В начале октября Е. П. Смургис — охотник-промысловик из поселка Глубинное Приморского края побывал в Ленинграде. Гость подробно рассказал о путешествии 1976 г., показал снимки «МАХ-4» в Обской губе.
Евгений Павлович (на фото — справа) просил передать читателям:
— Я получаю очень много писем. Пользуюсь случаем поблагодарить за теплые напутствия, советы и пожелания успеха походам на «МАХ-4». Буду рад, если эти походы привлекут внимание к незаслуженно позабытым ныне веслам.
От всей души большое спасибо всем, кто помогал нам в пути!
Часто выражают опасение, что построенная много лет назад лодка, наверное, уже не пригодна для таких серьезных плаваний, как выход в заполярные воды Карского моря. Действительно, за кормой «МАХ-4», по крайней мере, 22000 км, однако после суровых испытаний маловодного 1975 г. и плавания 1976 г. по Оби можно сказать уверенно, что основания для таких опасений нет. «Техника» наша в полной готовности ждет открытия полярной навигации на мысе Каменном.
Каковы мои ближайшие планы? В ноябре начинается промысловый сезон, ухожу на зимовье в тайгу. А летом — снова на весла!
До новых встреч на великих сибирских реках!
Выступлением по местному радио и встречей со спортсменами — участниками областных соревнований закончилось наше пребывание в Кустанае. 9 августа — в День физкультурника — отчаливаем. Температура воздуха не больше 6—8°, дождь. За веслами — в штормовке — сидит Коля, мы со Славой прячемся «в каюте» — под пленочным пологом. Однако не успели даже устроиться: сразу за городом — запруда, река за ней уже размаха весел, галька едва прикрыта водой. Вылезаем, тащим, мокнем. Проплыли еще с десяток километров — запруда. Вытаскиваем снаряжение, волочим лодку через верх. Проходит час-другой — упираемся в очередную запруду и т. д....
Около деревень река, как правило, захламлена. Чем? Деталями старых машин: колеса, барабаны, блоки двигателей — чего мы только не видели! Вот лодка обо что-то сильно ударяется, начинает хлестать вода. Оказывается, напоролись на лемех выброшенного плуга, он, словно топором, прошил днище. Приходится заделывать пробоину. Вырубаем клин, забиваем его, приколачиваем.
Ветер усиливается. Дует то с кормы, то с носа — так петляет река! Временами летят тучи пыли, забивая нос, уши, глаза. Закручивающиеся смерчи вздымают в небо массу серо-желтого песка и берегового хлама. Только в узких речных проходах, защищенных кустарником, можно найти спасение от ветра.
Чуть ниже Борисово-Добровского — красивый плес с обилием рыбы и диких уток. Непуганные утки подпускают буквально на несколько метров и только после этого уплывают в кусты (в конце концов три из них угодили нам в суп!).
Попробовали грести ночью — бессмысленно. Сплошные блуждания! Удивительная река Тобол: петляет невероятно, мели чередуются с плесами, выход из которых наглухо закрыт камышом. Река понемногу становится шире. Отрадно, что стали на берегу попадаться не только отдельные тополя, березки, но и небольшие лесные массивы. Запомнилась великолепная молодая березовая роща перед деревней Лютинка.
Первая встреча с рыболовецкой артелью: заводят невод.
— Уй? Недалеко! До Кургана, конечно, проплывете...
Пока готовили обед, нашей старой лодкой заинтересовались бычки: целое стадо двинулось к ней через реку. По одному они деловито подходили к «МАХ-4», обнюхивали ее и удивленно поводили глазами: «Что за чудо?».
Вот Тобол круто поворачивает вправо, а слева впадает Уй. Устье притока такое же широкое, как и сам Тобол в этом месте! Почти двое суток гребли без всяких «тасканий», но благодать эта завершилась мелями, начавшимися у Каражарского отделения Каратальского зерносовхоза (тут все «кара» — черное). Как всегда, у деревни мель. Тобол широкий, но до безобразия мелкий. Не проходит даже наша лодка. Три мели одна за другой! Тащим, в темноте натыкаемся на какие-то коряги...
14 августа просыпаемся в 5 утра от холода — лодка покрыта тонкой корочкой льда. Река опять крутит. Спустя некоторое время показывается центральная усадьба совхоза. Поселок растянулся на километр, но стоит совершенно голый, нигде ни кустика! Естественно, у поселка мель.
Следующее утро застало нас вблизи хутора Адугу. Всего несколько дворов. Уложены заготавливаемые на зиму брикеты соломы. С кормами очень плохо: засуха уничтожила луга. Хозяин — казах с очень длинной и сложной фамилией вынес душистого свежего хлеба и налил бидон молока, от денег наотрез отказался: «Вам в дороге пригодятся!».
Через 11 км — Зверинка, старая казацкая станица. Перед ней мель. Да какая! От удивления рот откроешь: реки нет. Мокрые камни, осока, кое-где ручейки. И это в тысяче километров от истока. «Обрадовал» местный житель, наблюдавший за нашими мучениями: жизнерадостно сообщил, что в самой Зверинке воды нет совсем. На наше счастье, он явно сгустил краски: широкая песчаная мель все-таки закрыта пленкой воды. Только прошли станицу, наткнулись на стоящий поперек «фарватера» «Москвич». Когда мы потребовали освободить «проезжую часть», владелец машины от неожиданности так и оцепенел с тряпкой в руках.
Здесь и мы были потрясены и поражены, увидев на берегу два больших разбитых баркаса: выходит, Тобол в недалеком прошлом был судоходной рекой?
До Кургана дорогой — 121 км, а по воде, по крайней мере, 250. Вот так и петляли. Тем временем пошел долгожданный дождь, превратившийся в ливень. Мы радовались не меньше местных жителей — может быть, прибавит воды в реке! Действительно, вода пошла хорошая. Теперь можно плыть и с наступлением темноты, освещая подозрительные места фонариком. Однажды этим мы, видимо, обеспокоили владельцев сетей — браконьеров. Они стали что-то кричать, а когда мы выплыли на середину реки, не обращая на них внимания, раздался выстрел — дробь застучала по кормовой части лодки. Оказывается, бывает в пути и такое.
Часам к трем этой тревожной ночи уткнулись в песчаную дамбу. Нас уже предупреждали, что впереди Тобол перекрыт, вода пущена по руслу Гледынки. Речка эта очень извилиста — нет и сотни метров прямых. Местами ширины хватает только на то, чтобы протиснуть корпус «МАХ-4». Часто приходится перетаскивать лодку через завалы. Несколько часов тяжелой работы на Гледынке запомнились надолго.
Но вот мы снова в русле Тобола. Тут же у «впадения» злополучной Гледынки видна деревянная лестница, спущенная с крутого берега к самой воде. Интересно, что же там, наверху? Поднимаемся — пасека. Ночной сторож — типичный старик-сибиряк с окладистой бородой, сожалеет, что перепахали все окрестные луга, пчеле негде брать «взяток»...
День 18 августа знаменателен был тем, что опять лил дождь, и после долгого-долгого перерыва встретилась моторная лодка — «Прогресс» с курганским номером. Хозяин моторки, читавший о «МАХ-4» в «Катерах и яхтах», был крайне удивлен, встретив нас идущими е мелководных верховьев: «Никогда бы этому не поверил, если бы сам не видел!»...
Пошли глубокие плесы — чувствуется подпор плотины. Деревни стали попадаться часто. Места — просто жаль проплывать мимо! Завершающая ходовой день ночная вахта — моя. Гребу, и радуется душа. За кормой стелится ровная дорожка от яркого месяца. Завтра мой день рождения, так что запланированы приход в Курган, баня и ресторан.
В 6.00 налегли на весла. Вскоре стали видны трубы городской ТЭЦ и телевизионная вышка, но...началась круговерть. Трубы — вот они совсем рядом, а река поворачивает так, что мы плывем от них в противоположную сторону. И так несколько раз. До плотины, говорят, напрямик 3 км, а по воде они вылились в добрых четыре часа ходу, притом хорошего, со злостью. Приветствуют нас с прибытием владельцы моторок, все чаще встречающихся на пути. Оказывается, в местных газетах сообщалось о нашем приближении.
В 16.00 у водной станции объединения «Курганприбор» закончен очень трудный — не припомню плавания труднее! — переход.
Отдыхая и осматривая город, мы не забывали о будущем: исподволь приступили к изучению предстоящего маршрута. Первым делом заинтересовались плотиной. С ужасом обнаружили, что за нею Тобол пропадает. Створки плотины закрыты, стекает только та вода, которая просачивается сквозь щели, русло проросло травой. Вот тут-то мы впали в уныние. Вкралась предательская мысль — прекратить путешествие, а продолжить его уже в следующем году по большой воде. Начальник водной станции (кстати сказать, замечательной) Константин Иванович Алевцев вызвался помочь, показал нам трудные участки реки ниже Кургана. Проехали мы с ним на машине километров тридцать и убедились, что может быть (бывало) и хуже. Приняли решение — стартовать.
23 августа в 16.30 берем курс на Тобольск. Если перейти на язык прозы, это означает, что пройдя какое-то количество метров на веслах, вылезаем и начинаем волочить лодку по песку. Небольшое плавание — и снова мели. Глубины такие, что на середине реки встречаем паренька на... мопеде.
Погода чудная, настроение отличное. Понемногу и река «исправилась» — пошла глубокими плесами, большей частью прямая, греби да греби! Однако не одна беда, так другая. Стали мы вязнуть в тине. Жара и отсутствие течения сделали свое дело: воду затянуло плавучими водорослями. Грести тяжело — на весла цепляется трава, продвигаемся медленно.
Часто встречаются селения. Порою проплывешь пару километров — деревня. Дома рубленые, добротные. Берега буйно проросли травой, подступают леса. Напротив крупных деревень большие деревянные мосты.
27 августа. Настолько припекло, что мы вынуждены были раздеться до плавок и несколько раз за день принимали прохладные ванны. (Давно ли просыпались, стуча зубами от холода?). Река опять пошла мелями. Вскоре появились и препятствия нового сорта. На подступах к каждой деревне (разумеется с обеих сторон) от берега до берега стоят частоколы с узкими проходами, в которые вставлены вентеря. Так ловят рыбу. Я уж не говорю, что река сплошь опутана сетями!
Было темно, когда мы уткнулись в хаотическое нагромождение всякого древесного хлама: стволы, коряги, палки — воды не видно. Пришлось ночевать. Утром выяснили, что остановились мы в двух шагах от стоянки пастухов, которые не знали, куда девать уху.
С правого берега впадает речушка Ёрмутла. После нее Тобол пошел гораздо веселее. Беседуем с рыбаком. На лодке, зацепился за корягу и — весь внимание — знай себе потягивает окунишек на короткую (30 см) удочку без поплавка. «Разве, — говорит, — это рыба? Вот, бывало, раньше — за полдня лодку рыбы наловишь! Вот то рыба...».
Деревни большие, некоторые тянутся на три-четыре километра. Вдоль берегов много женщин — чистят и промывают грибы, в основном грузди и белые. Остановки неизменно кончаются скороспелыми лекциями о пользе туризма.
У деревни Скородино — удивительно красивый мост, творение сибирских мастеров: как бы соткан из деревянных кружев. Называется мост — Бызовский.
Вечером у райцентра Упорово «МАХ-4» села на очередную мель. Да так, что решили не мучиться и ждать утра. Проснулся я от непонятного грохота: прямо на лодку что-то едет. Осветил фонариком изнутри пленку — как бы не раздавили! Увидел испуганную лошадиную морду. Лошадь от неожиданности рванула в сторону, а возчик часто и громко закричал: «Сорок два, сорок два, сорок два!..» — и так, пока не удалился. Видимо, какое-то местное заклинание. Чудеса да и только! Утром опять новость: чуть ли не в нескольких метрах стоит застрявшая кинопередвижка. Оказывается, на ночлег мы остановились на самом переезде.
Идет моросящий дождь. Грести приходится в куртке — иначе не согреться. У деревни Сунгурово — снова мель. Как потом оказалось, последняя на нашем пути. В тот же день ходом проскочили заваленный бревнами перекат. Очень хотелось, чтобы и перекат был последним — так оно и оказалось. Молодец наша «МАХ-4», преодолела все препятствия!
Хорошо заметно течение реки. Теперь гребем с истинным наслаждением, не чувствуем усталости. Даже не сразу осознали, что начинается осень и совсем не случайно плывут рядом с нами опавшие листья.
Около полудня 2 сентября в районе большого населенного пункта Карабаны нас ожидала приятная неожиданность: мы увидели два бакена. Первые бакены в этом году. Здесь впадает Тура. Чуть поодаль на берегу — километровый столб: до Тобольска 255. Совсем немного! И еще одно событие: встреча с судоходством — идет навстречу баржа «Тоболочка».
На 171-м километре лодку нагоняет буксир с баржей. Гудит очень грозно — требует уйти с фарватера. Вспомнилась тут нам кинокартина «Волга-Волга» и появилась мысль — погоняться. Сошли мы с судового хода, подпустили сердитого капитана метров на сто и приналегли на весла. Так и шли с этим интервалом ровно полчаса, с сожалением вспоминая потерянную пару весел. Если бы гребли в четыре весла — то видел бы только наш хвост буксир «Баскунчак» МГ-НХ-06! В конце 165-го километра на повороте встретился буксир «Салехард». Его капитан засмотрелся на необычное соревнование и... посадил свое судно на мель. Тем гонка и кончилась: пока буксиры перекликались гудками и расходились, мы от «Баскунчака» оторвались.
На 117-м километре впадает Тавда. Тобол преобразился: теперь это по-настоящему широкая мощная река. Все чаще попадаются большие суда, по оживлению чувствуется близость города.
4 сентября. Около 16.00 сделаны последние гребки на подходах к водно-спасательной станции Тобольска, где и была оставлена лодка на хранение.
Закончился очередной этап путешествия. Этот переход стал серьезным испытанием физической и волевой подготовки экипажа, надежности «МАХ-4».
Впереди выход в заполярные воды, переход морем из Обской губы в Енисейское устье.