Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Истории / Путешествия / 1976 год / Весельная лодка «МАХ-4» на пути Оренбург — Кустанай
    Подкатегории раздела
    Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории


    Поделитесь информацией


    Похожие статьи
    Складная двухместная весельная лодка
    Непотопляемая весельная лодка «Гамма» из пенопласта
    Прогулочная весельная лодка «ПШ»
    Лодка «МАХ-4» снова в пути — покорение Енисея
    Некоторые пути экономии топлива на моторных лодках
    Четырехместная моторная лодка Стрекоза
    Секционная туристическая лодка
    Какая лодка нужна путешественнику?
    Какая же лодка нужна путешественнику?
    Моторная лодка на подводных крыльях
    Плотообразная лодка-катамаран для прокатных станции «Морской Конь»
    Лодка «ОЛ-1» из стеклопластика для охоты и туризма
    Моторная лодка «Кострома»
    Универсальная дюралевая лодка «Прогресс»


    Весельная лодка «МАХ-4» на пути Оренбург — Кустанай

    Год: 1976. Номер журнала «Катера и Яхты»: 64 (Все статьи)
              0


    Три года назад — 23 июля 1972 г., делая последние гребки на подходе к причалу оренбургского морского клуба, я был уверен, что расстаюсь с лодкой только до следующего лета. Обстоятельства, однако, сложились иначе, — продолжить путешествие довелось нескоро1. Проходило очередное лето. В душе — тоска, чувство неудовлетворенности, немой укор верно служившей долгие годы, ставшей частицей моего «я» лодки, оставленной зимовать за многие тысячи километров. Однажды не выдержал — полетел в Оренбург, чтобы только посмотреть на «МАХ-4». Убедился, что корабль наш требует некоторого ремонта, стало спокойнее.

    10 июля 1975 г. я снова был на оренбургской земле. За пять дней до прибытия команды мне предстояло заменить покрытие подводной части корпуса стеклотканью и сделать еще кое-что по мелочи.

    Информация об изображенииЛодка на ходу в снаряженном состоянии
    Лодка на ходу в снаряженном состоянии
     
    И вот я встречаю команду «МАХ-4». Это липецкие инженеры Вячеслав Лыков и Николай Песляк — мои сверстники, давние друзья, согласившиеся разделить со мной тяготы и радости нелегкого пути. Пути через континент — на Дальний Восток на веслах. На эту навигацию (на этот отпуск) намечен очередной этап плавания: подняться по Уралу и спуститься по Тоболу до Иртыша.

    Вместе красим лодку в традиционные — красный с белым — цвета. Три дня «огребаемся». Каждый из нас не новичок в гребле, но, чтобы дружно работать на «МАХ-4», нужна некоторая сноровка, приходящая со временем.

    19 июля. В 7.00 все на ногах. Собираем последние вещи в гостиничном номере «Оренбурга». Все проверено, ничего не забыто. Ловим такси, через несколько минут оказываемся у своего корабля, сверкающего свежей краской. Я остаюсь укладывать снаряжение (многолетний опыт определил для каждой вещи свое место!), остальные едут в город закупать продукты.


    В 14.00 по оренбургскому времени стартуем. Как было потом написано в одной из местных газет, «на борту четырехвесельной лодки находятся трое мужчин и лайка Малыш»...

    Информация об изображенииВынос лодки на берег
    Вынос лодки на берег
     
    Сразу же, за первым поворотом — земснаряд, а чуть выше и первая ласточка — первый перекат, да такой быстрый, что выгрести не удается, хотя гребем вдвоем. Вода тонким — не более 20 см — слоем стремительно несется по всей ширине реки. И вот, тяжело ступая по галечному дну, Николай тащит «МАХ-4» за цепь, а мы со Славой продолжаем грести. Отдыхающие (а их было немало в тот солнечный день) провожают нас недоумевающими взглядами: куда это несет чудаков вверх по мелководью?

