Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Истории / Военная страничка / 1975 год / Памятные места на карте Балтики
    Подкатегории раздела
    Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории


    Поделитесь информацией


    Похожие статьи
    Выбор места установки гребного винта
    О байдарках, «серых пятнах» на карте, порогах и комарах
    Всесоюзная гонка крейсерских яхт на Кубок Балтики 1972 года
    Искусство предсказания погоды на «Кубке Балтики»
    IV всесоюзные соревнования крейсерских яхт на Кубок Балтики
    Торпедные катера Балтики во время ВОВ
    V всесоюзные соревнования крейсерских яхт на Кубок Балтики
    VI Всесоюзные гонки крейсерских яхт на Кубок Балтики 1976 года
    Лоцийные сведения к туристской карте-схеме Горьковского водохранилища
    Краткие лоцийные сведения к туристской карте-схеме Волги от Казани до Октябрьска
    IX всесоюзные соревнования крейсерских яхт на кубок Балтики
    Краткие лоцийные сведения к карте-схеме Волги от Октябрьска до Нижней Добринки
    Лоцийные сведения к карте-схеме Волги от Нижней Добринки до Астрахани
    От янтарной Балтики к седому Уралу — В. М. Уваров


    Памятные места на карте Балтики

    Год: 1975. Номер журнала «Катера и Яхты»: 56 (Все статьи)
              0


    Информация об изображенииТаллинский маяк-памятник, на котором установлена мемориальная доска
    Таллинский маяк-памятник, на котором установлена мемориальная доска
     
    Как большой праздник отмечалось у нас 30-летие Победы. Газеты и журналы печатали материалы о всенародном подвиге в годы воины, по радио и телевидению передавали встречи с ветеранами, вышло немало хороших книг. Много нового узнала молодежь о героических делах своих отцов. И очень важно теперь, чтобы эта огромного значения воспитательная работа не зачахла, не была свернута.

    Многое зависит от нас самих — представителей старшего поколения. И надо признать, делаем мы в этом направлении далеко не все, что можем. Вот конкретный пример. Каждая из ленинградских яхт за навигацию десятки раз проходит мимо овеянных славой мест, где сражались и проливали кровь советские люди, а часто ли мы рассказываем членам экипажа — вчерашним школьникам — о том, что это за места, что происходило именно здесь тридцать с лишним лет назад?

    Мне уже приходилось писать в сборнике об уважении к истории. О том, что проходя, скажем, мимо кронштадтских фортов, будет уместно познакомить команду с тем, когда они сооружены, какую роль играли, откуда появилось выражение «маркизова лужа», что означают те или иные названия на карте (почему маяк — Толбухин, отмель — Лондонская и т. д.). Такие вопросы возникают сами собой буквально десятками, и авторитет капитана будет, действительно, на высоте, если он сможет ответить на них. Признаться, например, мне было не по себе, когда я лишь совершенно случайно узнал, что возле всем яхтсменам хорошо известного мыса Стирсудден скрывался когда-то от ищеек временного правительства Владимир Ильич Ленин. Значит, и мы, капитаны, еще не знаем всего того, что следовало бы знать, значит, и нам есть смысл почаще обращаться к истории.


    Информация об изображенииНа Петергофском шоссе под Ленинградом держали оборону моряки-балтийцы
    На Петергофском шоссе под Ленинградом держали оборону моряки-балтийцы
     
    Но, бесспорно, важнейшим средством патриотического воспитания является живой рассказ очевидца и участника событий о делах недавнего прошлого. Тут особенно ценна конкретность. Вот, к примеру, факт. Не одна сотня мальчишек прошла парусную школу на яхте «Россия». Наверное, доводилось им не раз слышать о том, что ленинградские яхтсмены на своих судах участвовали в боях за город Ленина. Уверен, однако, что многие из них так и не знают, что эта самая их яхта участвовала в боевых действиях, что с нее уходили в тыл врага наши разведчики — бывшие яхтсмены. А тылом врага был тогда район Зеленогорска...

    Яхты очень часто заходят в Стрельну и Петергоф — это ближайшие пригороды Ленинграда, сюда ходит трамвай. А знают ли команды, что в самый тяжелый год войны, в первых числах октября, когда фашисты штурмовали Ленинград, балтийцы пять раз подряд высаживали здесь десант. Рулевыми, которые ночью вели отряды катеров с шлюпками на буксире, были спортсмены-парусники из наших клубов, в том числе плавающие и поныне заслуженный мастер спорта И. П. Матвеев, преподающий молодым яхтсменам навигацию М. Н. Богданов.

    Информация об изображенииКарта Балтики
    Карта Балтики
     
    Проходя проливом Биёрке-Зунд, все ли вспоминают о том, с каким трудом, какой ценой были изгнаны фашисты с Березовых островов? Вход в пролив прикрывали батареи врага, гарнизон состоял из нескольких тысяч солдат, подходы были минированы. И все же наши корабли проскочили под жестоким огнем самую опасную узкую часть пролива и на рассвете 21 нюня 1944 г. высадили десант там, где немцы его меньше всего ожидали — в дальней, северной части архипелага. Подтянув с юга силы, фашисты вступили в кровопролитнейшие бои с десантниками генерала И. Кузьмичева. На помощь пришел флот. Балтийская авиация наносила бомбовые удары по кораблям и войскам противника, наши дозорные корабли не подпускали фашистские катера к месту высадки. Не выдержав натиска, утром 23 июня немцы стали удирать с островов...

    Недалеко от разрушенного пирса, на пригорке, есть братская могила десантников. Если будете на острове, найдите ее, положите зеленый венок.


    Тогда, в 1944 г., фашисты особенно упорно держались на островах Выборгского залива, угрожая флангу нашей армии, которая уже освободила Выборг. Флоту приказано было занять острова, в первую очередь — Игривый, Новик и Малый Высоцкий, прикрывавшие важные шхерные фарватеры. Наиболее сильно укреплен был Игривый — самый большой из этих островов, лежащий при входе в залив; подходы к нему были минированы.

    На каждый остров решено было высадить по одному стрелковому полку 59-й армии генерал-лейтенанта И. Коровникова. Десантные отряды погрузились на тендера и катера и вышли из Макслахты (ныне Ключевое) в 7 часов 4 июля. И снова высадку прикрывала авиация флота, вели огонь дальнобойные батареи морской железнодорожной артиллерии, вышли в море быстроходные торпедные катера. Фашисты яростно сопротивлялись, дважды их флот пытался помочь обороняющимся извне, но все попытки обречены были на провал. К вечеру второго дни фашисты покинули остров, не выдержав рукопашных боев.

    Информация об изображенииБалтийский моряк
    Балтийский моряк
     
    И на Игривом бывают яхты. Стоит рассказать их командам о героях, сражавшихся за Родину. Чтобы, видя обрывки колючей проволоки или остатки укреплений, молодые яхтсмены представляли, что здесь тоже шла великая битва.

    У ленинградских парусников наиболее популярный маршрут дальнего плавания — поход в Таллин и далее в Ригу. Смело можно сказать, что это — походы по местам боевой славы балтийцев. Ведь яхты идут мимо прославленной Краснознаменной морской крепости Кронштадт, мимо Ломоносова — это здесь был Ораниенбаумский плацдарм, который немцы считали «котлом», мимо островов — Лавенсаари, Гогланд, Большой Тютерс и многих других, памятных участникам сражений мест. Об участии флота в обороне Таллина, о переходе эскадры из горящего Таллина в Кронштадт, о роли флота в битве за город Ленина, а затем и в поддержке наступательных действий армии написано немало. Уверен, однако, что у каждого моряка-ветерана найдется, что добавить к описанию этих событий.


