В середине 20-х годов среди имен победителей соревнований, устраиваемых рижскими яхтсменами, очень часто упоминалось имя Вячеслава Канского, выступавшего на яхте «Амата».
В 1927 г. на международной регате в г. Мемеле экипаж «Аматы», выиграв все пять классных гонок, стал обладателем шести призов, включая почетный приз города Мемеля. В состав этого экипажа входил и 20-летний сын В. Канского — Евгений, к тому времени уже достаточно опытный яхтсмен: с малых лет отец брал его с собой на борт яхты.
А на следующий 1928 г. Евгений Канский отправился в самостоятельное плавание уже в качестве капитана. Со своими друзьями Якобсоном и Черновым они решили ни много, ни мало — пересечь Атлантику на небольшой яхте «Матильда». Неполный комплект морских карт, примитивный компас, несколько запасных парусов, немного продовольствия и денег — вот все, что яхтсмены смогли взять с собой. Расчет прост: на французском острове Уэссан отважных путешественников будет ждать гонорар рижской газеты за путевые заметки, которые они напишут. А с такими деньгами можно и дальше — в Америку!
Многое испытали друзья: и штили, и шторма, и поломку мачты. Не испытали они только радости получения гонорара: владелец газеты обманул. Продав в Испании все, без чего можно как-то обойтись, рижане были вынуждены вернуться домой. Через три недели «Матильда» ошвартовалась в родном яхт-клубе.
Летом 1930 г. Е. Канский на отцовской «Амате» принимал участие во многих международных соревнованиях. В его интернациональную команду входили латыш Якобсон, поляк Важинский и эстонец Кумэги. Об одном из таких выступлений хотелось бы рассказать немного подробнее.
Решающая гонка регаты на приз Гавра проходила в районе, изобилующем подводными скалами. Старт был дан при хорошей погоде, однако, разгулялся шторм (более 40 рыбацких лодок и катеров погибло в тот день в волнах Атлантики). Несколько яхт-участниц регаты успело укрыться в гаванях, остальные — «Амата» в их числе — ушли в открытое море. Предусмотрительно на яхту было взято несколько бочек с маслом: теперь для усмирения волн пришлось обратиться и к его помощи. Целые сутки люди боролись с океаном, и они победили. На финише выяснилось, что из 18 стартовавших судов только одна «Амата» прошла всю дистанцию.
В связи с блестящими выступлениями этой яхты за рубежом газета «Sodien» опубликовала телеграмму специального корреспондента: «На международных парусных состязаниях в Остенде рижская яхта «Амата» получила четыре первых приза, на международных соревнованиях в Гавре — четыре первых приза и приз города. Успех латвийской яхты приковывает к себе всеобщее внимание».
Всего же в 1930 г. экипаж «Аматы» участвуя в 20 зарубежных регатах, завоевал 18 первых и два вторых места, два кубка и две почетные награды. Может быть, успех заключался в неповторимых достоинствах яхты? Шхерный крейсер, построенный в Швеции, действительно отличался совершенством, рижские газеты того времени называли «Амату» Королевой яхт. Однако вот что еще они писали: «Е. Канский прибыл в Дюклэр в тот день, когда там должны были стартовать большие гонки яхт. «Амата» в этих гонках участия не принимала, но Е. Канский был приглашен управлять каким-то французским судном. И это судно получило первый приз! В этом рулевом кроется какая-то невероятная сила, заставляющая каждую яхту бежать быстрее».
...С первых же месяцев освобождения Риги от фашистов энтузиасты парусники приступили к возрождению любимого вида спорта. В состав первого яхт-клуба советской Латвии входило всего четыре-пять членов, среди них был и Е. В. Канский.
Со временем классы яхт менялись, но мастерство Е. Канского оставалось неизменным: 17 раз он блестяще завоевывал звание чемпиона СССР, выступая в классах «М», «Олимпик», «Л3», Л4», «Л60», «Дракон» и буер. На вопрос же: сколько раз он был чемпионом Латвии, ни сам Евгений Вячеславович, ни его родные ответить точно не смогли: «Много, очень много...»
Имя выдающегося рижского яхтсмена не исчезало из протоколов соревнований, не сходило со страниц спортивных газет до 1979 г. В тот год 71-летний Е. В. Канский последний раз стал призером чемпионата СССР (3-е место на буере класса 8 м2) и чемпионом республики в классе «Дракон».
Для Е. В. Канского — в прошлом, во времена буржуазной Латвии, безработного моряка-штурмана, испытателя автомобилей французской фирмы, автогонщика — жизнь вне паруса немыслима.
В настоящее время Заслуженный мастер спорта СССР Е. В. Канский занимается тренерской работой. Широко известны имена его воспитанников — И. Пенке, В. Буторина, Б. Скрипова, Э. Цепурниека и др. В апреле 1980 г. Канский был награжден медалью «Тренер чемпиона СССР» — Б. Мясников, которого он обучал, стал чемпионом страны по буеру.