Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Истории / История флота / 1977 год / 50-летний юбилей московских яхтсменов
    Подкатегории раздела
    Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории


    Поделитесь информацией


    Похожие статьи
    Появление глиссирующих судов празднует 100 летний юбилей
    30-летний юбилей выставки «Бот-99» в Дюссельдорфе
    Николай Мнев — компания «Мнев и К» отмечает 10-летний юбилей
    25-летний юбилей яхты «Флора» отмечаем в Атлантике
    Водно-моторный клуб «Петроградец» отметил 20-летний юбилей
    10-летний юбилей польского парусника «Оцеания»
    Остров Эносима ждет яхтсменов
    Полезные мелочи для яхтсменов
    Полезные мелочи для яхтсменов (вторая часть)
    Конференция рижских яхтсменов-крейсерщиков 1969 года
    Тренировка яхтсменов... на суше
    Соревнования яхтсменов Приморья 1967 года
    Кругосветная безостановочная гонка яхтсменов одиночек
    Дальние плавания русских яхтсменов


    50-летний юбилей московских яхтсменов

    Год: 1977. Номер журнала «Катера и Яхты»: 69 (Все статьи)
              0


    В столице до открытия канала Москва — Волга парусного спорта не было. Правда, отдельные энтузиасты из Водно-моторного клуба им. Баранова, со спасательной станции ОСВОДа и из Дома ученых плавали по тихой и узкой Москве-реке, прямо напротив ЦПКиО, на самодельных швертботах (и даже яхте), но общее количество этих разнокалиберных судов колебалось в пределах трех — восьми, ни о соревнованиях, ни о дальних походах не могло быть и речи.

    Информация об изображении1937 г. В Москву пришел караван яхт из Ленинграда, составивший основу парусного флота столицы
    1937 г. В Москву пришел караван яхт из Ленинграда, составивший основу парусного флота столицы
     
    1937 год. Заполнены водой чаши водохранилищ, портом пяти морей стала сухопутная раньше Москва. И вот уже первый, одинокий пока, парус появился на Клязьминском водохранилище: это швертбот «Норд», управляемый энтузиастами парусного спорта Р. Шапошниковым и Г. Кравцем.

    В июле пришло пополнение: ленинградцы организовали поход целой эскадры судов для усиления флота столицы. Через Великие озера и Мариинскую систему в Москву пришли 10 швертботов, из них 8 — класса М20 и 2 — Р3. (В числе сопровождавших эскадру был радист Константин Александров, ныне заслуженный мастер спорта и многократный чемпион страны.) Часть этих швертботов осталась в гавани стадиона «Динамо» в Химках, а остальные были переведены в красивую бухту на Клязьминском водохранилище. Здесь поставили плот, разбили палатки, а в фанерной будке на самом берегу поселился старый матрос Савельевич, который и представлял собой весь штат ново-созданной парусной базы ЦВМК им. Баранова.

    Информация об изображении1939 г. Буера на Клязьминском водохранилище
    1939 г. Буера на Клязьминском водохранилище
     
    В конце того же 1937 г. удалось провести первые две гонки: на первенство Москвы (с пересадкой рулевых; первым чемпионом столицы стал Борис Распопов) и на приз закрытия сезона. В соревнованиях участвовало по 18 экипажей, составивших три полуфинала и финал.

    Через год наш флот насчитывал уже около 100 швертботов. Впервые соревнования проводились не только на Клязьминском, но и на Химкинском водохранилище: многочисленные зрители, расположившись на удобных трибунах водного стадиона, с интересом наблюдали за новым для москвичей зрелищем!


    Первая московская регата (1938 г.) привлекла уже значительное количество яхтсменов, стартовавших на швертботах трех классов: М20, Р20 и Ш10. Принято говорить — «они были первыми». У нас были первыми: И. Морозов, В. Делакур, Е. Сахарова, Г. Кравец, Б. Распопов, В. Буссель, И. Лавров, Н. Григорьев, Ю. Хитун, О. Короленко, Л. Сухов, Г. Алексенко-Сербина, братья Б. и М. Лобач-Жученко, А. Гужаловский, Н. Лиснер.

    Информация об изображении1939 г. На первенстве Москвы в классе М20. Водный стадион «Динамо» на Химкинском водохранилище
    1939 г. На первенстве Москвы в классе М20. Водный стадион «Динамо» на Химкинском водохранилище
     
    Все более яркое и красочное зрелище представляли парады яхт в дни праздников. Рос флот, росло и мастерство рулевых: в 1939 г. яхтсмены столицы впервые принимали участие в соревнованиях на «чужой воде» — в Горьком и Архангельске. Экзаменационная комиссия при городском комитете физкультуры за один тот год выдала права яхтенных рулевых более чем 20 новичкам. На Клязьминском водохранилище появились уже настоящие яхт-клубы — «Спартак», «Водник», «Буревестник»: было построено здание базы ЦВМК. К последней довоенной навигации в Москве число вымпелов превысило 200; свыше 500 человек регулярно занималось парусом. Среди яхтсменов можно было встретить представителей разных профессий: композиторов А. Голубенцева и И. Морозова, художника Г. Нисского, писателя А. Некрасова, инженеров В. Фарского и М. Генодмана, студентов, рабочих московских заводов, служащих наркоматов. Все свободное время энтузиасты отдавали любимому спорту.

    Информация об изображении1940 г. Парад московских яхтсменов в честь Дня Военно-Морского Флота СССР
    1940 г. Парад московских яхтсменов в честь Дня Военно-Морского Флота СССР
     
    22 июня 1941 г. известие о начале войны яхтсмены встретили во время соревнований на первенство Москвы. Закончив гонки, необычайно серьезные вернулись в уже затемненный родной город. Суровые рукопожатия, прощание. Многим не суждено было вернуться.

    По яхт-клубам, оказавшимся в прифронтовой зоне, был отдан приказ — уходя, уничтожить имеющийся флот. Но и в этих грозных условиях удалось сохранить несколько яхт. Дядя Миша, как называли в «Воднике» боцмана М. Д. Бегунова, отвел любимые лодки в непроходимую чащу и там запрятал, паруса и снасти аккуратно завернул и закопал...


    Закончилась победой битва за Москву, откатился на запад фронт, и вскоре снова началась спортивная жизнь на берегах водохранилищ. В 1943 г. в отдельных яхт-клубах проводились соревнования, а в следующую навигацию уже разыгрывалось женское первенство столицы: в финал его вышло 18 яхтсменок (среди них Л. Генфер, Л. Залесская, М. Козинцева, О. Короленко). В «Буревестнике» под руководством Д. Зворыкина начала заниматься парусом группа школьников. Несколько позднее детские группы удалось организовать в яхт-клубах «Труд» и «Водник». Парусный спорт определил и будущее многих молодых яхтсменов. Так, в 1943 г. большая группа москвичей уехала на учебу в Одесское высшее мореходное училище (из этой группы Ю. Ацеров и Ю. Забусов ныне занимают руководящие должности в министерстве морского флота, Ю. Федоренко стал полярником).

    Информация об изображении/944 г. Парад участниц женского первенства столицы по парусному спорту
    /944 г. Парад участниц женского первенства столицы по парусному спорту
     
    В 1945—1946 гг. флот пополнился рядом крейсерских швертботов и яхт. Уже отряды судов стали уходить в дальние плавания — на Угличское и Рыбинское водохранилища. Один за другим появлялись суда новых классов: швертботы — быстроходные Р2 и огромные Р45, килевые яхты Л3, «Звездники» и «Драконы»; на смену неуклюжей одиночке Ш10 пришел новый швертбот «Олимпик».

    С первой же послевоенной навигации московские яхтсмены стали успешно выступать во всесоюзных соревнованиях; с тех пор уже И раз они побеждали в командном зачете на Чемпионатах СССР, уступив победу только трижды. В первенствах Москвы регулярно участвовали команды уже пяти-шести клубов.

    Информация об изображении1946 г. Победители гонки. Крайний слева — рулевой Тимир Пинегин
    1946 г. Победители гонки. Крайний слева — рулевой Тимир Пинегин
     
    Широко развернулась работа переоборудованной в эти годы базы ЦВМК, руководимой ныне заслуженным мастером спорта П. А. Леонтьевым, спортклуба ВМФ и яхт-клуба «Труд». В 60-х годах в новые современные здания переехали парусники «Труда», «Авроры», «Водника» и ЦСК ВМФ. В 1976 г. новоселами стали и яхтсмены «Спартака». У москвичей появились просторные учебные классы и кают-компании, большие и удобные эллинги, оборудованные слипами и кранами гавани. Все это способствовало развитию нашего парусного спорта. На всю страну стали известны ямена таких московских яхтсменов, как Т. Пинегин, К. Александров, Л. Гуманков, Е. Сахарова, Е. Архангельская, А. Чумаков, Ю. Шаврин, М. Козинцева, М. Синягина, И. Чернаенко.

    В Москве работают четыре детские спортивные школы. Ежегодно в День Победы ребята младшего возраста разыгрывают приз Центрального телевидения, гоняясь на пруду у Останкинской телебашни.


    За последнее десятилетие вырос и окреп отряд крейсеристов. Такие опытные яхтсмены, как Б. Лобач-Жученко, Д. Федосеев, Е. Смирнов, Н. Парахони, сумели сплотить сильный коллектив. В дальних спортивных плаваниях уже не только по водохранилищам канала и Волги, но и по Белому, Черному и Балтийскому морям повышается мастерство московских яхтенных капитанов. До 50 яхт участвуют в ежегодных маршрутных гонках Дубна — Углич — Череповец. Тесны стали плесы подмосковных водохранилищ: первенство города на крейсерских яхтах вот уже пятый год проводится на Онежском озере.

    Информация об изображении9 мая 1975 г. Детская Останкинская регата, посвященная 30-летию Победы
    9 мая 1975 г. Детская Останкинская регата, посвященная 30-летию Победы
     
    Сегодня в гонках участвуют дети и внуки многих наших ветеранов. Защищает честь страны олимпиец Владимир Леонтьев — внук П. А. Леонтьева, Выступают в крейсерских гонках Николай н Александр Суховы. В классе М гоняются дочь Р. Шапошникова и дочь Р. Кравкова, в «470» — сын Ю. и М. Зарословых...

    За 40 лет, прошедших со дня заполнения водохранилищ, проведено 29 Московских парусных регат. Около 200 судов принимают старт в традиционной Майской регате яхт-клуба «Водник». Такими же массовыми являются соревнования, посвященные открытию и закрытию навигации, гонки юношей в честь начала и окончания учебного года; поздней осенью, после октябрьской гонки «Осенний ветер» начинается подготовка к буерному сезону.

    Информация об изображении1971 г. На юношеском первенстве Москвы в Котовском заливе Клязьминского водохранилища
    1971 г. На юношеском первенстве Москвы в Котовском заливе Клязьминского водохранилища
     
    Навигационный период на водохранилищах продолжается пять и более месяцев, что позволяет проводить хороший тренировочный цикл. Это немало способствует тому, что яхтсмены столицы уверенно занимают призовые места в Первенствах страны, на Балтийской и Черноморских регатах, успешно выступают за рубежом. В числе Олимпийских медалистов москвичи Т. Пинегин и Ф. Шутков, А. Балашов, В. Потапов. Приносили зачетные очки советской команде А. Шелковников и В. Пильчин, В. Леонтьев и В. Зубанов, Б. Будников с В. Замотайкиным и Р. Галимовым.

    Вступая в пятое десятилетие своей истории, московские парусники готовятся к новым стартам, среди которых самым ответственным будет участие в Олимпийской регате 80-го года.

    По воспоминаниям ветеранов В. Бусселя, Ю. Ацерова, Н. Григорьева, Г. Алексенко-Сербиной, К. Александрова и материалам, представленным П. Леонтьевым, составили Л. Сухов и М. Гальперин.


    Понравилась ли вам эта статья?
    +3

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Путешествие от Москвы до Бреста на мотолодке «Крым»
    На весельной подке «МАХ-4» из Кустаная в Тобольск
    Поход по маршруту Киев — Уфа на мотолодках «Казанка»
    Путешествие по маршруту Св. Брендана
    На яхте «Арктика» по Средиземному морю
    На веслах за Полярный круг на шетландской лодке
    Большая рыба Эрнеста Хемингуэя
    Яхту «ИТТ-Океаник» спас экипаж буксира-спасателя «Бесстрашный»
    Шпионские рейсы яхты «Пассим» во время Второй мировой войны
    Память о подвиге на Дороге жизни
    На моторных лодках по Охотскому морю
    Путешествие на байдарках по рекам Кабожа и Молога
    Нантакет по правому борту — глава из книги Терезы Ремишевской
    Шайтан-каюк на Амударье — из истории нашего катеростроения
    Первый заграничный парусный поход под красным флагом

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    50-летний юбилей московских яхтсменов

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Путешествие по каньонам Башкауса на плотах «ПСН-10»
    На туристских плотах из камер по реке Китой
    Кругосветный рейс яхты-полутонника «Кор Кароли»
    Путешествие по Байкалу на мотолодках длиной 2000 км
    Иркутский катер «Баргузин» снова на Байкале
    Поход на байдарках по Байкалу
    История отечественного флота боевых катеров
    Рассказ «Остров» писательницы Сьюзан Бланшар Элдер
    Путями Первой и Второй Камчатских экспедиций Беринга
    История конструкций плотов для океанских плаваний
    Пересечение экватора на корабельной шлюпке
    Проведение I всесоюзного соревнования по ДСП по «звездным» маршрутам
    В дальний поход на самодельной лодке «Пионерка»
    Сто лет назад в Петербурге была шхуна «Утренняя заря»
    Капитан Дей Флеминг идет через океан


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 25 + 19 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории