Путешествия под парусом для профессора Рижского медицинского института Роальда Петровича Герке стали привычным делом.
— Парусом, — говорит он, — я «заболел» еще в студенческие годы. Потом мое увлечение разделила жена. Вместе ходили на яхте по рекам, озерам, морям. Выполнили норматив мастеров спорта.
Однажды зимой попробовали промчаться на буере — и он нас покорил. И хотя наступившая весна растопила лед, мы не пали духом. А что если поставить буер на колеса? Дорогой для него мог бы стать, скажем, юрмальский пляж. К списанному буеру мы прикрепили колеса от мотоцикла, и вскоре сухопутная яхта взяла первый старт.
Скорость оказалась вполне приличной, а малое число отдыхающих ранней весной на пляже не создавало особых помех. Но стало ясно: для подобных заездов надо искать все же безлюдные места. Выбор мы остановили на пустыне, которая простирается от Аральского до Каспийского моря...
На страницах «Катеров и яхт» знакомство с экипажем Герке состоялось в 1974 г. В «КЯ» №51 было рассказано о первом их 100-километровом марафоне, о самостоятельной постройке колесного парусника, получившего название «Инро-1», приводились его технические характеристики и основные эскизы.
После первого путешествия по «земле солнечного огня» последовали другие. В 1985 г. была построена еще одна сухопутная яхта — «Инро-2». На ней Роальд Герке вместе с Ольгертом Якушенком, рабочим из Риги, прошел по берегу Аральского моря.
На следующий год неутомимый медик задумал пересечь плато Устюрт в Каракалпакской АССР и Мангышлакской области. На этот раз у Роальда Петровича было много попутчиков. На «Инро-2» вместе с ним шел Сергей Николаев — оператор Рижской киностудии. Яхтой «Инро-1» управлял Ольгерт Якушенок. Третьим парусником в сухопутной «эскадре» стал катамаран «Скорпион», построенный начальником ЭВЦ фабрики «Ригас адитайс» Владиславом Королевым и главным инженером вычислительного центра Олафом Цауне.
Все участвовали в разработке 600-километрового маршрута, вместе готовились к дальнему походу. О том, что он будет исключительно трудным, Р. П. Герке предупреждал своих спутников. К сожалению, некоторые из них предостережениями пренебрегли и были вынуждены сойти с дистанции из-за недостаточной своей подготовленности.
По просьбе редакции, Роальд Петрович Герке делится впечатлениями от очередного путешествия по пустыне, которое он совершил со своей женой Интой, медицинской сестрой одной из рижских клиник.
Еще задолго до предстоящего путешествия мы начали тщательно готовиться к свиданию с пустыней. Ведь пески, как и море, не прощают ошибок. Любая кажущаяся ничтожной мелочь может сыграть роковую роль. Безводье, 50-градусная жара, пыльные бури, смерчи... — все капризы и сюрпризы ее величества Пустыни необходимо было предвидеть.
Наконец, мы летим в Среднюю Азию. Под крылом небольшого самолета раскинулась бесконечная коричневая пустыня. Ровные такыры, песчаные холмы, пустынные горы, солончаки, паутина диких дорог... А когда, приземлились, стих рев мотора и открылась дверь — глаза невольно зажмурились от слепящих солнечных лучей. Духота. Под ногами пыльная, покрытая сетью трещин земля. Вот оно — плато Устюрт.
До поселка Комсомольск-на-Устюрте добирались тремя самолетами около трех суток. В этом селении, насчитывающем около 350 жителей, и ждала нас «Инро-3», на которой предстояло отправиться в путь Но для начала после прибалтийского климата необходимо было адаптироваться в местных условиях, так сказать, перестроить свой организм на пустынный лад.
Период «обкатки» яхты занял около десяти дней. Делали запасы воды, пищи, проверяли техническое состояние парусника... И вот все хлопоты позади. Яхта стоит у кромки 200-метрового обрыва, обрамляющего широкую песчаную прибрежную зону Аральского моря. В туче пыли скрылись машина и мотоциклы с провожающими нас друзьями из Комсомольска. Мы остались наедине с пустыней. Начался полный н ожиданностей путь длиной в 800 километров. Что-то готовит нам коварный Устюрт?
Попутный ветер подхватил яхту, и мы понеслись на юг вдоль западного побережья Арала. Скорость солидная — около 50 километров в час. Привычное приятное шуршание колес да свист ветра в вантах! Но приходится быть и предельно внимательным: рядом тянется глубокий обрыв, на пути встречаются ямы, рвы, камни, заросли низкого кустарника. «Дорога» твердая и неровная. А так как яхта не имеет тормозов, приходится надеяться на собственную ловкость и смекалку, если хотите, и на удачу. Я — за рулем, Инта управляет парусами: каждый следит за дорогой со своей стороны. Важно вовремя заметить и обойти опасную кочку или рытвину, ибо малейшая наше несогласованность может дорого обойтись. Но как бы мы ни увертывались от препятствий, паруснику все-таки приходилось испытывать немало ударов.