    В самом Таллине немало памятников героям обороны. Но разве, к примеру, не интересно будет экипажам яхт, ошвартовавшихся в гавани центрального республиканского яхт-клуба «Калев», узнать, что как раз сюда — в район Пириты — совершал смелые вылазки разведчик, матрос с лидера «Минск» Евгений Никонов, посмертно удостоенный звания Героя Советского Союза? (Его имя навечно занесено в списки личного состава.)

    В конце августа 1941 г. для усиления войсками и артиллерией Ленинградского фронта Ставка приказала флоту оставить свою главную базу и перебазироваться в Ленинград. Без прикрытия с воздуха, без нужного количества тральщиков перегруженным кораблям и тихоходным транспортам предстояло пройти 159-мильным, обстреливаемым с обоих берегов фарватером, форсируя минное заграждение, специально выставленное, чтобы блокировать эскадру. «Балтийский флот никогда не прорвется в Ленинград», — вопило фашистское радио. Однако флот прорвался, тысячи закаленных бойцов усилили оборону города Ленина.

    Минное заграждение в районе о. Кери — о. Мохни немцы выставили в несколько рядов и очень плотно — более 4999 мин! Здесь нашим кораблям пришлось практически без перерыва отражать налеты вражеской авиации, отбивать атаки торпедных катеров, вести бой с береговой батареей на м. Юминда. Много было сбито пикирующих бомбардировщиков, потоплено катеров врага, но гибли и наши транспортные суда, наши боевые корабли. Это был исключительно тяжелый переход. Сейчас даже трудно представить, как в темную осеннюю ночь удавалось, например, обнаружить плывущие мины заграждения, сорванные со своих якорей или подсеченные тралами. Сколько самообладания, твердости и умения требовалось, чтобы успешно маневрировать среди мин, отбивая при этом атаки с воздуха. Помню, с одного из эсминцев в течение часа обнаружили двадцать мин одну за другой.

    Информация об изображенииВысадка на берег
    Высадка на берег
     
    Как оценить героизм матросов, которые, увидев подплывающую к кораблю мину, кидались в воду, чтобы руками отвести ее от корабля в сторону?

    Будете проходить между мысом Юминда и о-вом Вайндло, — почтите память погибших здесь моряков и солдат.


    Идя из Таллина дальше на запад, вспомните год 1942. Установив блокаду Ленинграда, фашисты сделали все, чтобы не допустить выхода советских подводных лодок в Балтийское море. Для этого, в частности, на меридиане о. Найссар — Порккала-Удд была создана мощная, сложная система минных заграждений и противолодочных сетей. Более 19 999 якорных мин поставили немцы в несколько рядов и несколькими ярусами поперек залива. Интервал между минами местами составлял всего 25 м, а сети были опущены до глубины 79 м. Кроме того, было поставлено несколько сотен магнитных донных мин. Большое число катеров с гидрофонами и самолетов сторожило весь этот район. Фашисты назвали заграждение «Носорог». Они были убеждены, что преодолеть его абсолютно невозможно. Когда же наши героические подводники все-таки преодолели его, прорвались в Балтийское море и начали топить фашистские корабли, Геббельс объявил, что это с запада вошли в Балтику английские подводные лодки!

    Первыми в начале июня 1942 г. пошли на прорыв «Щ-394» под командой капитана 3 ранга Я. Афанасьева, затем «Щ-317» капитан-лейтенанта Н. Мохова и «Щ-328» капитана 3 ранга И. Вишневского. Проползая по грунту под сетями и минами, уклоняясь от глубинных бомб, сбрасываемых с преследующих катеров, три лодки вырвались на оперативный простор. А 16 июня был потоплен транспорт «Арго». Это была первая победа!

    Девять кораблей врага отправили на дно отважные подводники, но пи одной из этих трех лодок не удалось вернуться в базу. Море хранит тайну гибели героев, по следам которых пошли десятки других подводных лодок Краснознаменного Балтфлота.

    На Таллинском маяке-памятнике, стоящем в море на скале, помещена мемориальная доска с перечислением всех наших кораблей, погибших в этом районе — на меридиане Найссар — Порккала-Удд. Проходя мимо, не забудьте воздать должное их памяти.