    В голове беспокойные мысли. Сумеем ли пройти? Палящий зной иссушил землю. Совсем обмелел некогда полноводный Урал. Еще до отплытия мы уже несколько изменили первоначально намеченный маршрут. Нечего было и думать о подъеме к самым истокам Урала, чтобы затем перевезти лодку к истоку Уя! (Случись это, мы оказались бы в самом полном смысле на мели.) Решили подниматься по Уралу только до Ириклинекого водохранилища, а затем по Суундуку до Андрианополя и оттуда перебрасывать лодку машиной в город Бреды, расположенный на Желкуаре — притоке Тобола. Даже в этом варианте подниматься предстоит более 800 км! Надо быть готовыми к самым неприятным неожиданностям.

    Кстати сказать, неожиданностей и впрямь великое множество. Вот, например, большой мост, соединяющий оживленную дорогу между Карачи и Нежинкой. Когда мы рассматривали этот мост на карте, и в голову не приходило, что его строители, учитывая полное отсутствие какого-либо судоходства, положат настил на такие низкие понтоны, что нам придется — уже через четыре часа после старта — лодку разгружать и перетаскивать через верх...


    За сутки — 80 км пути. Такой подъем не назовешь быстрым, а ведь гребем в четыре весла весь день и в два весла — ночью! Мешает обилие перекатов с сильным течением и устойчивый встречный ветер.

    Информация об изображенииПеренос блоков лодки в разобранном виде
    Перенос блоков лодки в разобранном виде
     
    Лес понемногу отступает от берега, обнажая бескрайние степные просторы. 22 июля миновали Беляевку. Впереди длинный плес. Левый берег скрывается за стеной зарослей, подступивших к самой середине реки. На веслах усердно трудится Коля, стараясь вести лодку вдоль края камыша, где течение меньше. Мы со Славой созерцаем окрестности. Лодка тихо выскальзывает из-за поворота...

    — Тихо! — разом кидаемся к Коле. — Смотри!

    Неподвижно застыл огромный лось. Словно пришел из сказки. Огненно-рыжий в лучах заходящего солнца, величественный. Оцепенение длилось недолго. Забулькала под копытом вода — красавец абсолютно спокойно пошел к лесу.

    24 июля «потеряли» Славу. Дело в том, что ноги требуют привычной разминки — ходьбы. Поэтому тот из нас троих, кто свободен от вахты, старается отдыхать на суше: идет по берегу, наслаждается природой, лакомится ягодой. И вот Слава скрылся в узкой полоске леса, закрывающего бесконечные извивы русла. Прошли его два часа. Он уже должен сидеть за веслами, а его нет. Сначала мы не беспокоились, зная, что пройденный по берегу километр на воде растягивается в несколько. Еще через два часа начали волноваться. Ведь он, выйдя на берег и не дождавшись нас, мог подумать, что мы впереди, и броситься догонять! Река пустынна, спросить не у кого.

    Ночь прошла неспокойно. Утром Коля взял рюкзак, напихал туда продукты, одежду Славы (ведь он мало того, что без пищи, но в одних трусах) и пошел на розыски. Я продолжал подниматься, а он двинулся по берегу вниз, возвращаясь к тому месту, где Слава сошел с лодки. Если не встретит, сядет на машину (дорога проходит в нескольких сотнях метрах от реки), доедет до места, где мы расстались, и опять пойдет по берегу — уже вверх. Во всех случаях я дожидаюсь его в Донском. Ему предстояло шагать 50 км, мне — грести одному против течения 40 км...


    Информация об изображенииПеретаскивание лодки через мель
    Перетаскивание лодки через мель
     
    Смеркается. До точки встречи нужно одолеть еще 15 км. К полуночи, может быть, и доберусь! Тело сковывает усталость, каждый километр дается с очень большим трудом. Поглотившая все темнота усиливает тревожное чувство беспокойства за товарищей. Встретились ли? Что со Славой? Ползу на ощупь. Справа надвигается гора. Течение почему-то заметно усиливается. Обнаруживаю, что как ни налегаю на весла, топчусь на месте. Спрыгиваю в воду, берусь за цепь. (Как потом выяснилось, с Ириклинского водохранилища сбросили воду!)

