Последний поворот, нажата кнопка «стоп», «Вихрь» умолк. Мы снова на своей стоянке. 14 дней назад, не без некоторых сомнений, мы вышли отсюда в туристский поход Куйбышев — Волгоград — Куйбышев, а теперь уже позади 70 ходовых часов, 2000 километров пути по Волге и водохранилищу.
Много ли это? Если плыть на теплоходе, когда к вашим услугам плетеные кресла на палубе, вкусный обед в ресторане и мягкая постель без комаров и мошек, 2000 совсем незаметны. Другое дело те же 2000 на «Казанке», открытой всем ветрам и брызгам. Палит солнце, за воротом вода, кусают комары и в каше песок. Зато будут вашими ранние зори и шум лесов. Рассыпается крутая волна за теплоходами, взлетают чайки, встречают путешественников громады плотин и тихие речки, города и села, горы и степи. И ты волен проплыть мимо или остановиться в любой момент. Разве одно это не стоит любого комфорта?
Многие из тех, кто ходил на «Казанке» с «Вихрем», убедились, что этот мотор ставить на нее небезопасно. Но что делать? «Казанок» выпущено и выпускается очень много, а моторы «Москва» и «Ветерок» уже не могут удовлетворить любителей быстрой езды.
Чтобы выйти из положения, мы решили несколько изменить конструкцию серийной «Казанки». Набор корпуса на этой лодке слабоват. На ходу при разворотах она норовит перевернуться. На скорости при волнении днище сильно вибрирует, а при ходе против волны нос лодки зарывается.
Для устранения этих недостатков мы усилили набор: поставили дополнительные стрингеры и шпангоуты из дюралевого угольника. На скулы приклепали уголки от транца до переднего багажника, транец усилили накладным листом, а с внутренней стороны подкрепили кницами. Изменили и обводы корпуса. Выше скуловой линии, начиная от транца, поставили поплавки — наделки (були) треугольного сечения. Ширина «Казанки» увеличилась до 1560 мм. Скорость лодки в меньшей степени стала зависеть от нагрузки, а главное — повысилась остойчивость на поворотах. Сходящиеся кормовая волна и султан от винта ушли далеко за корму. Благодаря смещению центра тяжести к корме лодка стала лучше всходить на волну. Прекратилась вибрация днища.
Такая переделка обеспечила загрузку с общим водоизмещением до 550—600 кг и скорость до 30 км/час на эксплуатационном режиме мотора «Вихрь». При малой нагрузке (до 350—400 кг) поплавки на ходу почти не касаются воды и работают только на разворотах, удерживая лодку от переворачивания.
В походе полное водоизмещение лодки 550 кг складывается из весов: лодки — 145 кг; мотора «Вихрь» — 50 кг; бензина — 60 кг; автола — 10 кг; запчастей и инструмента — 15 кг; постели, продуктов и посуды— 30 кг; тента — 10 кг; спасательных и противопожарных средств — 5 кг; трех человек — 225 кг. Легкий груз мы размещали в багажнике и по бортам, постель и канистры с бензином — за миделем, ближе к корме. Груз служил и сиденьями. Отметим, что попытка перемещать груз или людей вперед приводит к потере скорости.
Первый участок нашего похода Куйбышев—Сызрань протяженностью 125 км/час прошли за 5 часов и израсходовали 40 л горючего. Средняя скорость составила 25 км/час при встречном ветре и волне. Увеличение числа оборотов мотора скорости заметно не прибавляло, а расход горючего резко возрастал, мотор грелся и свечи выходили из строя.
Из описаний туристских плаваний видно, как часто путешественники попадают в трудное положение. Шквалы, волна, ливни, выход мотора из строя, камни, мели, ночевка на неподходящем месте из-за «неожиданного» наступления темноты, — этот список осложнений можно продолжить. Но, на наш взгляд, в большинстве таких случаев виновата не столько стихия, сколько слабая подготовка и легкомыслие самих участников похода. Как мы убедились, и на «Казанке» с «Вихрем» можно ходить в дальние плавания, но к подготовке материальной части, включая и переделку лодки, нужно отнестись с особой тщательностью.