    Прежде чем повернуть в пролив Моонзунд, с которым связано немало страниц славной истории нашего флота, яхты проходят маяк Осмуссар (старое название Оденсхольм), стоящий на маленьком скалистом островке всего в нескольких километрах от берега.


    Информация об изображенииПодводная лодка
    Подводная лодка
     
    В 1940 г. здесь начали устанавливать 180-миллиметровую башенную и 130-миллиметровую открытую батареи. Спешно заканчивать сооружение их пришлось уже во время войны — героическими усилиями гарнизона. Люди работали тогда день и ночь и сделали то, чего фашисты никак не ожидали. В начале августа обе батареи смогли открыть огонь, и это имело огромное значение. Огонь Осмуссара с юга и батарей Ханко с севера перекрывал вход в Финский залив, в частности — не давал противнику проводить траление наших минных заграждений и подвозить подкрепления к Таллину.

    В течение многих недель продолжались жесточайшие обстрелы и бомбежки острова, но уничтожить орудия Осмуссара немцам не удалось. Дважды пытались они высадить десант, и оба раза защитники острова отбивали атаки. 4 ноября немецкие самолеты засыпали остров листовками с текстом ультиматума генерал-адмирала Карлса: он предлагал балтийцам капитулировать и к полудню 5 ноября поднять белый флаг. Осмуссаровскип гарнизон капитана Е. Вержбицкого поднял в ответ пошитый за ночь из алого шелка огромный — четыре на два метра — красный флаг и снова открыл огонь.

    Осмусеар так и остался непобежденным: враг занял все острова Моонзундского архипелага, а батареи Осмуссара, оказавшиеся в тылу врага, еще жили — били по кораблям, рвущимся в Финский залив. Вместе с защитниками легендарного Красного Гангута — Ханко они отвлекали на себя силы фашистов, помогая обороне Ленинграда, не пропустили ни одного корабля. Гарнизон покинул остров, уничтожив все боевые сооружения, только по приказу командования — в первых числах декабря.

    Вспомните о героических защитниках Осмуссара, вспомните о подвиге гангутцев, когда будете проходить ту невидимую черту поперек залива, которую долго не могли преодолеть фашистские корабли!

    В далеком прошлом Ирбенский пролив моряки называли «самым опасным местом в империи». Такая репутация объяснялась навигационными трудностями плавания в этом районе. В первые же дни войны здесь появились еще и минные заграждения — тысячи смертоносных мин разного типа. И все же именно в Ирбенском проливе развернулись ожесточенные морские бои. Перед флотом противника была поставлена задача прорваться в Рижский залив, подвозить войска и боевую технику. А балтийские эсминцы, авиация флота, артиллеристы — преградили путь на Ригу, отправляя на дно десятки судов и боевых кораблей.

    Информация об изображенииГлавные орудия
    Главные орудия
     
    На южной оконечности о. Саарема, на мысе Сырвесяр установлена была мощная башенная батарея береговой обороны. Командовал ею капитан А. Стебель. Фашисты бомбили ее с воздуха, крейсер и эсминцы врага пытались обстреливать с моря, но батарея оставалась в строю. Дальнобойные 189-миллиметровые орудия неизменно оживали, как только появлялись в проливе фашистские конвои. Несколько транспортов с солдатами и танками на счету артиллеристов Сырвесяра. И важно подчеркнуть, что при малейшей возможности артиллеристов поддерживали балтийские летчики. Те самые, которые в эти грозные августовские дни 1941 г., стартуя с этого эстонского острова, нанесли абсолютно неожиданные для гитлеровцев бомбовые удары по Берлину...

    Во взаимодействии с авиацией топили фашистов и наши торпедные катера, базировавшиеся в Мынту — совсем недалеко от мыса Сырве. Не одну страницу вписали в летопись священной войны В. Гуманенко, С. Осипов, А. Афанасьев, Б. Ущев и многие другие катерники. Ирбены стали могилой дли тысяч фашистов.

