Воздавая должное отваге и стойкости этих смельчаков, отметим, что цели их все-таки далеки от истинного спорта. Яхтсмены ставят перед собой одну-единственную задачу: во что бы то ни стало превзойти достижение Данлопа, т. е., выйдя от берегов Америки, достичь Европы на яхте, которая была бы хоть на сантиметр, но короче его «Уинд Уилл».
В октябре 1982 г. вышел в подобное плавание 38-летний оператор вычислительных машин из Флориды Вэйн Диккинсон. Его яхточка «Готс тир» («Божья слеза») имела длину 2,73 м, тем не менее яхтсмен сумел погрузить в нее запас провизии и воды на целых 100 суток. За это время Диккинсон рассчитывал пересечь океан по маршруту порт Аллерт — Фалмут.
На борту «Готс тир» имелась не-большая радиостанция, питающаяся от солнечных батарей; с ее помощью планировалось поддерживать связь с проходящими мимо судами. Однако проследить путь Диккинсона удалось только на самом первом этапе плавания, пока ветер и течение несли его вдоль побережья Массачусетса. Затем целых 82 дня о судьбе «Готс тир» не было никаких известий. По существующим международным правилам пропавшее без вести судно через два месяца официально считается погибшим. Неудивительно, что после интенсивных и безрезультатных поисков затерявшейся в океане яхточки было решено, что ее перевернуло или захлестнуло гребнем волны, а Диккинсон погиб.
Но вот — это было уже в середине января прошлого года — с панамского теплохода «Брукнесс» заметили красную ракету. Сигнал бедствия давал Диккинсон, оставшийся к этому времени практически без запасов воды и пищи. Как выяснилось, его рация молчала только потому, что вышли из строя солнечные батареи.
Велико же было разочарование яхтсмена, когда штурман теплохода сообщил ему его точные координаты: оказалось, что яхточка отошла от побережья Ньюфаундленда всего лишь на 750 миль, т. е. было пройдено менее трети пути! Тем не менее, пополнив запасы, Вэйн продолжил путешествие.
Шел 142-й день плавания, когда яхтсмен проснулся от толчка: киль маленькой «Готс тир» коснулся камней у самых берегов о-ва Аран — близ северо-западного побережья Ирландии. Океанский прибой швырнул яхточку к подножию отвесных береговых скал. Оставались считанные секунды на то, чтобы выбраться из тесной каюты, выскочить из лодки и повиснуть на уступе скалы в пене брызг. Здесь Бэйна и нашел смотритель маяка, случайно услыхавший его крики. Он помог яхтсмену вскарабкаться на 90-метровую высоту, а за это время волны добили суденышко, верой и правдой служившее Диккинсону почти пять месяцев.
Втрое меньше времени — всего 47 суток — длилось плавание через океан 43-летнего лондонца Эрика Петерса, который приспособил для этой пели... 6-футовый (1,83 м) пластмассовый бочонок. Петерс снабдил бочонок балластным фальшкилем, оборудовал водонепроницаемый люк с плотно задраивающимся вентилятором, навесил руль, установил мачту с небольшим парусом. Компас он не брал, отдавшись на волю атлантических ветров и течений. Меню было довольно однообразным: оливковое масло, орехи, отруби, немного воды.
Впрочем, этот рекорд не был «чистым» рекордом, поскольку, в отличие от Данлопа, Мак-Клина и Диккинсона, Петерс пересекал океан не с запада на восток, а с востока на запад — по традиционному пути парусников, идущих из Европы с попутными ветрами и течениями. Началось путешествие у о-ва Иерро (Канарские о-ва), а 10 февраля 1983 г. рыбаки подобрали бочонок с Петерсом у о-ва Гваделупа в Карибском архипелаге. Как рассказал мореплаватель, самыми страшными оказались первые двое суток, когда океанские волны начали швырять бочонок с гребня на гребень. Не раз Петерс мысленно прощался с жизнью, опасаясь, что не выдержит не столько болтанки, сколько не замолкающего ни на минуту грохота, напоминающего грохот бобслея. Тревожными были и часы приближения к суше: многометровые волны прибоя легко могли расколоть бочку о берег. В хорошую погоду Петерс позволял себе разминку: подолгу плавал, привязавшись к бочонку длинным линем.
