С 16 по 25 августа на акватории Волгоградского водохранилища проходила традиционная регата крейсерских яхт "Кубок Нижней Волги-2002". В этом году гонки проводились в пяти зачетных группах. Общая протяженность маршрута — 500 км. Программа гонок — три "треугольника" и три маршрутные гонки, в том числе с ночным переходом. Всего в соревновании участвовали 47 яхт, правда, 18 из них — "Ассоли" — гонялись в акватории Саратова. И впервые за всю историю волгоградских соревнований на старт пришли яхтсмены из Сызрани — полутонник "Каприз".
Гонки крейсерских яхт на огромной акватории Волгоградского моря при короткой речной волне и непредсказуемо меняющихся ветрах — всегда хорошая проверка таланта капитана и мастерства команды, быстроты их реакции и интуиции.
Вообще, адреналина на "Кубке Нижней Волги" этого года хватало. Чего стоил полный штиль на акватории водохранилища в районе Камышина, когда почти половина яхт еще не финишировала! После выматывающего ожидания — наконец, финиш волжского "Мага" (капитан — В.Штондин), буквально перетащившегося на волне от прошедшей моторки и "умершего"на полчаса в метре за финишной линией, будучи не в состоянии освободить место другим...
Блистательный финиш в Даниловке саратовской яхты "Круиз" — мальчишки 1982-1986 гг. рождения обошли опытных капитанов не только своей группы, но и практически всех тонников и полутонников...
А еще были волжская "Кристина", попавшая в рыбацкие сети, брочинг камышинской «Ники» на сильном ветре и слова капитана "Андрея Рублева" после ночного перехода: "Отдыхайте! Сзади никого нет.".
Последним в этой гонке пришел "Маг" — проблемы с управлением яхты оттянули его финиш на пять часов от лидера!
Потом судейская бригада выставила финишные вешки в Горно-Водяном и только расположилась, было, на ужин, как из-за утеса вылетел на всех парусах "Андрей Рублев". Судья фиксирует финиш, поднимает голову для поздравления и вновь хватается за свисток — летит "Ослябя"! Следом — "Добрыня" с саратовцами, все гонки проболтавшимися в аутсайдерах! Из-за утеса резко выворачивает "Каприз", пролетая по краю мели, и подрезает "Добрыню". На мгновение его спинакер закрывает саратовскую яхту. Обошел! Всего на две секунды! Еще через шесть минут все становятся свидетелями драмы "Сталкера", которого за два корпуса до финиша, также на повороте, обходят "Соната" и "Мечта". Яхты финишируют с фантастически малым разрывом — две, три, пять секунд!
Все, гонки завершились, можно расслабиться. "Перетирая" события дня, участники готовятся к блаженному общему костру. Накрапывает ленивый дождик, и неожиданно на бухту налетает шквал, смешивает мачты яхт, разворачивает судейский катер, едва не вышвыривая его на берег. Небо мгновенно становится сизолиловым. Вдоль бухты по водохранилищу прокатывается смерч. Экипажи не дают яхтам столкнуться, кто-то выскакивает в бухту из общей кучи-малы судов и людей. Исчез шквал так же внезапно, как и начался. Еще полчаса наведения порядка — и у костра заговорила гитара, потекла песня, привезенная с июньской ульяновской регаты.
На следующий день уже в Волжском волгоградский "Андрей Рублев" и саратовский "Ослябя" взорвали финиш почти одновременно, не поняв, кто из них первый. И только судейское всевидящее око отметило победу "Осляби" с преимуществом в секунду. Еще один жесткий финиш, еще. И борьба не на жизнь за второе-третье-четвертое места в группах.
В заключение регаты — "треугольник" по Волжскому морю. Для начала — два фальстарта. Несколько четвертьтонников и "самострой" из-за сдавших нервов переплелись в один клубок, лавировали, чтобы не ободрать себя и не потопить других, да и судейский катер не протаранить. Пока все ждали развязки этой суматохи, вернулся на повторный старт "Рублев". Овации его капитану Александру Банько: он провел судно, не задев никого, плавно и нежно.
И снова финиш. Кажется, уже ничто не может изменить итог соревнований, но нет! "Ирина", "Мечта" и "Кристина" идут до последнего под спинакерами, как привязанные друг к другу.
Поздравления, объятия друзей и соперников, баня, ожидание торжеств и стартов "Кубка Нижней Волги-2003".
Регата, которая состоялась благодаря Волгоградской областной Федерации парусного спорта (в отсутствии титульного спонсора гонок именно она сумела решить все финансовые проблемы), стала заметным явлением в сегодняшней жизни яхтсменов Нижнего Поволжья — и по накалу страстей, и по количеству участников. На закрытии соревнования капитан "Каприза", получившего первый приз в своей группе, резюмировал: "Приятно встретить на региональных гонках по-настоящему спортивные отношения", и пообещал в 2003 г. привести другие экипажи из Сызрани.
Победители: однотонники — "Андрей Рублев" (Волгоград, кап. А. Банько); полутонники — "Каприз" (Сызрань, кап. В. Артемьев); четвертьтонники с открытой кормой — "Круиз" (Саратов, кап. А. Смирнов); четвертьтонники с закрытой кормой — "Кристина" (Волжский, кап. Е.Ветров); яхты самостоятельной постройки — "Солярис" (Волжский, кап. А.Левкин).