    Лиепая — Либава была первой нашей военно-морской базой, захваченной фашистами после кровопролитных и долгих боев. В августе 1941 г. подводная лодка «С-4» капитана 3 ранга Д. Абросимова, блокировавшая занятый немцами порт, обнаружила большой танкер, стремившийся укрыться в Либаве. Он шел по малым глубинам с двойным кольцом охраняющих кораблей. Условия для атаки были самые сложные, но Абросимов прорвал охранение и торпедировал судно, танкер сразу же затонул.

    Лодка на отходе ударилась о грунт и залегла. Свет погас, посыпались глубинные бомбы. При каждом взрыве корпус приподнимало, а затем с силой ударяло о камни. С наступлением ночи фашисты накрыли лодку сетью со светящими буями, решив, видимо, днем попытаться взять лодку в плен. Это моряки поняли, слыша жуткий звенящий шорох опустившейся стальной сети. Командир составил план действий и детально обсудил его с личным составом. Успех зависел от быстроты и смелости действий. Поздно ночью лодка неожиданно для немцев всплыла, подводники обрубили сеть и «С-4» скрылась в темноте, пока сторожевые корабли, стоящие под берегом, снимались с якорей...

    Танкер, потопленный «С-4», был не последним из нашедших гибель у Либавы вражеских судов. 9 января 1945 г. подводная лодка «1Ц-307» под командой капитана 3 ранга М. Калинина прорвалась к Либавскому бую и ночью обнаружила огромный транспорт, охраняемый мощным отрядом боевых кораблей. Двумя торпедами судно было потоплено. Через неделю эта подводная лодка в том же районе подстерегла вражеский конвой и утопила еще один крупный транспорт с войсками.

    Тринадцать груженых транспортов отправили на дно моря торпедные катера капитана 3 ранга Е. Осецкого — командира дивизиона, действовавшего на подходах к Либаве в том победном 1945 г. Тяжелой была для фашистов и стоянка в самом порту, который они обороняли до последнего, сохраняя его как единственный шанс на эвакуацию: их громили балтийские летчики, несмотря на то, что противник установил здесь 30 зенитных батарей и сосредоточил на аэродромах большое количество истребителей. Каждый боевой вылет для ударов по Либаве был подлинным подвигом. Особо отличились в те дни Герои Советского Союза Н. Степанян, А. Мазуренко, М. Шишков.

    Победы и на этом, последнем этапе войны давались дорогой ценой: не все самолеты, не все торпедные катера возвращались в свои базы, многих героев приходилось награждать посмертно...

    Район Либавского бун — священное место балтийцев.

    Можно много рассказывать о действиях флота при штурме Кенигсберга и Свинемюнде, освобождении датского о-ва Борнхольм и т. д. и т. п. Если, к примеру, говорить только об ударах балтийцев по кораблям и судам врага (за годы войны противник потерял здесь 624 транспорта и 581 единицу боевого флота), то уже получится, наверное, не один том! Мне в заключение хочется напомнить обстоятельства потопления лишь двух судов из этого огромного числа.

    30 января 1945 г. на выходе из Данцигской бухты подводная лодка «С-13» под командованием А. Маринеско тремя торпедами пустила на дно тщательно охраняемый лайнер «Вильгельм Густлов» водоизмещением 24 484 т, на котором эвакуировалось несколько тысяч гитлеровцев, в том числе 1300 офицеров-под-водников (судно служило базой учебного отряда подводного флота). Оторвавшись от преследования, «С-13» вернулась в тот же район и десять дней спустя торпедировала еще один крупный транспорт «Генерал Штойбен» водоизмещением 14 660 т. Два судна — более 10 000 уничтоженных врагов, огромное количество военной техники! Гитлер расстрелял командира конвоя, но всей Германии объявлен был траур, а командира нашей лодки провозгласили «врагом нации»...

    Давно закончилась война.

