В 1958 году на Волге в районе города Куйбышева появился красивый белый швертбот длиной около 12,5 м, построенный из дерева студентами Куйбышевского авиационного института во главе с автором проекта инженером С. Сафоновым. Яхта была широкой, с высоким бортом, с каютами в человеческий рост н имела хорошие ходовые и мореходные качества. «Бегущая» несла 55 м2 парусины.
Избороздив не мало голубых дорог, яхта побывала па Черном, Азовском, Каспийском морях, окуналась в воды Дона, Волги и Днепра. В 1962 г. Сафонов решил реконструировать яхту, увеличить численность ее. экипажа и на этой базе создать клуб.
«Бегущую» вытащили на берег и приступили к делу. Швертбот должен был превратиться в килевую яхту, имеющую следующие размеры: длина 16 м; ширина 4,5 м: осадка 2,2 м; водоизмещение 25 т; площадь парусов 150 м2. Яхту предполагалось оборудовать каютой и салоном на 12 спальных мест, гальюном, камбузом, радиорубкой. фотолабораторией, штурманской рубкой и сушильным шкафом. В передней части киля предусматривался отсек с подводными иллюминаторами для наблюдений и киносъемок. Корпус решили построить из стеклоцемента, с деревянной палубой и переборками.
Яхта строилась на личные средства членов клуба — их вначале было 14 человек. Ежемесячный взнос составлял около 15 рублей. Строительство велось на берегу Волги под открытым небом. Работа часто останавливалась из-за отсутствия нужные материалов. Единственная техника, которая была в распоряжении ребят, — генератор, электродрель и циркульная пила.
И вот, спустя три года, терпению многих пришел конец. Из клуба ушел и его первый президент С. Сафонов. Осталось всего четыре человека: В. Прнлепский (президент), И. Лоливцев, В. Глухов и В. Калугин. Они обратились в горком ВЛКСМ с просьбой взять шефство над клубом и оказать материальную помощь.
С 1965 г. начался новый этап деятельности клуба имени А. Грина, как он стал называться. Под эгидой горкома комсомола начались хождения по предприятиям города с просьбами оказать материальную поддержку. Но единственной организацией, которая выделила значительную сумму, было пароходство Волготапкер; его руководителю ребята благодарны до сих пор. Пришлось пуститься во все тяжкие, вплоть до торговли цветами. Однако постепенно стало ясно, что начинать надо с создания небольших крейсерских яхт. В 1965 г. собрание клуба постановило законсервировать строительство яхты «Бегугцая-2» до лучших времен.
С помощью заслуженного мастера спорта Н. А. Мясникова из общества «Спартак» мы получили швертбот «Р-40» длиной 10 м, шириной 2,2 м и парусностью 40 м2. За полгода яхта была переделана: надстроили борт, сделали рубку, мачту, перекроили паруса, поставили скуловые кили с балластом 600 кг. Высота в каюте 1,35 м; во всех остальных помещениях — около 0,9 м. Яхта стала шире и длиннее. На ней были оборудованы помещения для продуктов, парусов и инструмента, кубрик, салон, кормовая каюта, камбуз, гальюн, шесть спальных мест. Расчет яхты сделал инженер Б. Антипцев, а строительством руководил Л. Фомин.
Клуб получил в свое распоряжение бывшую столовую дома отдыха «Стахановец» площадью 100 м2 с примыкающей просторной закрытой верандой. Помещение утеплили, переложили печку, застеклили окна, сделали верстаки, поставили циркульную пилу, строгальный станок и наждак. Получилась вполне удобная мастерская. К тому времени в клубе уже насчитывалось около 20 человек. Был выбран совет клуба: В. Прилепский (президент), И. Поливцев (вице-президент) и автор этой статьи (член совета). Взносы составляли: с учащихся 1 руб. в месяц, с работающих — 3 руб.