В июле прошлого года «морские» газеты по обе стороны Атлантики вновь заговорили о 40-летнем Мак-Клине. Поставив перед собой цель побить рекорд Диккинсона, он отрезал от кормы своей испытанной «Гилтспа» целый фут, так что яхточка стала короче «Готе тир» на 6 см. На палубе теплохода «Гилтспа» доставили в Сент-Джонс (на Ньюфаундленде), откуда Мак-Клин и вышел в свое второе трансатлантическое плавание под парусом.
Он планировал завершить переход максимум за 45—50 суток. Однако и при этом общий вес всех принятых на борт «Гилтспа» запасов и снаряжения составил около тонны. Теснота была невероятной. Приходилось «экономить» каждый дюйм подпалубного пространства, тем не менее Том, не колеблясь, установил на яхте прибор спутниковой навигации. Расчет был именно на то, что точная прокладка пути позволит сократить время плавания и поставить рекорд скорости перехода.
Мак-Клин намеревался закончить путешествие в Фалмуте или во всяком случае где-нибудь на юге Англии, однако сильные северные ветра, господствовавшие над Атлантикой в конце июля, отнесли «Гилтспа» далеко на юг. В бискайском заливе на яхточке сломало мачту, поэтому путешественнику потребовалось две недели, чтобы достичь берега, который был совсем близко. 10 августа, через 62 дня после выхода из Сент-Джонса, Том Мак-Клин закончил плавание на побережье Португалии.
В середине августа из той же гавани Сент-Джонса вышла в океан совсем крошечная яхточка «Биг С»: на ней стал пересекать Атлантику другой англичанин — Том Мак-Нелли из Ливерпуля. Длина его яхточки 2,08 м. Проект «Биг С» разработал известный яхтенный конструктор Стефен Джонс (по его чертежам построена, например, «Блэк Топ» — участница гонок на Адмиральский кубок 1983 г.). Корпус ее отформован из древесного шпона. Яхточка снабжена тяжелым буль-бкилем. Мачта сделана трехногой из алюминиевых трубок. На жестком штаг-пирсе ставится единственный парус — стаксель. При необходимости убрать или уменьшить площадь паруса яхтсмен, даже не высовываясь из люка, наворачивает его на вращающийся штаг-пирс: рукоятка устройства находится под палубой.
«Биг С» вообще не имеет кокпита — Мак-Нелли управляет лодкой, сидя на пайоле так, что из люка выступает только голова. В плохую погоду этот единственный люк наглухо задраивается крышкой, снабженной прозрачным колпаком.
Любопытно решение одной из главных проблем — снижения веса запаса пресной воды: Мак-Нелли решил, что выгоднее возить не воду, а малогабаритную опреснительную установку.
В течение полутора месяцев от Мак-Нелли не поступало никаких известий. Наконец 4 октября спасательная служба Великобритании приняла через спутниковую систему «Сарсат» сигналы бедствия, подаваемые автоматическим передатчиком с борта «Биг С». На поиски крошечной яхточки в океане были направлены самолеты ВВС; оповещены были все морские суда, находящиеся поблизости.
Через несколько часов «Биг С» был обнаружен моряками с советского траулера «Юрий Ушаков». Яхтсмен был поднят на борт судна, где впервые после нескольких суток напился свежей пресной воды — опреснитель на его яхточке неожиданно отказал!
Представители спасательной службы по радио пытались отговорить яхтсмена от продолжения путешествия, но пополнив запасы провизии и отремонтировав опреснитель, Мак-Нелли вновь взял курс на восток. Моряки подарили ему секстан взамен упавшего за борт при одной из обсерваций в начале путешествия.
И все же новые рекордные транс-атлантические плавания Мак-Клина и Мак-Нелли, если говорить только о размерах яхт, не являются «абсолютными рекордами». «Рекордсменом» по-прежнему остается американец Хуго Вилен, который в 1968 г, пересек Атлантику на яхточке «Эприл Фул» длиной всего 1,82 м. Правда, как и Петерс, Вилен плыл с востока (из Касабланки) на запад (финиш в Форт-Лодердейл).
Примечания
1. В «КЯ» №103 фамилия второго путешественника указана не точно. Правильное написание — Мак-Клин.