    Когда сегодня — в мирные дни — боевые корабли проходят указанные специальным приказом командующего места, сыновья и внуки героев-балтийцев приспускают флаги, опускают в море венки. Определены и точки для отдания почестей судами торгового флота. Не уверен, что стоит устанавливать такие же перечни отдельно для яхтсменов. Но убежден — мы должны сделать так, чтобы наша спортивная молодежь знала, какой ценой добыты Победа и сегодняшний мир. Знала, почему священны в памяти народной многие и многие места на той самой карге, которая лежит на штурманском столе крейсерской яхты.

    Что читать?


    О боегых действиях на Балтике рассказывается в следующих изданиях:
    • В. Ачкасов, Б. Вайнер. Краснознаменный Балтийский флот в Великой Отечественной войне. М 1957.
    • Боевой путь Советского Военно-Морского Флота. М., 1974.
    • В битве за город Ленина (Встреча ветеранов парусного спорта за круглым столом редакции). «Катера и яхты», №54, 1975.
    • Ю. Виноградов. Моонзунд в огне. М., 1971.
    • Воюет Балтика. Л., 1964.
    • В. Гринкевич. Когда пылала Балтика. Таллин, 1975.
    • Краснознаменный Балтийский флот в битве за Ленинград 1941—1944 гг. М., 1973.
    • Ю. В. Ладинский. На фарватерах Балтики. М., 1973.
    • На боевой вахте. Водники Северо-Запада в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Л. 1972.
    • Ю. А. Пантелеев. Полвека на флоте. М., 1974.
    • Ю. А. Пантелеев. Морской фронт. М., 1965.
    • Таллин в огне. Таллин, 1971.
    • В. Ф. Трибуц. Подводники Балтики атакуют. Л" 1962.
    • В. Ф. Трибуц. Балтийцы наступают. Калининград, 1968.
    • B. Ф. Трибуц. Балтийцы вступают в бой. Калининград, 1972.
    • Ю. Чернов. Меридианы балтийской славы. М, i968.
    • C. Ф. Эдлинский. Балтийский транспортный флот в Великой Отечественной воине 1941—1945. М., 1957.


    Понравилась ли вам эта статья?
    0

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Путешествие по реке Гауя на моторке «Казанка-М»
    Путешествуем всей семьей «Прогрессе»
    От города Шостки до Ленинграда на «Прогрессах»
    Битва за Ленинград — встреча ветеранов парусного спорта
    Торпедные катера Балтики во время ВОВ
    Катера на пьедестале славы подвигов ВОВ
    Поход на «Прогрессах» Батуми — Волгоград — Ленинград
    Рассказ Леонида Соболева «Рождение командира»
    Сокровища итальянского лайнера «Андреа Дориа»
    Легенда о чудовище под названием «морской змей»
    Долгий век крейсерской яхты «Россия»
    Под парусами в полярных водах вокруг полуострова Ямал
    24-дневное плавание по маршруту В. Ослянка — Волгоград
    Коварные камни реки Чусовой
    История покорителей пролива Ла-Манш

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Памятные места на карте Балтики

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Три плавания по Белому морю на катере «Аита Пеа-пеа 2»
    На яхте «Россия» по маршруту генерала Невельского
    Проекты лодок Константина Циолковского
    На мотолодках по реке Колыма от поселка Сеймчан до Зырянка
    Поход вдоль южного берега Азовского моря на «Меве»
    На байдарках из Лижмозера в Заонежье
    Под парусами «Миранды» — по книге Збигнева Пухальского
    Столетний юбилей Одесского яхт-клуба
    История возникновения яхт-клуба «Парус»
    На резиновых лодках по Хопру от Поворино до Урюпинска
    20000-километровый поход из Камчатки в Ленинград
    По Москва-реке, Оке, Волге и Каме на мотолодке «Крым»
    Капитан корабля «Сен-Мишель»
    В одиночку по Рижскому заливу на яхте Латвия»
    На катере «Суперкосатка» через Каспий


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 32 + 19 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории