Пройти на лодках Сухону, Северную Двину, Свирь и Неву, побороться с волнами сурового Белого моря, побывать на Соловецких островах, пересечь легендарные Кубенское, Онежское и Ладожское озера, своими глазами увидеть красоты Карелии — это ли не мечта любого спортсмена-водномоторника! У нас она зародилась во время предыдущего похода на лодках от г. Шостки до Черного моря, когда мы успешно выполнили нормы кандидатов в мастера спорта СССР.
Правда, задуманный маршрут (Шостка — Серпухов — Горький — Череповец — Котлас — Архангельск — Петрозаводск — Ленинград) казался вначале неосуществимым: чтобы уложиться в 24 дня отпуска, в сутки надо было преодолевать не менее 200 км. Помог нам укрепиться в своем решении очерк С. П. Парилова «Большая северная кругосветка», который мы прочли в 26 номере сборника, и личная переписка с автором.
И вот 3 июня на берегу р. Оки близ Серпухова из рефрижератора «Колхида» выгружены два «Прогресса» с «Вихрями» и все снаряжение пятерых (включая спаниеля Сильву) участников похода — жителей г. Шостки.
Успешно прошли первые шлюзы — Белоомутский и Кузьминский. По сравнению с днепровскими это «малютки» — перепад уровня воды всего 1,5 м. Второй день плавания застал нас уже в Рязани. Здесь первая заправка бензином. Достаем его, останавливая проезжающие машины. Такой способ заправки, скажем прямо, был основным на протяжении в:его маршрута, за редкими исключениями. Это очень хлопотно и отнимает много времени, а ведь смогли же на Днепре организовать очень культурное и удобное обеспечение бензином водномоторников.
Плавание по Оке заканчиваем в г. Горьком. Здесь очень удобно остановиться на знаменитой стрелке, упоминаемой даже в популярной песне. С заправкой повторилась знакомая история — бензин достали случайно, а вот рыба, которую нам предложили местные рыбаки, была явно им перенасыщена...
Плавание по Волге поразило нас оживленностью судоходства. На море теплоходы никогда не выглядят такими огромными, как на реке. Тут гляди в оба! При прохождении шлюзов оставаться в лодке не разрешается — приходится ждать подходящее судно, чтобы пришвартоваться к нему и подняться на палубу.
Вошли в Череповецкое водохранилище. Оно имеет странный вид: целые рощи высохших берез стоят посередине водоема, а мимо них ходит и речной, и морской транспорт. Здесь много судовых ходов и выбрать какой удобнее довольно трудно. Мы шли без карты по крайнему правому и заблудились, попав в реку Ковжу. Определились «путем опроса местных жителей», и, тем не менее, долго еще петляли по водохранилищу, пока не вошли в Северо-Двинский канал. Здесь нас шлюзуют очень оперативно. Правда, работницы шлюза посадили к нам в лодки двух школьниц, которые ехали в Кириллов на экзамены и боялись опоздать, а поэтому по всем шлюзам была дана команда пропускать нас без задержек.
К встрече с древним градом Кирилловым мы заранее не готовились. Очень странно, что о «заморском» Соловецком монастыре, о Троицко-Сергиевской лавре знают буквально все, а вот о бесценном Кирилло-Бе-лозерском монастыре, который находится в центре России, мало кто слышал. А ведь побывав только в одном Кириллове, можно так надышаться стариной, столько узнать, что хватит на долгие годы.
Северо-Двинский канал — старинный искусственный водный путь. Он очень узок, но везде судоходен. Когда плывешь по нему на лодках, создается впечатление, что идешь по аллее: так ровно и близко к воде стоят деревья. Воздух спокойный, в воде без искажения отражаются берега и лишь мчащиеся лодки нарушают зеркальную гладь. На канале 7 шлюзов.
Пройдя через канал, вступаем в Кубанское озеро. Здесь мы узнали о его своеобразном водном режиме: один раз в год на протяжении приблизительно двенадцати весенних дней река Сухона несет свои воды в Кубенское озеро, меняя направление течения.
Плавание по Сухоне довольно напряженно. Мы шли по течению и вместе с нами сплавлялся лес. Приходилось буквально пробиваться сквозь мчащиеся бревна, рискуя быть затертыми ими. В нижнем течении Сухона имеет несколько перекатов с выступающими из воды валунами, но мы шли в разгар половодья по высокой воде и преодолели перекаты без труда.