Вдруг впереди замаячили две неподвижные фигуры «Волки!»— крикнула Инта. Моя рука машинально хватается за ружье, заряженное картечью. К счастью, наши опасения оказались напрасными. Два сайгаченка, подпустив нас довольно близко, грациозными прыжками скрылись вдали. Между прочим незадолго до нас в Комсомольске были застрелены три волка. Местные жители считают, что хищникам не хватает пищи, вот они и наведываются средь бела дня в поселок.
Каким-то тревожным получился и наш первый ночлег. Дом заменяет яхта. В вантах глухо завывает холодный ночной ветер.
Пустыня полна таинственных звуков. В кустах что-то пищит, где-то лает на то лиса, не то шакал. Словом, жутковато... И так буде,т, пока не привыкнешь к необычной обстановке.
Слева от меня заряженное ружье, на груди охотничий нож, электрофонарик. Холодает.
Над головой мириады звезд. Скорее бы рассвело...
В пустыне мы радуемся прежде всего ветру, даже легкому смерчу. Самое печальное — безветрие: солнце прогревает воздух до звона, налетают тучи мошкары и остается одно — прятаться под спущенный парус.
После двух дней затишья потянул ветерок, и теперь мы стремительно несемся на север: через Каракалпакию — в Актюбинскую область. Начинаются первые неполадки: приходится подтягивать спицы на расшатавшихся колесах, взбираться на мачту, чтобы освободить застрявший в блоке трос. На девятиметровой высоте при сильных порывах ветра приходится прибегать даже к помощи зубов — двумя руками не справишься.
Через неделю после начала перехода Устюрт преподнес нам самый большой «сюрприз» Казалось, все шло отлично. Яхта проворно мчалась по намеченному курсу, и хотелось петь от ощущения скорости и того, что наш переход проходит благополучно. Но вот внезапно со свистом налетел злой смерч, словно кто-то специально направил его на нас. Мы не успели ослабить паруса, парусник весом в полтонны резко подбросило кверху, а затем швырнуло в сторону При этом металлическую мачту как спичку переломило в двух метрах от основания, и она бессильно рухнула на дорогу.
Дело принимало серьезный оборот. За всю историю предыдущих переходов мне приходилось терпеть такую аварию дважды. В одном случае выручил шофер случайно оказавшейся неподалеку от нас машины. Он доставил яхту в Комсомольск. Во второй раз мы заменили сломанную мачту запасной и продолжили путь. Сейчас запасной мачты не было. Первое, что пришло в голову, — забрать воду, еду, компас, карту, ружье и пешком возвращаться в Комсомольск. Однако после тщательного осмотра я пришел к выводу, что мачту можно поставить, используя укороченный вариант. Не мешкая, принялись за работу.
Ремонт длился весь день. Ветер, как нарочно, затих. Пришлось на солнцепеке пилить, сверлить, укорачивать все тросы и канаты. Досаждали мухи, откуда-то появившиеся москиты. Но с работой мы справились успешно. Мачта стала, кажется, надежнее, чем прежде.
На следующий день продолжили переход. Устюрт смилостивился и, наконец, подарил нам отличный боковой ветер, благодаря которому мы неслись со скоростью около 70 километров в час. Временами яхта испытывала безжалостные удары притаившихся в кустах камней. Приходилось продираться и сквозь сплошные заросли низкого кустарника, простиравшегося на десятки километров, и обжитые ядовитыми змеями, скорпионами, фалангами. Как сейчас вижу удобно разлегшуюся на ветвях песчаную эфу.
Впереди замаячили неясные контуры металлической башни. Первая половина пути близится к завершению. Яхта в порядке. Правда, обнаружилась пропажа двух пластмассовых баллонов из-под воды и бензина — очевидно, вылетели из яхты при ударе и затерялись в кустах. До еле заметной башни радиорелейной станции не менее 20 километров. Ветер, как назло, снова стих, и мы вынуждены стоять сутки, вторые... Такое бездействие да изнуряющий зной угнетают неимоверно. Каждое легкое дуновенье ветерка вселяет надежду. Наконец-то он подул, но так, что яхта не может идти в нужном направлении. Сплошные заросли кустарника не позволяют нам маневрировать. Что греха таить, появляется даже заманчивое предложение повернуть обратно и с попутным ветром уйти в Комсомольск, восприняв весь пройденный путь тренировочной прогулкой. Но этого делать нельзя — до Комсомольска свыше 200 километров. При очередной «шутке» ветра мы рискуем остаться на неопределенное время в пустыне, имея в наличии всего пять-шесть литров воды.
Во второй половине дня ветер меняет свое направление. Воспользовавшись благоприятным моментом, мы спешим к радиорелейной станции, где есть все необходимое. А главное — вода! К вечеру цель удалось достичь. Гостеприимный хозяин «релейки» — молодой парень родом из Севастополя — работает за двоих: напарник уехал в отпуск. Станция огорожена высоким проволочным забором от волков. Одиночество севастопольца скрашивают два щенка и необыкновенная кошка, которая, по его словам, сотнями уничтожает скорпионов.
На станции мы остаемся на ночлег, а утром с полным запасом воды и подгоняемые попутным ветром, вновь отправляемся в путь. Только теперь уже — в обратную дорогу. Наконец, благополучный финиш. Наша «Ин-ро-3» остается на зиму у друзей в Комсомольске. Расстаемся до следующего путешествия. Очередной маршрут — в глубины Устюрта.