Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
Следить за появлением новых статей:
Читать @barque_ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Истории / Прочие истории / 1970 год / История селения Русское Устье
    Подкатегории раздела
    Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории


    Поделитесь информацией
    Твитнуть


    Похожие статьи
    История корабля русского флота фрегата «Паллада»
    Фантастическая морская история Владимира Леонидовича Дурова
    История мирового рекорда скорости на воде
    История «Ордена Смелых Парусников»
    Загадочная морская история о паруснике «Сибэрд»
    История парусника «Палатин»
    История династии Кэмпбеллов
    История яхт-клуба имени А. Грина
    История кораблестроения — лодка, которую построил Ной
    История «Маркизовой лужи»
    Короткая и яркая история соревнований на реке Амата
    85-летняя история яхты-ветерана «Утеха»
    История постройки «сверхбыстроходного» глиссера «Экспресс»
    История покорителей пролива Ла-Манш


    История селения Русское Устье

    Год: 1970. Номер журнала «Катера и Яхты»: 28 (Все статьи)
              0


    В 1911 г. политический ссыльный эсер В. М. Зензинов был отправлен в устье Индигирки, в селение Русское Устье, что и поныне стоит на крутом берегу глубокой протоки. Почти два месяца ехал он из Якутска к месту поселения. Два месяца по бесконечным угнетающим просторам тундры, где нет ни единого предмета, на котором мог бы остановиться взгляд. И сколько радости было, когда в ранних сумерках показались на горизонте какие-то дымки. Это дым из печных труб километровыми столбами уходил в небо. Изб, заваленных снегом до крыш, было много; печи топились только в пяти-шести, значит — остальные пустовали.

    Поселился Зензинов в заброшенной избушке, вставил в окна-бойницы куски тонкого льда, и потянулись долгие дни, месяцы, годы ссылки. В глухих местах новый человек всегда вызывает огромный интерес. Но, пожалуй, еще больше сам ссыльный заинтересовался жителями Русского Устья. Здесь, на самом краю земли, в самом, казалось бы, гиблом месте жили типичные русские — с широкими бородами, рослые, светловолосые. Однако самое удивительное — говорили они хотя и по-русски, но на каком-то особом наречии, так что Зензинов лишь с большим трудом понимал их. Послушав, понаблюдав и поразмыслив, пришел он к выводу, что говорят жители селения на древнерусском языке 300—400-летней давности.

    Законсервированным» оказался и быт поселенцев. Они считали постыдным иметь большие окна, пользовались еще календарями-зарубками, пели зимними вечерами протяжные песни давних времен. Одним словом, жили точно так же, как жили их предки при Иване Грозном.

    Как горстке людей удалось в течение столь длительного времени сохранить самобытность? Ответ пришел, когда русскоустьинцы поведали Зензинову свои легенды.

    При царе Иване Васильевиче многие жители северных областей России, спасаясь от изнурительной ратной службы и поборов, бросали насиженные места и уходили подальше — к самым берегам Студеного моря. Но и сюда добрались царские опричники, стали силой уводить на государеву службу.

    На пути к свободе не могли остановить ни страх перед неизвестностью, ни тоска по родным местами из вековых елей построили поморы быстроходные кочи, погрузились на них, да и ушли в открытое море, правя в ту сторону, где восходит солнце. Когда морозы сковывали море, строили зимовья, ждали следующую весну и снова в путь, все дальше и дальше на восток.

    Многих «прибирал бог». В безбрежных снегах навеки отмечен путь беглецов могильными крестами. У всех кровоточили десны, вываливались зубы. Но и от страшной цинги нашли средства — стали есть непереваренную пищу из желудков «божьих» оленей и замороженную живьем рыбу, пить горячую оленью кровь. В борьбе с суровой природой поморы потеряли земледельческие навыки и умение разводить скот, зато стали отличными рыболовами, первоклассными охотниками и мореходами.

    Никто не знает, сколько лет, а может и десятков лет прошло, но добрались поморы до устья «Собачьей» реки — Индигирки. И те, кто остался жив после схватки с туземцами-юкагирами, решили не искать более «неведомых землиц», а остаться здесь навсегда. Собрали плавник, срубит избы на привычный лад и стали жить да поживать по обычаям отцов и дедов.

    Из литературы известно, что в XVII веке Иван Ребров, открывший Индигирку, не нашел в низовьях ее никаких обитателей. То ли Ребров «со товарищи» просто не зашел в протоку, то ли попрятались от казаков-землепроходцев русскоустьинцы, побоявшись и деть дело с государевым войском. Важно одно — еще много лет никто не подозревал о существовании здесь большого селения...

    Не так давно я побывал в Русском Устье. Это — современный поселок, каких, наверное, не одна сотня здесь. на разбуженных стройками берегах самого сурового из океанов. Познакомился со стариком, оказавшимся, кстати, моим однофамильцем, рассказывал он много интересного, а потом дал почитать книгу с дарственной надписью автора. Написал и подарил ему эту книгу В. М. Зензинов Называется она: «Старинные люди у холодного океана». Год издания 1914. Тираж 100 экз.


    Понравилась ли вам эта статья?
    +3

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Парус — дань традиции или необходимость?
    Из Ленинграда в Одессу на шестивесельных ялах
    Из книги «Нелегкое искусство плавания под парусами»
    Шарон Эдамс — первая женщина, покорившая океан
    Знаменитые писатели и море — Ги де Мопассан и Леонид Андреев
    От Черного моря до Ледовитого океана на швертботе «Пингвин»
    По Камчатке на катамаране с надувными поплавками
    Путешествие по реке Двина с моторами «Москва-М»
    У Петергофского мола — искусство управления яхтой
    Парусные переходы из Севастополя в Волгоград
    Неудача изготовления яхты из стеклоцемента
    Из истории речного транспорта Ленинграда
    История корабля русского флота фрегата «Паллада»
    История «Маркизовой лужи»
    Бернар Муатисье пошел на второй виток вокруг земного шара

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    История селения Русское Устье

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Трансевероазиатское плавание на лодках «Гейзер» и «Вулкан»
    Кто открыл «остров сокровищ»?
    На парусном катамаране «Север» по Волге
    Первый переход через океан на моторном судне
    На спортивной яхте «Фрейя» в Гренландию
    Гонки на яхтах — рассказ из сочинений Марка Твена
    Переход на лодке «Металлист» из Ленинграда в Баку
    Плавание в Болгарию на цементных яхтах
    На швертботе «Мева» по Рыбинскому водохранилищу
    Новое длительное плавание Фрэнсиса Чичестера
    Путешествие на яхте «Юность» по Баренцеву и Белому морю
    Катера и яхты Жоржа Сименона
    Неведомая Франция или приключения меж двух берегов
    Мистика на винтовом клипере «Всадник»
    Дальнее плавание на шлюпках великолукских яхтсменов


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 17 + 20 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории