означало среднюю скорость 28.63 уз.
Заявив о своей решимости побить эти рекорды, Трейси не скрывала сложности поставленной задачи: "Стив Фоссетт установил очень высокую планку.. Его достижение трудно превзойти — помимо сильного и ровного ветра, дующего под нужным углом, необходимо вдобавок относительно спокойное море. Кроме того, требуется еще и команда, способная грамотно использовать эти погодные условия".
Однако для подобного достижения нужно, несомненно, и парусное судно, рассчитанное на развитие высоких скоростей. Легкое, с большой относительной длиной, высокой энерговооруженностью и значительным восстанавливающим моментом — именно последний параметр считается сейчас одним из важнейших для быстроходной яхты. Такой яхтой созданная зимой этого года команда госпожи Эдвардс, названная "Maiden Challenge", располагала — это был катамаран "Maiden II", в девичестве именовавшийся "Club Med". Высокие ходовые качества этой машины, сконструированной Жилем Ойллье — создателем многих рекордных много-корпусников — не подлежали сомнению: дважды (в июне 2000 г и в феврале 2001 г) этот аппарат проходил за сутки 625.7 и 655.2 мили, показывая среднесуточную скорость 26.07 и 27.29уз соответственно. Проведенная зимой 2002 г. на "родительской" верфи модернизация должна была дополнительно улучшить его скоростные показатели, чтобы он мог на равных состязаться с более крупным "Playstation" Фоссетта (38 м максимальной длины против 33.5 у "Maiden II"). Судно облегчили почти на 1 т, значительно усилили жесткость его конструкции, изменили проводку фалов и гика-шкота.
Модернизированный таким образом катамаран управляется интернациональной командой из 14 человек. В нее входят по три представителя от ведущих "парусных" наций — новозеландцев, французов, австралийцев и британцев — и по одному от Америки и Швеции, причем женщины составляют половину экипажа, вдобавок возглавляя одну из ходовых вахт. Вторым вахтенным начальником стал не кто иной, как ... сам Брайан Томпсон — одна из ключевых фигур на борту "Playstation" во время его рекордных плаваний. Кадры, судя по всему по-прежнему решают все. Первой "пробой пера" для обновленной лодки и ее экипажа стал переход от о. Антигуа в Ньюпорт (Род-Айленд, США), сразу же оказавшийся рекордным — его продолжительность составила 4 дня 8 ч, что было официально зафиксировано.
11 июня команда вывела яхту из Ньюпорта, чтобы через сутки подойти к находящейся в 250 милях от него точке, которую навигатор Адриена Кагалэн сочла наиболее подходящей (с учетом погодных условий) для старта. Яхта прибыла к назначенному месту с большим запасом времени, и еще целых семь часов экипаж ожидал команды своего навигатора, крейсируя в нескольких милях от выбранной точки.
.Дождавшись погодного "окна", катамаран сделал поворот через фордевинд и устремился в Атлантику. Дул ровный ветер (12-15 м/с), высота волн была 2-2.5 м, хорошо настроенное и обкатанное судно при ходе в 130° к истинному ветру сразу же развило очень высокую скорость — временами лаг показывал 41.5 уз! За первый час средняя скорость составила 33.8 уз, вселив в экипаж надежду на удачу.
Заслуживает внимания своеобразный подход Трэйси Эдвардс к организации работы на борту. Рулевые и шкотовые несли вахты независимо друг от друга: пятерка рулевых менялась каждый час, а шкотовые стояли традиционные вахты — по четыре часа. Вахтенных начальников было всего лишь двое.
С усилением ветра команда слегка привела катамаран к ветру — теперь он шел практически в галфвинд, развивая на порывах до 44 уз. Опустившаяся темная безлунная ночь вынудила экипаж несколько снизить скорость. Если к началу наступления темноты средняя скорость еще превышала 33 уз, то к рассвету она упала до 31 уз — хотя всю ночь на палубе в составе ходовой вахты находились восемь спортсменов, не покладая рук настраивавших яхту на достижение максимальной скорости.
Утро принесло еще один неприятный сюрприз — ветер, вопреки всем прогнозам, отошел к NW и ослабел до 7 м/с. Ходовая вахта ответила на это, отдав риф на гроте, и под полными парусами постепенно вновь "вытащила" яхту за 30-узловой рубеж. С подъемом солнца над горизонтом ветер, как ему и положено, вновь усилился — правда, всего лишь до 10 м/с. За восемь часов до финиша напряжение на борту яхты достигло максимума — замедливший движение катамаран шел практически по рекордному графику Стива Фоссетта, нисколько его не опережая. Три часа разница между графиками движения "Playstation" и "Maiden II" была минимальной. Притихли все. Даже оптимистичная Адриена Кагалэн, регулярно отправлявшая со своего ноутбука экспрессивные электронные послания всем журналистам, следящим за ходом плавания, перестала их рассылать.
Тем не менее 13 июня в 19 ч 16 мин очередные данные, снятые с дисплея GPS, показали, что за 24 ч и 2 мин, прошедшие с момента старта, катамаран прошел 697 миль по генеральному курсу, все же опередив своего заочного конкурента, — но меньше, чем на десять миль! "Мы три часа шли фактически вровень с "Playstation", затем буквально по крупице стали наращивать свое преимущество — сначала на четверть узла, потом все сильнее и сильнее. ... Несмотря на наш стремительный финиш, мы опередили рекордный график всего на 20 мин, так что если бы ветер снова хоть чуть-чуть скис, наша попытка не удалась бы", — сказала Адриена после финиша.
Узнав об этом достижении, Стив Фоссетт, готовившийся в тот момент к шестой попытке совершить одиночный кругосветный перелет на воздушном шаре, прислал победителям горячее поздравление, гласившее, среди прочего: "В мире есть пять судов, способных повторить наше достижение, и мы не надеялись, что этот рекорд продержится больше года. Но это был как раз тот случай, когда нам хотелось, чтобы мы ошибались; как было бы здорово подержать его у себя подольше! ... Этот рекорд выявляет быстрейших яхтсменов мира, и вы должны быть чрезвычайно горды!"
Однако утверждение WSSRC этого достижения как официального рекорда затянулось. Первоначально вообще было отказано в самой фиксации результата в 697 миль — это мотивировалось тем, что с борта судна передали сообщение о расстоянии, пройденном не за 24 ч (как регламентируется Правилами), а за 24 ч и 2 мин. Но, поскольку требования Правил включают в себя обязательную передачу данных чуть ранее 24 ч (в данном случае были сообщены сведения за 23 ч 55 мин), то Совет WSSRC сменил позднее гнев на милость и соизволил заняться интерполяцией двух результатов.
В итоге, окончательный вердикт (опубликованный в бюллетене WSSRC за № 26) выглядел так: "Члены Совета смогли идентифицировать дистанцию, пройденную за 24 ч, и определить, что существующий рекорд ("Playstation", 687.17 миль) превзойден. Поэтому мы рады сообщить следующее: действующий мировой рекорд максимального расстояния, пройденного под парусами, принадлежит яхте "Maiden II"... Пройденная дистанция равняется 694.78 морских миль. Средняя скорость составила 28.95 уз".
Так, борьба за скорость под парусами вновь обострилась — не оправдались первоначальные прогнозы, гласившие, "что уж на этот-то раз наверняка" средняя скорость парусного судна за сутки превысит 30 уз. Не получилось. Разница между действующим и предыдущим рекордом составила чуть более одного процента — не удалось даже пройти более 700 миль за сутки, а уж это-то все считали вопросом решенным. Кто и когда станет обладателем новых рекордов? Можно сказать лишь одно — из состоявшегося телефонного разговора со Стивом Фоссеттом стало очевидно, что отказываться от своих планов стать обладателем как можно большего числа рекордов скорости под парусами он не собирается.