Первого сентября 1966 г. яхта была спущена на воду. По традиции разбили бутылку шампанского о форштевень. Этот момент для нас, «старожилов» клуба, был особенно торжественным: впервые за столько лет труда мы увидели качающуюся на волнах яхту, построенную собственными руками. Горком комсомола наградил грамотами и ценными подарками Голованова, Фомина, Панкратова, Лежнева, Поливцева. Через 12 дней «Арбииада» вышла в первое плавание, взяв курс на город Тольятти.
Но клуб продолжал бедствовать. Новый директор дома отдыха пытался отобрать помещение, под разными предлогами отключал электроэнергию, закрывал на замок мастерскую и бесконечно жаловался, что мы ему мешаем. Хотя ребята проводили агитацию в школах, писали о клубе в газету, расклеивали афиши, в городе о нас знали немногие. В начале 1967 г. горком комсомола передал клуб им. А. Грина в ведение Кировского райкома, что еще больше ограничило наши возможности. Тем не менее той же осенью приступили к постройке крейсерского катамарана по моему проекту.
Судно длиной 10,5 м (по ватерлинии 8 м) и шириной 4 м вмещало салон, две двухместные каюты, камбуз, гальюн, радиорубку, сушильный шкаф, кладовки и рундуки. Катамаран имел (по проекту) высоту борта 1,6 м; осадку 0,43 м; водоизмещение 2 т и площадь парусности 50 м2. Шпангоуты сделали из нескольких слоев фанеры ФСФ на клее МФ-17; кили, бимсы и балки — из 5- и 10-мм реек. За зиму выклеили все детали набора, силовые рамы вместе с поперечными переборками, детали оборудования. Но в конце весны, когда все было готово для сборки, директор дома отдыха заявил, что мы должны в течение недели очистить помещение. К сожалению, райком комсомола не стал «воевать» за нас, и база клуба снова очутилась на берегу. Катамаран пришлось собирать в палатке.
В августе 1967 г. мы снова ходили на «Арбинаде» в поход до Каспийского моря, побывали в Саратове, Волгограде, Астрахани, избороздили дельту Волги. А вернувшись, вновь принялись за катамаран. К концу октября обшивка была зашпаклевана и покрыта одним слоем стеклопластика. Судно перевернули и оставили ка зимнее хранение.
За зиму решили добиться присоединения клуба им. А. Грина к какой-либо организации. Став президентом клуба, я обратился на механический завод, но как только речь зашла о материалах и деньгах, администрация завода пошла на попятный. Тогда решили попытать счастья на металлургическом заводе — одном из крупнейших в стране предприятии, отпускающем средств на спорт столько, сколько областной и городской спортсоветы вместе взятые. На этом предприятии гриновцы планировали создать детскую парусную спортшколу. Переговоры велись несколько месяцев и ни к чему не привели. Базы у клуба нет и поныне.
Навигацию 1968 г. клуб имени А. Грина открыл очень поздно. «Арбинаду» рекомендовали. В августе яхта была спущена на воду и испытана. Асимметричные кили дали некоторый выигрыш на острых курсах при сильном ветре. 25 августа «Арбннада» ушла в свой третий поход, на этот раз к Черному морю.
30 августа был спущен на воду первый в Поволжье парусный крейсерский катамаран. Во время испытаний погода была неважная, сильный ветер и дождь мешали наблюдению. Тем не менее удалось выяснить основные качества судна. Балка под установленной на рубке мачтой оказалась слабой, ее пришлось усилить стальными уголками. Из-за высокого борта (на миделе 1,2 м) катамаран не идет круто к ветру, заметно дрейфует. Качка на волжских волнах порывистая; стоя на борту, можно совершенно неожиданно оказаться в воде. Катамаран очень чувствителен к дифференту. Вместе с тем он достаточно маневренен и мгновенно набирает скорость, как катер. Крена нет совершенно, даже в порывистый ветер. Самое главное — судно имеет хорошую остойчивость, легкий корпус и нормальную обитаемость.
Сейчас у нас создаются необычайные проекты скоростных катамаранов, тримарана с поворотным корпусом и т. п. Наперекор всем трудностям клуб продолжает развиваться и крепнуть!