Известный из истории каждому школьнику путь «из варяг в греки» продолжает интересовать и ученых, и туристов. Сколько уже делалось попыток определить точный маршрут наших предков и пройти по нему!
Александр Анатольевич Кузнецов — слесарь Смоленского электролампового завода к походу готовился несколько лет. Он изучил путевые записки предшественников, прошел отдельные участки маршрута на лодке. Почувствовав уверенность, решил покорить весь путь «из грек в варяги», преодолеть при этом все три волока, не применяя на суше современных средств передвижения.
Он самостоятельно построил пятисекционную лодку, назвав ее «Мечтой». Длина судна — 4 м, ширина — 0,77, высота борта — 0,3 м. Для повышения остойчивости под парусами оборудовал его двумя передвижными поплавками 0 200 мм и длиной 2,3 м. Разнос поплавков регулировался от 3 до 1,4 м в зависимости от высоты устанавливаемой мачты А-образной конструкции (3 или 5 м). Вес «Мечты» с тележкой для преодоления волоков составлял 200 кг.
Из письма А. А. Кузнецова.
«Весной 1985 г. я наконец-то отправился по маршруту Смоленск — Ленинград, уложив в «Мечту» палатку, примус «Шмель», спальный мешок, надувные сиденья, спасательный жилет, весло и ящик с инструментами.
Первый волок длиной около 9 км преодолел за три с половиной дня. И неудивительно, ходить приходилось по бездорожью несколько раз туда и обратно, пока не будут перенесены все вещи.
Трудности ожидали и впереди. Думал, что по Удре пройду легко, но река оказалась скрытым в кустах обыкновенным ручьем шириной 2—3 м. Чтобы пробраться на лодке, кустарник приходилось рубить или пилить ножовкой. А за Удрой начинался второй волок.
Через две недели вошел в озеро Каспля. Последний день плыл под парусом и хорошо отдохнул. Вот только руки девать стало некуда, так привыкли грести.
Третий волок — от деревни Прудище до реки Ловать, преодолел за 13 часов. Потом были 6 км чистого асфальта, по которому тележка, казалось, катилась сама. Варяги, конечно, такого удовольствия не испытали.
Что сказать вообще о волоках. Были ли они трудны? Нет. Тяжелы? Да. Серьезно досаждали и другие препятствия: мосты, завалы, перекаты, пороги... Как было, скажем, на Ловати. «Мечта» нередко царапала каменистое дно.
В Великих Луках была моя последняя остановка: отпуск кончился За 40 дней не сумел я дойти до Ленинграда. Не предполагал, что так много времени затрачу на преодоление волоков и на речку Удру. Сейчас делаю новую лодку типа «Мечты», но немного длиннее и шире. Свое путешествие продолжу в 1987 г. До Ленинграда дойду обязательно.»