    Через некоторое время далеко впереди высматриваю огонь. Впечатление такое, что горит костер прямо посередине реки. Может, кто-то выехал на рыбалку с подсветом? Нет, костер на косе. Как было бы здорово, если это наши ребята! Вскоре различаю два силуэта. Они! Осунувшийся, искусанный комарами Слава отогревается у огня. Так и есть: чуть не двое суток догоняли друг друга!

    Проснулись, когда солнце было высоко над горизонтом. По воде мчатся куски тины, водоросли, уровень ее стал заметно выше: это водохранилище утоляет жажду Оренбурга.

    Постепенно горы стали оттеснять степь от реки, местами русло перерезает их. Чаще попадаются плесы. Мы входим в Губерлинские горы. В Новоуральске пополняем запас продуктов и... навсегда теряем Малыша. Видимо, увязался за местными собаками, найти его так и не сумели. Какой-то злой рок преследует нас!

    Информация об изображенииСхема участка маршрута на пути Оренбург — Кустанай
    Схема участка маршрута на пути Оренбург — Кустанай
     
    Ночью шли. Утром, как сговорились, почему-то завели разговор об ухе. При этом лица ребят выражали лукавство. Действительно, уже не один день на реке, а рыбкой не лакомились. Снасти не взяли специально: ловля — дело заразительное, требует обстоятельности, а дорога у нас длинная, время ограничено. Теперь «каемся». Каждый вспоминает самую вкусную уху, какую ему приходилось когда-либо отведать, спорим о том, как лучше уху готовить. Коля несколько раз так смачно облизывается, что я не выдерживаю первый: лезу под банку и гордо достаю четыре плотвички и подлещика. На лицах разочарование, но когда, пошарив каждый в своем тайнике, они тоже вытаскивают ночной улов, и я делаю вид, что ожидал большего. Ночью спящая в камыше рыба, испугавшись удара весла, выскакивала из воды и иногда попадала в лодку. Итого — 16 рыбешек. На обед — чудесная уха!

    Встречаем собратьев из многомиллионной армии непосед-туристов. Прямо на нас, уткнувшись широким носом в воду, сплавляется новенький катер. Солнце играет на его холеном корпусе.


    — «МАХ-4»! — кричит вахтенный и, ловко подтолкнув катер шестом ближе к берегу, бросает якорь.

    Знакомимся. Парни с Новотроицкого металлургического завода во главе с Геннадием Солохой своими силами построили катер и теперь совершают на нем путешествие ни много ни мало — в Прибалтику. С восхищением осматриваем их детище. Впечатление такое, что перед нами выставочный образец. Каюта отделана цветным пластиком. Каждая деталь выполнена со вкусом и мастерством. Но ребята огорчаются — что-то не получилось с установкой мотора от «Жигулей». Делимся опытом прохождения Урала и, пожелав друг другу счастливого плавания, расстаемся.

    Когда стемнело, двигаемся впритирку к левому берегу: справа должна впадать Губерля, так боимся сбиться и залететь в нее. Дождь. Несколько раз натыкаемся на коряги, садимся на мель. Угомонились часа в три ночи — после очередного удара о что-то. Но к утру, едва посерело небо, Слава тихонько вылезает из «каюты» — его смена — и садится за весла.

    Просыпаюсь от людского говора: стоим в узком затоне, приткнувшись к деревянным мосткам, в окружении нескольких лодок. База Орского союза охотников. Затон этот и оказывается остатками Губерли, которая по карте представлялась рекой «надежной» — полноводной. Зной лета прикончил ее...

    На правом берегу показалось большое каменное здание — санаторий. Это значит — до Орска 50 км. К вечеру доберемся! Вот из-за поворота вырывается характерный шум несущегося потока. Мы знаем по карте, что это' перекат Гремучий.

    Каждый по очереди попробовал на нем свою силу и сноровку: ради интереса мы прошли его несколько раз! Перекат непростой. Река стиснута отвесными берегами, течение очень быстрое. Дно каменистое и гладкое, а глубина порядка полутора метров. Протащить лодку за цепь не удалось бы ни за что — с ног сбило бы! Одним словом, потренировались.

    Попали на большой и широкий плес, обрамленный каменными стенами. В конце его, у кустов, уютно примостилось несколько рыбацких надувнушек.

    — Откуда фелюга?

    Отвечаем. Рыбаки не верят:


    — Однако ж, шутники вы, ребята! А как вы все-таки прошли перекат?

    — Так и прошли, помахав веслами...

    На надувнушках дружно захохотали. Побились мы тогда об заклад, что пройдем у них на глазах!

    Вся «кавалькада» сплавилась к перекату. Рыбаки приткнулись к берегу чуть выше, мы спустились ниже. Сели за весла вдвоем (а ведь только что одолевали поток в одиночку), естественно — рубеж был взят, как говорят, с шиком.

    По традиции спорили на угощение, но, поскольку на время путешествия на спиртное наложено вето, мы тут же пожелали туземцам хорошей рыбалки и погребли дальше. Не тут-то было! Рыбаки взяли нас на абордаж. «Сражение» закончилось тройной ухой и незначительным нарушением сухого закона (единственным в нашем плавании).

    30 июля прощаемся с Орском и через сутки подходим к плотине Ириклинского водохранилища. Благожелательно настроенный начальник электростанции подал нам тракторную тележку, и «МАХ-4» мгновенно оказалась на верхнем бьефе. Впервые за много-много дней перед глазами бескрайний водный простор! К вечеру ветер разогнал свежую волну, так что впечатления были самые морские. А разговоры ириклинских мореходов о том, что до Кваркено мы наверняка сумеем подняться по Суундуку беспрепятственно, прибавляли сил. Однако подпор воды довольно быстро кончился, Суундук вошел в свои берега и стал катастрофически мелеть с каждым километром пути.

    — До Кваркено? Может, и проплывете, — уклончиво формулируют свои мысли встречные пастухи. — Правда, уровень упал метра на полтора...

    Все оказалось гораздо хуже, чем можно было предполагать: вода местами исчезла. Река превратилась в цепь озер, соединенных мелями, кое-где прикрытыми тонкой пленкой воды. Зловеще торчат камни, все заросло осокой. Что же будет дальше?

    Допоздна просидели в ту ночь у костра. После долгого спора решили подниматься еще один день. В итоге при неимоверных затратах труда смогли подняться всего на 20 км. А до запланированного места переброски «МАХ-4» в Желкуар осталось втрое больше!

    2 августа кончилась уральская эпопея.

    Под ногами выжженная солнцем, потрескавшаяся степь — идем к геологам просить машину. Начальник партии Б. Маргер вошел в положение — выделил на ночь «ЗИЛ» с полуприцепом. Водитель Коля с готовностью помог погрузить лодку. Поехали! Когда «ездили» по карте, выходило, что перевезти лодку надо до города Бреды на реке Желкуар. Это что-то около 50 км. Засушливое лето заставило удлинить это расстояние втрое: лишь в 80 км от устья этого Желкуара, уже где-то в районе города Джетыгара, мы получили, наконец, возможность спустить «МАХ» в воду. Да и то реки не было, был узкий и мелкий ручеек. Местами негде размахнуться веслами!

    Говорят, беда не приходит одна. Когда перевозили лодку, плохо закрепили весла. И ветер скинул новую, лучшую пару, которую в основном держали в резерве. Останавливаю встречные «Жигули», возвращаюсь за веслами. Но удается только выяснить, что «подобрал самосвал». Непонятно, кому в этом безводном краю понадобились наши весла? К последней паре теперь внимание повышенное. Вырубили хороший шест: мелкие и узкие участки преодолеваем при помощи шеста. Дня не проходит без того, чтобы по нескольку раз не пришлось перетаскивать лодку через запруды. Если впереди деревня, знай: речка обязательно будет перекрыта низкой, глухой плотиной. Все придерживают воду — для скота, для орошения.

    Когда мы рвались к Тоболу, наивно полагали, что здесь вздохнем облегченно и будем блаженствовать, спускаясь вниз по течению. Забегая вперед, скажу: последняя мель, на которой сидела лодка (осадка наша 15 см), оказалась всего в 300 км от устья Тобола, а прошли мы по нему около 2000 км...

    Ночная работа исключена. С наступлением сумерек приходится устраиваться на ночлег. Теперь понятны слова, сказанные кем-то три года назад: «В истоках Тобол пропадает, проплыть не сможете!» Тогда я думал, что река пропадает буквально — исчезает под землю. Все оказалось проще — местами она почти пересыхает.

    Только «обтащили» плотину у города Рудного, новое препятствие: река перегорожена дамбой, вода устремляется через бетонные трубы высотою в рост человека. Устраиваем «МАХ-4» еще одну проверку прочности: не вытаскивая из лодки снаряжения, переволакиваем ее машиной на противоположную сторону дамбы и осторожно спускаем с крутой насыпи.

    7 августа упираемся в безшлюзовую кустанайскую плотину. Еще с десяток километров пути — и причаливаем к городской спасательной станции. Мы в Кустанае.

    Примечания


    1. О своих предыдущих плаваниях на весельной лодке «МАХ-4» автор — мастер спорта Евгений Павлович Смургис рассказывал в сборнике №51.


    Понравилась ли вам эта статья?
    +4

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    На колесной яхте «Инро» от Бейнеу до Аральского моря
    Поход на «Меве» по Онежскому озеру
    На «Казанках» по маршруту Рига — Калининград — Клайпеда — Рига
    Экватор — глава из книги «Тринадцатый рейс»
    Удивительное спасение барка «Индевр» Джеймса Кука
    Два кругосветных плавания Сеппо Мурайя
    На «Казанках» по рекам Днестр и Южный Буг
    Через Дуврский пролив на надувной лодке-катамаране
    Долгий дрейф шхуны «Тюлень»
    Открытие навигации на Черном море Георгием Семеновым
    Фанатик Атлантики капитан Уильям Эндрюс
    Три плавания яхты «Родина»
    Из грек в варяги (маршрут Смоленск—Новгород)
    Под парусами в Антарктике — путешествие Дэвида Льюиса
    Рекордное падение уровня воды в Петербурге в 1910 году

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Весельная лодка «МАХ-4» на пути Оренбург — Кустанай

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Отпуск на реке Зее на лодке «Гейзер»
    Первая гонка советских водно-моторников
    Швартовка в Сан-Диего из книги «Два года простым матросом»
    История похода по Лене на швертботах «Финн»
    Путешествие от Москвы до Бреста на мотолодке «Крым»
    На весельной подке «МАХ-4» из Кустаная в Тобольск
    Поход по маршруту Киев — Уфа на мотолодках «Казанка»
    Путешествие по маршруту Св. Брендана
    На яхте «Арктика» по Средиземному морю
    На веслах за Полярный круг на шетландской лодке
    Большая рыба Эрнеста Хемингуэя
    Яхту «ИТТ-Океаник» спас экипаж буксира-спасателя «Бесстрашный»
    Шпионские рейсы яхты «Пассим» во время Второй мировой войны
    Память о подвиге на Дороге жизни
    На моторных лодках по Охотскому морю


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 31 + 23 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории