Подобно своим предшественникам, четверо французов: Даниэль Казаньон, Клод Моншо, Бруно Мару и Мишель Шопар, разрабатывая план похода в Антарктику, также поставили целью посетить Землю Грейама. Этот северный отрог Антарктиды рассматривался ими только как место промежуточной стоянки. В дальнейшем предусматривалась полярная зимовка и при благоприятных условиях — продолжение похода в более южные широты.
Подготовка к плаванию велась тщательно, соответственно поставленной задаче. Построенная по специальному заказу двухмачтовая стальная яхта «Ким» водоизмещением 12 т по мореходным качествам рассчитывалась на любые погодные условия, какие могли ожидать мореплавателей в океане и у берегов ледяного континента. Жилые помещения, места для хранения припасов, оборудование яхты должны были обеспечить экипажу возможность провести в автономном плавании и на зимовке не менее года.
В августе 1977 г. «Ким» вышла в плавание из Марселя. Нет, пока еще речь не шла об Антарктике. В качестве тренировочного рейса решено было ни много ни мало как пройти вокруг света.
Пунктир маршрута яхты на карте огибает западную Африку, идет через Атлантический океан, вдоль берега Южной Америки, через Панамский канал, далее к Галапагосским и Маркизовым островам, Австралии, Тасмании, Новой Зеландии. На Тасмании состоялась встреча с Жеромом Понсе, который после похода в южные полярные широты занимался усовершенствованием своей новой яхты «Дэмьен П». Эта встреча поставила последнюю точку в плане похода. 17 декабря 1980 г. «Ким» стартовал из Новой Зеландии, курсом на юго-запад.
Из записей М. Шопара. «Четыре года плавания позволили нам лучше узнать как самих себя, так и яхту, которая стала полноправным членом нашего сообщества. Только благодаря этому наше плавание к Антарктике могло осуществиться».
Первые двадцать дней яхта шла почти неизменным курсом, более чем на полградуса спускаясь за сутки к югу. С каждыми сутками укорачивались ночи, пока, начиная с 55-й параллели, им на смену не пришли светлые сумерки, длившиеся не более двух часов. Безоблачное небо и ясная видимость не только радовали глаз, но и вселяли уверенность, что яхта пройдет в безопасном расстоянии от айсбергов, появление которых можно было ожидать в любое время.
Маленькая печка поддерживала в каюте нормальную температуру. Яхта легко управлялась одним рулевым, остальные имели возможность отдыхать со спокойной душой.
55-ю параллель яхта пересекла на 120° западной долготы, после чего был взят курс к месту намеченной стоянки у острова Анвере. Оставалось пройти еще 120 миль, когда подошедший с запада ветер поднял крупную волну. Видимость упала до 1—2 миль. Именно в это время перед яхтой появился первый айсберг.
Из записей М. Шопара. «Ледяная глыба метров на 50 возвышалась над водой примерно в миле от нас, окутанная сгустившимся вокруг нее туманом. Она дрейфовала прямо по курсу, но так медленно, что казалась неподвижной. Айсберг простирался по горизонту не менее чем на 200 м, по крайней мере насколько можно было судить по тому, что было видно на поверхности. Чтобы не рисковать, решено было лечь в дрейф и дождаться выгодного захода ветра, который, по-видимому, под влиянием близости айсберга стал неустойчивым».
«Ким» благополучно разминулся с опасным соседом лишь после 20 часов утомительной лавировки. Словно в награду за труды мореплавателей подошедший с юго-востока ветер разогнал наконец туман. Вновь открылись бескрайние просторы океана и как декорация на них — теперь уже десятки плывущих ледяных гор. На этот раз экипаж получил возможность не торопясь любоваться открывшейся картиной, которая заставила забыть усталость и переживания минувших суток.
Из записей М. Шопара. «Действительность превосходила все, что было прочитано или видно на картинах. Отражая солнце, море и облака, айсберги меняли окраску, переливались всеми цветами радуги. Ветер извлекал из них звуки ритуальных песен. Число айсбергов и ледяных полей непрерывно росло, приходилось менять курс и лавировать между этими величественными исполинами. Но мы не испытывали страха от их близости. После безбрежной пустыни океана они выглядели добрыми попутчиками, которые явились, чтобы скрасить наше одиночество. Прекрасная погода продолжала сопутствовать нам. До земли еще оставалось 40 миль, а на горизонте уже просматривалась возвышенность острова Анвере.
Когда яхта миновала траверз острова, ветер утратил всякую силу. Щемящее душу ледяное безмолвие окружало нас. Мы вслушивались в тишину, не осмеливались нарушить ее шумом двигателя, который давно уже пора было запускать. А когда его стали запускать то он тоже как будто из солидарности заработал не сразу. В результате первые обороты винта толкнули неожиданно яхту носом на ледяное поле. Нет, Антарктика не создана для созерцательного восприятия».
На подходе к южному материку произошла первая встреча с его коренными обитателями. Тюлени и пингвины, расположившись на дрейфующих льдах, с любопытством рассматривали пришельцев. Обогнув остров Анвере, путешественники отдали якорь близ берега, а на следующий день — 18 января 1981 г. ошвартовали яхту у полуразвалившегося пирса заброшенной аргентинской базы.
Летнее движение льдов было в разгаре. Среди раскрошенных ледяных полей в океан дрейфовали гигантские, более чем полукилометровые айсберги, а в безоблачном небе сияло солнце, и температура воздуха доходила до +9°. Пользуясь спокойной погодой, экипаж решил пройти на яхте вдоль побережья Земли Грейама в поисках более надежного места для стоянки. Такое обнаружилось в бухте Порт-Лекрой, надежно укрытой от ветров почти всех направлений.
Неподалеку от места новой стоянки была обнаружена еще одна покинутая людьми база. Сохранившиеся постройки оказались пригодными для оборудования в них жилья. Это окончательно решило вопрос выбора места для зимовки, откуда пока на лыжах, а следующей весной под парусами экипаж «Кима» намеревался проникнуть южнее 65-й параллели.
Примечания
1. Рассказ о плавании Д. Льюиса читайте в сборнике №63, а о рейсе «Гедании» из Арктики в Антарктику — в сборнике №76.