Этот поход был организовав ЦК ВЛКСМ и посвящен 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. В нем приняли участие четыре колесных яхты типа «Турист» и три переоборудованных буера типа «DN-60».
Если в первой экспедиции 1968 г. мы не рискнули далеко отрываться от «обитаемых» мест, то маршрут 1971 г. был проложен через пустыню Устюрт. Это заключало в себе известный риск, особенно для яхт на базе «DN-60», которым предстояло без всякой обкатки пройти почти 1200 «песчаных миль». Правда, по прибытии в Кунград, мы в течение десяти дней опробовали наши яхты в высохшем русле Старицы — одного из многочисленных рукавов Дарьи, но это была скорее отладка снаряжения, чем настоящие испытания перед таким путешествием.
А маршрут намечался очень сложный. От Кунграда мы должны были двигаться на запад, миновать впадину Барса-Кельмес, затем постепенно поворачивать на юг к заливу Кара-Богаз-Гол, обогнуть его южный берег и выйти к поселку Кошаба, а отсюда, уже по шоссе добраться до Красноводска.
Поход намечался в октябре, и не было уверенности в состоянии погоды на маршруте. Поэтому в запасе был у нас и второй вариант (по которому, в конечном итоге, мы и пошли): оставить в стороне Кара-Богаз-Гол, повернуть на юг и выйти прямо к Южному Чинку (террасе) плато. Здесь надо было спуститься и идти на г. Чагыл и оттуда по шоссе на Красноводск.
Была также в этом походе одна очень специфичная черта, заставлявшая постоянно корректировать все наши планы и расчеты: с нами работала съемочная группа студии «Центрнаучтехфильм», во главе с известным режиссером Ю. М. Фогельманом (многие, конечно, помнят его фильмы «Пятнадцатилетний капитан», «Красные листья» и Др.). Фильм о походе был успешно снят и включен в географический киноальманах №50. Его неоднократно показывало центральное телевидение в программе «Клуб кинопутешествий».
Этот фильм и статья руководителя похода В. Таланова «В парусах — ветер пустынь», опубликованная в журнале «Моделист-конструктор» №3 за 1972 г., избавляют нас от необходимости описывать все перипетии этого путешествия. А вот о технической стороне дела, на наш взгляд, нужно поговорить поподробнее.
Казалось бы плоская, как доска, поверхность пустыни стала весьма серьезным испытанием прочности наших яхт — постоянная вибрация от неровностей почвы доставила нам. много неприятностей. А тут еще рывки такелажа от переменного порывистого ветра. Поломки и, соответственно, починки в этом походе отличались большим разнообразием. Выхлестывались огона и падали мачты. Ломался швеллер из дюралюминия Д16, размером 90Х60Х6 мм, причем в самом напряженном месте — возле крепления заднего колеса. Это, впрочем, объяснимо: колесо, наезжая на препятствия, передает создаваемые при этом ударные нагрузки через лапу на корпус. Балки корпуса, скрепленные поперечными уголками, стремятся разойтись. Срезало заклепки одного из уголков — лопнул швеллер. Пришлось стянуть обе балки 8-миллиметровой проволокой телеграфным бандажом. В пути на базе геофизиков в Байчагыре мы подваривали ось задних колес к накладкам на поперечинах — электросварка не выдержала.
Опыт накапливался с каждым километром пути. Перевернулось несколько яхт при переезде через разъезженные за лето колеи дорог — стали осторожнее. Еще в Кунграде шоферы предупреждали нас, что надо объезжать кусты: обычно они растут возле ям. Пренебрегли советом — один из участников на полном ходу влетел в заброшенный шурф и сломал на своей яхте задний упор поперечного бруса.
Своими силами мы справлялись с довольно сложными поломками. Когда на одной из яхт сломался поперечный брус у левой бортовины, то его концы наложили друг на Друга, склеили казеиновым клеем, стянули болтами и проволокой — и яхта успешно дошла до финиша. В походе полностью вышла из строя только одна яхта, но это уже из-за конструктивного недостатка.
Серьезным испытанием для нас был спуск яхт с южного Чинка Устюрта, как мы это называли, «парусный альпинизм». Высота обрыва 300 м, крутизна склона 40—60°. Техника спуска довольно проста — двое придерживают яхту веревками за поперечный брус, а один страхует веревкой за переднее колесо и подруливает. На эту операцию у нас ушло три дня.
Надо сказать, что колесные яхты на основе буера «DN-60» отлично проявили себя в этом походе, и мы рекомендуем их энтузиастам нового вида парусного спорта. Ну, а всем, что узнали и чему научились за два похода на колесных яхтах, мы охотно с ними поделимся.