Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
Следить за появлением новых статей:
Читать @barque_ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Истории / Знаменитые корабли / 1978 год / Сто лет назад в Петербурге была шхуна «Утренняя заря»
    Подкатегории раздела
    Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории


    Поделитесь информацией
    Твитнуть


    Похожие статьи
    Парусный спорт в Санкт-Петербурге (Очерк первый)
    Парусный спорт в Санкт-Петербурге (очерк второй)
    Цифры и факты из истории парусного спорта в Петербурге
    Моторные лодки в России 60 лет назад
    Затонувшая под землей шхуна «Генерал Грант»
    Глиссирующий автобус — теплоход «Заря»
    Трехмачтовая шхуна «Ганс Христиан Андерсен» для круизов
    Шхуна казахстанских юных моряков «Эврика»
    Рекордное падение уровня воды в Петербурге в 1910 году
    Три парусника: компромисс «Эврика», шхуна «Скат-II» и тендер «Истр»
    Двухмачтовая парусно-моторная шхуна «Шкипер»
    Шхуна ленинградских пионеров «Юный Балтиец»
    Сообщения: винджамер, шхуна, косатка, бутылка, письмо, рифы...
    Двухмачтовая шхуна «Гордость Балтимора II» в Черном море


    Сто лет назад в Петербурге была шхуна «Утренняя заря»

    Год: 1978. Номер журнала «Катера и Яхты»: 72 (Все статьи)
              0


    Сто лет назад, в ноябре 1877 г. у набережной Васильевского острова в Петербурге ошвартовался небольшой парусник — шхуна «Утренняя заря». За кормой судна осталось, как писали тогда столичные газеты, «более 11 тысяч верст труднейшего пути» — первого в морской истории России плавания из устья Енисея в Петербург, доказавшего возможность установления прямых торгово-транспортных связей Сибири с Западной Европой Северным морским путем.

    Современников поразили дерзость замысла, мужество и мастерство пяти мореплавателей, составлявших экипаж шхуны. Капитаном «Утренней зари» был «российский шкипер с правами, сему званию присвоенными» Давид Ивановпч Шваненберг, который закончил Архангельские шкиперские курсы только уже будучи опытным моряком — в возрасте 32 лет.

    Информация об изображенииФото шхуны «Утренняя заря»
    Фото шхуны «Утренняя заря»
     
    Рейс под парусами через моря Ледовитого океана был неимоверно трудным. Шхуна едва не погибла в Карских Воротах. Весть о ее благополучном появлении у северных берегов Норвегии облетела всю Скандинавию, где горячо приветствовали экипаж сибирского парусника. От Варде до самого Петербурга скандинавские моряки сопровождали «Утреннюю зарю» на всех переходах между портами, что считалось самой большой честью!

    В Петербург шхуна доставила образцы сибирского корабельного леса, графит, рыбу, предметы обихода и народных промыслов жителей Крайнего Севера, охотничьи трофеи. «Это плавание, — писал Ю. М. Шокальский, — вдвойне замечательно: как первое плавание на судне сибирской постройки и как отмеченное необыкновенной смелостью своего командира, решившегося идти на такой импровизированной посудине в море».

    В канун 100-летнего юбилея плавания «Утренней зари» мы, красноярские яхтсмены, решили построить крейсерскую парусно-моторную яхту и назвать ее «Столетие» — в честь славного подвига наших земляков.

    Корпусом суденышку послужил старый 30-местный спасательный вельбот. Его 16-миллиметровую диагональную обшивку из дуба мы оклеили двумя слоями стеклоткани на эпоксидной шпаклевке. За прототип при проектировании общего вида и парусного вооружения взяли построенную на основе старинных чертежей американскую яхту «Лоцман» (сборник №35). Высота каюты до бимсов была увеличена до 1,25 м; для защиты руля сделали кринолин. Во всем же остальном мы лишь незначительно отступили от архитектуры и стиля прототипа.

    Информация об изображении«Утренняя заря» в Петербурге. Фото 1877 года из музея г. Енисейска
    «Утренняя заря» в Петербурге. Фото 1877 года из музея г. Енисейска
     
    Наше судно имеет корпус длиной 7,6 м (с бушпритом 9,0 м); ширина его — 2,4 м, осадка — 1м. Водоизмещение яхты — 2,6 т. Общий вес балласта, включая стальной фальшкиль, цистерны и аккумуляторы, — более 1 т. Площадь парусности — 30 м2.

    Палуба, рубка, ящик кокпита и две водонепроницаемые переборки выполнены из березовой фанеры толщиной 10—14 мм, с наружной стороны покрытой эпоксидной шпаклевкой, а с внутренней — пропитанной горячей олифой. Палуба, уложенная на гнутые клееные бимсы с погибью 80 мм, дополнительно оклеена стеклотканью. Два года эксплуатации яхты с зимовкой под открытым небом показали, что корпус и палуба абсолютно водонепроницаемы. (Правда, при плавании в плохую погоду вода проникала внутрь через неплотно прилегающую крышку форлюка и через вентилятор на лобовом комингсе, а в моторный отсек — через дейдвудный подшипник.)

    Самоотливной кокпит размерами 600X800X400 мм обнесен комингсом высотой 300—250 мм, который является продолжением боковых стенок рубки.

    В каюте длиной 3,6 м оборудованы четыре спальных места и стол. Под койками имеются рундуки для инструмента и провизии. В качестве теплоизоляции подволок каюты обшит изнутри проолифленной древесно-волокнистой плитой. Прямоугольные иллюминаторы сделаны из триплекса.

    Информация об изображенииОбщий вид яхты «Утренняя заря»
    Общий вид яхты «Утренняя заря»
     
    Мачта диаметром 120 мм сделана полой; она склеена из еловых реек и оклеена стеклотканью. Гик и гафель вырезаны из тонкостенной трубы легкого сплава диаметром 80 мм. Старенькие паруса, полученные в красноярском яхт-клубе, мы перешили, чтобы вооружить яхту гафельным тендером с кливером, вынесенным на бушприт. Такое вооружение позволило нам при сравнительно низкой мачте (7,5 м от палубы) нести в слабый ветер 30—35 м2 парусов. В сильный ветер площадь грота быстро уменьшается при помощи патент-рифа, а кливер закручивается вокруг штага.

    Для остойчивости мы снабдили яхту стальным фальшкилем весом 600 кг. Топливный танк емкостью 350 кг расположили в корпусе под пайолами. Здесь же установили аккумуляторы и емкости для пресной воды.

    Особое значение при дальних плаваниях в условиях Сибири имеет экономичность двигателя. Так, скажем, от Енисейска до Игарки 1400 км и нет ни одной заправочной станции! Мы установили на своей яхте дизель «248,5/11» мощностью 11 л. с. Вес установки получился почти 350 кг без топливного танка и заняла она чуть ли не треть подпалубного помещения! Реверс-редуктор, упорный подшипник, гребной вал и прочее прпшлось пзготовлять самим.

    Информация об изображенииОпределяемся вне видимости берегов
    Определяемся вне видимости берегов
     
    Полная заправка топлпвом обеспечивает работу двигателя в течение 100—120 часов, что прп скорости 12 км/ч позволяет пройти 1200—1500 км.

    В навигацию 1975 г. яхта «Столетие» прошла ходовые испытания под парусами и двигателем на Красноярском водохранилище. А в 1976 г. мы втроем под новыми лавсановыми парусами прошли без особых приключений 2700 км маршрутом Красноярск — Дудинка — Бреховские острова (место зимовки «Утренней зари» в 1876—1877 гг.) — Дудинка. Более трети нашего пути пролегли за Полярным кругом.

    Теперь «Столетию» предстоит продолжить маршрут Шваненберга от Бреховскпх островов — преодолеть Карское и Баренцево моря. «Утренняя заря» шла в Петербург вокруг Скандинавии. Мы рассчитываем войти в Белое море и прибыть в Ленинград внутренним водным путем.

    К такому ответственному плаванию необходимо тщательно подготовиться.


    Понравилась ли вам эта статья?
    +2

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Первый заграничный парусный поход под красным флагом
    50-летний юбилей московских яхтсменов
    Путешествие по каньонам Башкауса на плотах «ПСН-10»
    На туристских плотах из камер по реке Китой
    Кругосветный рейс яхты-полутонника «Кор Кароли»
    Путешествие по Байкалу на мотолодках длиной 2000 км
    Иркутский катер «Баргузин» снова на Байкале
    Поход на байдарках по Байкалу
    История отечественного флота боевых катеров
    Рассказ «Остров» писательницы Сьюзан Бланшар Элдер
    Путями Первой и Второй Камчатских экспедиций Беринга
    История конструкций плотов для океанских плаваний
    Пересечение экватора на корабельной шлюпке
    Проведение I всесоюзного соревнования по ДСП по «звездным» маршрутам
    В дальний поход на самодельной лодке «Пионерка»

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Сто лет назад в Петербурге была шхуна «Утренняя заря»

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Капитан Дей Флеминг идет через океан
    Из Нью-Йорка в Париж на катере «Спирит оф Нашвилл»
    ОСВОДовский рейд по Тюменскому краю
    Путешествие Колина Куинси через Тасманово море
    Путешествие на парусниках по озеру Кереть
    Первые страницы истории Советского парусного спорта
    Плавание на яхте «Арктика» по Средиземному морю
    Слово о балтийских охотниках — катерах «МО»
    История создания катеров типа «Малый охотник»
    В Баренцево море на моторно-парусной яхте
    Повторение плавания к Америке совершенное Св. Бренданом
    Интервью у Яна и Петра Паты на борту «Каравеллы»
    Плавание на яхте «Гедания» из Арктики в Антарктику
    5000-километровое путешествие на надувной лодке «Пеликан»
    В теплые страны или как я стал жителем Сенгилея


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 16 + 43 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории