Ранним погожим утром без суеты и волнений мы (я и 14-летний сын) разместили в автобусе Минск — Лепель упакованную «Меву», мотор «Прибой» и два рюкзака. Три часа пути — и мы на лепельском автовокзале, расположенном, кстати сказать, рядом с железнодорожным. Сюда можно добраться и поездом через Оршу. Спустя час-полтора на местном автобусе прибываем в деревню Заречаны на берегу озера Отолово. Это исходный пункт нашего маршрута.
Немедленно вокруг собираются любопытные. Подходят дети, взрослые. Не спеша собираем швертбот, навешиваем мотор; бензобак установлен в кормовом отсеке. Постели, палатка и зачехленное ружье удобно разместились в форпике, удочки и спиннинг уложены вдоль бортов, мелочи — под банками, и кокпит, таким образом, остается свободным. Продуктов захватили с собой самую малость: несколько банок тушенки, сухую колбасу, концентраты. Хлеб, масло, сахар и крупы будем покупать по пути в сельских магазинах, а свежие овощи и молоко есть практически в каждом дворе. Народ же у нас добрый и гостеприимный.
Все уже готово к старту, когда один из зрителей, сухонький дед, любезно приглашает нас посмотреть пасеку. И вот сидим мы в саду и угощаемся хрустящими огурцами с липовым медом... Но день на исходе, и нам пора в путь. Обкатанный «Прибой» заводится сразу и работает настолько бесшумно, что слышно, как на острове Кугонь храпят пасущиеся лошади. До Двины предстоит пройти 9 озер Ушачской группы, в которую входит более 40 водоемов. Словно клин летящих журавлей вытянулись они на 50 км с северо-запада на юго-восток. Зелень лесов, голубые пятна озер и золото хлебов создают редкой красоты пейзажи, вызывают ощущение необычной тишины, покоя...
Входим в речку Диву и, не выключая мотора, минуем озеро Туросы, проносясь под мостками — кладками. Через 2 км осторожно проводим лодку среди камней под автодорожным мостом; рядом магазин, и мы пополняем запас продуктов. Спустившись на 3 км по реке, выходим к озеру Березовое, на восточном берегу которого устраиваем ночлег. Сухо, тепло, комаров нет.
Утром и вечером в летнем Поозерье обычно безветренно, но к обеду просыпается бриз; спешим поставить грот и стаксель. Пересекаем озеро под парусами и вновь входим в Диву, но ненадолго — через 1,5 км швертбот уже скользит по поверхности Паульского озера. Еще 5 км извилистой протоки — и мы на южном берегу озера Яново.
С утра задул очень свежий норд-вест, ставим одни грот, но нагруженная «Мева» плохо преодолевает озерную волну, и обильные потоки воды летят в кокпит. Делаем оверштаг и идем лагом к волне вдоль подветренного берега. Путь через озеро удлинился почти вчетверо, но зато теперь нас не заливает. Без труда находим на северном берегу левый рукав Дивы и останавливаемся перед мостом. Рядом хороший магазин, почта и медпункт. Речка узкая и глубокая, но течение сникло: близко плотина. На живописных берегах маленького водохранилища много ярких дачных строений. Кое-кто рыбачит, выпускаем дорожку и мы. Не прошли и километра, как на блесну «Любительская» попалась щучка, а вскоре на дне лодки бьется вторая хищница.
Плотину форсируем вдвоем; лодку и груз переносим левее здания крохотной ГЭС, а через 100 метров уже начинается озеро Гомель — одно из самых живописных в Ушачской группе, и здесь мы расстаемся с Дивой. На высоком западном берегу озера ставим палатку. Весело потрескивает сушняк, на ужин щука во всех видах. Спим, часто просыпаясь; завтра, в первую субботу августа, открытие охоты. Пасмурным утром проходим северо-западное побережье, осматриваем островки, затоки. В зарослях камыша устраиваем на плаву завтрак, но завершить его не суждено: второпях хватаюсь за ружье... Котелок перевернут, кильсон и шпангоуты залиты простоквашей, зато среди белых лилий и кувшинок отыскиваем две лысухи. Неплохо!
Из озера Гомель в Двину можно попасть двумя путями: на восток по Туровляике либо на северо-запад во протоке к озеру Усомля и дальше по речке Ушача. Мы хотим побывать в Полоцке, поэтому выбираем первый вариант. Взобравшись на крутой мысок восточного берега, отыскиваем среди зарослей осоки исток Туровлянки. Через километр она ныряет под железобетонный мост на шоссе Минск — Полоцк, и здесь владельцам моторов стоит подумать о бензине; на ближайшие 80 км заправки не предвидится. Озера Суя и Туровля проходим под парусами; первое богато рыбой, второе — дичью. Повсюду суетятся выводки, пробуют крыло новые поколения пернатых, но охота здесь запрещена, так как Туровля — заказник. Озера пройдены, до Двины по Туровлянке 25 км.
Длинные бороды водорослей колышутся по всей поверхности тихо-вода. Но где же быстрины, о которых нас предупреждали, к чему це-пи-волокуши, которыми местные жители, якобы, притормаживают лодки на перекатах? Скоро убеждаемся, что рано судить о всей речке по ее верховью. Прорезав глубокий каньон, она уже в среднем течении стремительно несется через камни, а за 3 км до встречи с Двиной управлять лодкой становится просто невозможно: удар — и весло в щепки, еще миг — и нас наваливает на валун.
Возбужденные, промокшие до последней нитки, мы, наконец, попадаем на спокойный простор Двины. Ну, на сегодня хватит!
Раздобыли в деревне огурцы, зеленый лук, петрушку. Из двух уток вышел царский ужин (он же обед и завтрак). Зажгли костер-нодью и дотемна любовались рекой... Когда-то вдоль ее берегов жили кривичи, полочане, ливы, а сама река звалась не только Эриданой, но и Хезином, Рудоном. Норманны, например, воспевали ее как Дину.
Подробно описывать условия плавания по среднему течению Западной Двины нет нужды, да и в какой-то мере это уже сделано великолукскими яхтсменами, и пока верховой ветерок обеспечивает нам по течению четырехузловый ход, можно подвести первые итоги.
Пять день пути, пройдено 150 км. «Мева» в порядке даже после ударов о камни, а ведь кроме усилений транца, стыков весел и уключин никаких усовершенствовании в ней мы не делали. Мотор крепим теперь не В середине, а в левой части кормы, не снимая руля. По километровым столбам высчитываем, что на средних оборотах наша скорость составляет 10 км/час, на полных же — около 12, а транец, между тем, почти полностью погружен в воду. «Салют» для «Мевы», вероятно, подошел бы больше.
В Полоцке удобнее всего стать на правом берегу, метров на 500 ниже моста, Отсюда близко магазины, рынок, почтамт, бензоколонка. С интересом осматриваем Софийский собор (XI в.) и собор Спасо-Евфросиньевского монастыря (XII в.). Ниже Полоцка река течет спокойно, с уклоном 10—15 см на 1 км. Пройдя 18 км останавливаемся в Новополоцке, одном из крупнейших центров нефтехимической промышленности страны. Городу всего 14 лет, а жителей в нем, как и в его 1100-летнем прародителе, 60 тыс.
Почти весь путь до Дисны (40 км) идем под парусами: дует верховик. Местные жители долго провожают нас взглядами: паруса тут встретишь не часто. Но вот начинаются Дисненские пороги, и мы, запустив мотор, входим в стрежень. Лодку трясет, как на ухабах, набор стонет... Виден последний перекат, но уже в черте городка... И тут мотор неожиданно взвыл и откинулся, едва не выломав транец, а пока разбирались с веслами, лодку вынесло к сливу и бросило на гранитную гряду. Полный конфуз! Что и говорить, в знании местного фарватера у нас явные пробелы. Перед гребнем надо было развернуться, пройти метров 20 против течения и, прижимаясь к левому берегу, спуститься на чистую воду. Оказывается, мы не придали значения прутику-вешке слева по корме. Правда, местные лоцманы доверительно признались, что сами частенько бьют здесь моторы. Шпонку винта мы заменили, а набор и обшивка, к счастью, не пострадали. Обед в столовой окончательно вернул нам состояние душевного равновесия.
Дисненские пороги растянулись почти на треть пути до Верхнедвинска (40 км). Острова и осередки делят русло на протоки, среди которых всегда можно найти вполне проходимые. Верхнедвинск — небольшой уютный городок, в котором можно приобрести все необходимое для продолжения путешествия. Здесь мы принимаем на борт третьего участника похода. Последний участок до Друи (35 км) проходим с попутным ветром под парусами за 4 часа, но перед самой Друей сонные плесы кончаются, и лодка попадает в скопище камней. Дальше идти втроем опасно. Двое высаживаются, а третий. орудуя веслами, изо всех сил старается попасть в корыто переката и не проскочить устья Друйки. Удалось — через минуту «Мева» уже покачивается за высыпкой.
Впереди самый трудный участок пути — 30 км вверх по Друйке, на преодоление которого ушло 2 дня. От зари до зари тащились мы то под мотором, то на веслах, то с бечевой, равнодушные к живописным берегам и манящему уюту хуторов. Особенно сложно было преодолевать участки в среднем течении, где дно каменистое, а глубины резко меняются. Через плотину в Друйске перебрались по правому берегу и с ее гребня вновь увидали злополучную колокольню на Двине, которая никак не хотела отдаляться от нас, пока мы петляли по речке. А стоило ли выбиваться из сил, если за 20 минут лодку можно перевезти сюда на попутной машине!?
Впрочем, для нас все это уже позади, а впереди чарующие просторы Браслазщины. Более 30 озер входит в эту компактную систему. 10 тысяч лет назад Балтийская гряда Валдайского ледника, отступая, создала этот живописнейший уголок природы. Полторы недели крейсировали мы по Неспищу, Дривятам, проходя через проливчики, отыскивая в камышах протоки. Охотились на уток, баловались ушицей, в которой «ложка стоит», отведали судака, линей, селяву и даже угорька. Мест для стоянок здесь вполне достаточно, берега вокруг сухие, высокие. Особенно хороша лагуна большого острова на озере Струстно.
Возвращаться отсюда довольно просто: из Браслава в Минск, Дау-гавпилс и другие города регулярно ходят автобусы. Только не забудьте перед отъездом наведаться в сказочную «Хату рыбака». И если вдруг радушные официантки не предложат вам золотого угря, то камбалу или хек «по-браславски» вы отведаете непременно.
Идти по нашему маршруту можно на любой легкой лодке, вплоть до мелкосидящего катера.

Знаете ли вы, что детские ортопедические кресла позволят вашему ребенку научиться сидеть правильно и ровно без вашего участия? Вот источник, где можно об этом узнать более подробно, а также посмотреть видео.