О Джошуа Слокаме — первом человеке, обогнувшем земной шар на яхте в одиночку, написано немало. В наиболее известных публикациях, однако, почти ничего не сообщается о жизни мореплавателя до того, как в апреле 1895 г. в возрасте 51 года он отправился в свое ставшее знаменитым одиночное плавание. А жизнь его была полна приключений.
«Море покорило меня сразу, — писал он, — ив восемь лет я вместе с другими мальчишками плавал по заливу» (зал. Фанди, Нов. Шотландия). В двенадцать, как отмечают его биографы, он убежал из дому, чтобы стать моряком. Не без юмора Слокам вспоминает о том, как «занял важный пост кока на рыболовецкой шхуне» и как очень быстро кончилась его карьера на камбузе. Затем он плавал юнгой на рыболовных судах, матросом на больших и малых парусниках, работал на верфи. И, по его словам, «постепенно продвигался от палубы к капитанскому мостику». Восемнадцати лет он уже сдал экзамен на должность второго помощника капитана.
На барке «Вашингтон» он едва не погиб, когда тот во время шторма сел на банку близ Аляски. Командуя парусником «Аймер», перевозившим грузы на линии Сидней — Шанхай, Слокам чудом сумел уйти от преследовавшего его по пятам пиратского судна. Ему довелось быть очевидцем знаменитого извержения вулкана Кракатау: великолепный американский парусник «Нортен Лайт», на котором он был капитаном, оказался одним из немногих судов, которые избежали гибели от встречи с образовавшейся при извержении 20-метровой волной.
На протяжении почти двадцати лет Слокам командовал собственным маленьким (326 per. т) барком «Аквиднек», который, «если только дул ветер, оставляя позади даже пароходы». Зимой 1887 г. при входе в «забытый богом и бразильскими властями» порт Паранагуа, барк потерпел крушение: за три дня волны превратили севший на мель парусник в груду обломков. Плававший со всей семьей капитан и владелец судна был разорен — не было денег даже на возвращение на родину. Слокам «на голом месте» — на пустынном песчаном берегу неподалеку от места катастрофы своими руками построил из обломков барка 10,5-метровый трехмачтовый бот, получивший гордое название «Либердаде». (Подробно об этом рассказывалось в очерке Е. П. Леонтьева «5000 миль в океане на самодельном боте» — см. сборник №35.) ...
Несколько суждений о его яхте — «Спрее». Успешному завершению кругосветного рейса во многом способствовали замечательные мореходные качества яхты и прежде всего ее феноменальная устойчивость на курсе.. Известно, например, что переход через Индийский океан до Кокосовых о-вов протяженностью 2700 миль Слокам совершил за 23 дня (средняя скорость 4,9 уз), отсидев за рулем всего около трех часов (включая время, потраченное на подход к берегу). Остальное время яхта с закрепленным румпелем уверенно держалась на курсе.
Кем разработай проект «Спрея» и когда он был спущен на воду — неизвестно. Несомненно, однако, что строил ее талантливый человек, наделенный необыкновенной интуицией и сумевший воплотить в своем шлюпе опыт постройки многих рыболовных судов — надежных и мореходных «устричных» ботов северных морей. По современным меркам «Спрей» был довольно тяжелым судном: при длине 11,2 и ширине 4,3 м его водоизмещение составляло 9 т. Это не мешало ему поддерживать в океане.среднюю скорость, которая сделала бы честь многим яхтам, спроектированным в наши дни.
Когда Слокам купил «Спрей», долго стоявший на подпорках в поле — довольно далеко от берега, он увидел, что корпус шлюпа прогнил до основания. Пришлось разбирать его и, заменяя деталь за деталью, начиная с киля, строить заново. Заняло это 13 месяцев. Слокам особо оговаривает, что изменил высоту надводного борта (увеличив на 12 дюймов у миделя и 16—18 дюймов в оконечностях); это дает основание полагать, что обводы подводной части «Спрея», понравившиеся новому владельцу с первого же взгляда, изменены им не были (старые шпангоуты служили лекалами при изготовлении новых). Спокам упоминает, что все необходимые проверочные расчеты были выполнены, «в результате чего «Спрей» был остойчивым и легко диффереитовался». В то же время точные чертежи «Спрея» были вычерчены лишь по фактическим обмерам — после возвращения из кругосветного рейса. Сам Слокам «не мог сразу ответить на вопрос, какова высота мачты или длина гика, не знал положения центра парусности», но, «используя все свои познания в косом парусном вооружении», вооружил «Спрей» по образу и подобию прекрасно известных ему рыбачьих шлюпов.
Морского инженера из Австралии С. Андреда, тщательно проанализировавшего теоретический чертеж «Спрея», поразила сбалансированность всех его элементов: центры величины и тяжести судна, максимум строевой по шпангоутам находятся точно в плоскости мидель-шпангоута. «Ни в старом, ни в современном яхтостроении,— пишет С. Андред в декабрьском номере новозеландского журнала «Си спрей»,— мне не известно ничего подобного!»
В 1909 г. в возрасте 65 лет Слокам снова поднял паруса своего испытанного «Спрея»: судно все еще находилось в отличном состоянии, его капитан был здоров и бодр. Считали, что он отправился в Вест-Индню, но, как выяснилось впоследствии, никто о его планах ничего точно не знал. Последниий человек, который видел Слокама, встретив «Спрей» в море, спросил, куда он держит курс. Тот ответил: «Далеко!». Больше ничего о судьбе Джошуа Слокама неизвестно.