У же во многих портовых городах нашей страны можно видеть установленные на вечную стоянку старые парусники — своеобразные памятники, рассказывающие о прошлом кораблестроения и мореходства, о мужестве моряков того времени, когда, как говорят, корабли были деревянными, а люди — железными. Давно отслужившие свой век, видавшие виды парусные суда нередко используют и в качестве ресторанов и кафе.
Так, в Ленинграде, у Петропавловской крепости много лет стоит баркентина «Кронверк» {бывший «Сириус») — хорошо известное в городе, оборудованное в морском стиле молодежное кафе. Стоят аналогичные парусники-рестораны в Клайпеде и Таллине — это трехмачтовые «Меридиан» и «Вега», служившие учебными судами мореходных училищ. В Севастополе такое же учебное судно — шхуну «Кропоткин» — переоборудовали в экзотичный морской ресторан. На набережной Ялты можно посетить двухмачтовую шхуну «Эспаньола».
Судно-памятник, используемое в качестве ресторана, появилось и у нас на Дальнем Востоке. Установлено оно не у берега моря, а высоко в горах, над большим портовым городом Находка. Теперь это неотъемлемая часть своеобразного комплекса, оформляющего въезд в город по автостраде со стороны перевала и созданного в честь 25-летия Находки.
По инициативе коллектива Приморского судоремонтного завода на вечную стоянку была установлена деревянная зверобойная шхуна «Кооператор», построенная в 1956 г. в Финляндии. Около двадцати лет шхуна успешно промышляла зверя в северных дальневосточных морях.
Установка шхуны на перевале, откуда открывается величественная панорама бухты и города, отрогов и долин хребта Сихоте-Алинь, оказалась довольно сложной инженерной задачей. Пришлось предварительно демонтировать машины, снять судовые устройства и оборудование, срезать мачты. Затем корпус шхуны разрезали, по частям отвезли наверх — в горы — и снова соединили.
Шхуне придан вид красивого парусника прошлого века (типа фрегата) е фигурой морской нимфы год бушпритом, вырезанной работником судоремзавода Н. 3. Рассоленко.
Авторам проекта — В. И. Ремизову, М. П. Юран, В. А. Белову, Г. М. Сенченко и В. П. Куриленко удалось создать интересный ансамбль, украшающий въезд в город, Активное участие в строительстве приняли коллективы Приморского и Находкинского судоремонтных заводов, треста «Дальморгидрострой», Находкинского комбината железобетонных изделий, Треста крупнопанельного домостроения № 2 и других предприятий.