На могучей в разливе Двине было неспокойно. Катились темные крутые волны, шел нескончаемый холодный дождь. Брезентовые тенть: на лодках промокли, через залитые водой стекла ничего не было видно. Пришлось тенты снять. В основном лес на Двине сплавляют мощными плотами за буксирами, но иногда попадаются отдельные бревна, совершенно незаметные в воде. Берега здесь обжиты. Один за другим мелькают дебаркадеры у поселков сплавщиков. Повсюду с нами щедро и безвозмездно делятся бензином. В магазинах покупаем огромные двухкилограммовые «кирпичи» исключительно вкусного хлеба — такой только здесь выпекают, А настоящего вкуса молока не знает тот, кто не пил холмогорского.
По тому, как часто стали появляться белоснежные «ракеты», стало ясно — скоро Архангельск, а там и долгожданное Белое море. Дожди кончились, но температура воздуха так понизилась, что коченели руки, и это — 18 июля! В Архангельске остановились на стоянку в яхт-клубе «Водник». Мы старались разузнать, ходят ли по Белому морю на «Про-грессах»: эта лодка на севере не в почете, ее здесь называют «радикулитом» и предпочитают катер с печуркой — теплых дней мало, а отдыхать на воде лучше, конечно, в тепле. Выяснилось, что официально выход на «Прогрессах» в Белое море не поощряется, но такие случаи были — мы не первые и, очевидно, не последние смельчаки.
Идем в направлении Зимнего берега. Проходим остров Мудьюг. Необозримое море относительно спокойно — пологая волна высотой до 1 м. Идем по компасу. Ночь, но об этом узнаешь только по часам, так как абсолютно светло, солнце так и не опустилось за горизонт. Нам предстояло открытым морем пройти 360 км. Когда густой утренний туман рассеялся, мы убедились, что компас не подвел — прямо по курсу остров Жижгин, на который и ориентировались. Заправились бензином и, не дожидаясь отлива, который, по словам поморских рыбаков, в мгновение ока донес бы нас до Соловков, завели моторы. Через два с половиной часа перед глазами появились заветные острова. Вокруг резвились тюлени, нежились на бревнах, но при нашем приближении немедленно исчезли. Ревущие моторы спугивали стаи уток, гаг, гусей. Целый день мы пробыли на островах, осмотрели монастырь, каналы и озера, которых на Соловках около 400.
На пути от Соловков к Беломорску поднялся шторм. Мы изрядно вымокли, но успели подойти к берегу, откуда и смотрели на окончательно разыгравшееся, но теперь не опасное для нас море.
На следующий день отправились выяснять возможность шлюзования через Беломорско-Балтийский канал. Еще в Архангельске нас предупреждали, что через канал лодки не пустят. Предостережения подтвердились. Остается один выход — погрузиться на проходящий теплоход и шлюзоваться вместе с ним. Оплатив квитанцию на проезд, грузимся на теплоход «Морской-6», благо у него есть свои подъемные краны. Со штабелей леса, как с высоты птичьего полета, мы любовались карельскими пейзажами: на память останется бессчетное количество кадров, отснятых в этом краю.
Но вот пройден последний шлюз, «Прогрессы» с бревен попадают в родную стихию. Сердечно прощаемся с командой — и в путь. Нужно наверстывать упущенное время, и к вечеру этого дня мы уже в Кижах.
Онежское озеро, Свирь, Ладогу и Неву проходим в такую чудесную погоду, моторы работают так безупречно, что кажется, нет ничего проще, чем ходить за тысячи километров по воде.
Петрозаводск сиял чистотой, в парке на берегу Онежского озера загорали ребятишки. Здесь по графику была наша предпоследняя отметка. От Петрозаводска по Онежскому озеру шли на расстоянии видимости берега, отсчитывая маяки.
Гостеприимно пригласили нас в свои ворота Свирские шлюзы, поморгав зеленым глазком — никаких осложнений с разрешениями на проход. Благополучно пройдя Ладогу, вымокшие от крутой невской волны, пришли в Ленинград. Остановились на Фонтанке у Аничкова моста. Здесь, в центре города-героя и закончили мы наш многотрудный поход, выполнив нормативы мастеров спорта.
За 24 дня нами пройдено 4600 км. Это — более 30 городов, 8 рек, 4 крупных озера, 3 водохранилища, 34 шлюза и Белое море.