Знать бы где упадешь...
Французу Стефану Пейрону первому в мнре удалось пересечь Атлантический океан на парусной доске без сопровождения. Доска, размерами больше обычной спортивной, была спроектирована специально для этой цели. Переход начался 10 июня в Нью-Йорке, продолжался 47 суток и закончился 27 июля в Ла-Рошели. Не обошлось и без приключений. Однажды, когда отважный француз спал, в доску чуть было не врезалось большое судно. Затем, уже в неспешном туристском плавании из Ла-Рошели на родину — в городок Ла-Бель. он, замечтавшись, упал за борт, если можно так сказать о парусной доске, и с трудом настиг ее вплавь.
После окончания рейса Стефан Пейрон торжественно заявил: «Больше — никогда!»
Регата только для любителей
В 1986 году в крейсерских регатах на Канарских островах стартовало такое количество участников, что эти соревнования попали в «Книгу рекордов» Гиннеса. История еще не знала такой армады яхт, плывущих в Атлантике,— 204 судна! Администрация Канарских островов, удивленная столь небывалым успехом, решила вложить деньги еще в одну регату. По условиям участие в ней могут принять яхты длиной от 10,7 до 22,4 м, не имеющие спонсоров, а экипажи — профессионалов.
Скорость в новом измерении
Известно, что в добрые старые времена скорость судна измеряли с помощью незамысловатого лага, который представлял собою намотанный на вьюшку трос с узлами-отметками, к концу которого было привязано нечто вроде плавучего якоря. Якорь кидали с кормы за борт, трос начинал разматываться, а матрос считал количество узлов, сошедших с вьюшки за определенное время, которое старпом отмерял по песочным часам. Когда песок полностью пересыпался, он кричал: «Стоп!» Число сошедших с вьюшки узлов и соответствовало скорости судна в узлах.
Рассказывают, что когда на одном чайном клипере, направлявшемся из Китая домой, недосчитались нескольких палубных матросов, капитан пополнил команду местными рабочими-кули. При очередном измерении скорости одному из них было поручено держать вьюшку. И вот якорь лага бросили за борт, трос начал быстро разматываться. Рабочий по всем правилам крепко держал вьюшку на весу. Судно шло на приличной скорости. Когда в песочных часах оставалось чуть-чуть песку, трос весь размотался, дернул вьюшку — и бедный кули полетел за борт. Как только его голые пятки сверкнули в воздухе, песок в часах весь пересыпался и старпом крикнул: «Стоп!»
Дремавший у мачты на складном стульчике капитан приоткрыл один глаз и поинтересовался: «Какая скорость, помощник?»
«Семнадцать узлов и китаец, сэр», — небрежно ответил тот.
«Прекрасно. — кивнул капитан. — Так держать!».
Пираты-спасатели
Товаро-пассажирское судно «Нусантара», плывшее из Мерака в Беликпапан (город на острове Калимантан), было настигнуто в Яванском море штормом. От сильного волнения обшивка разошлась, и в трюм хлынула вода. Капитан приказал послать в эфир сигнал бедствия. Первыми, кто откликнулся на этот сигнал, были... пираты. Два катера быстро приблизились к судну и попытались взять его на буксир, чтобы вывести из индонезийских территориальных вод. Только своевременное появление патрульного корабля индонезийских ВМС спасло груз и пассажиров «Нусантары». Один пиратский катер был задержан, другому удалось уйти.
Гулливерам вход воспрещен
На восточном и западном входе в сингапурский порт вскоре будет работать лазерная система для измерения полной высоты надводной части входящих в порт судов. Система будет подавать сигнал тревоги при высоте судна более 53 м. Дело в том, что над акваторией порта на высоте 57 м проложена канатная дорога, соединяющая главный остров с «туристическим» островком Сентоза. В 1983 г. одно из судов высокой 62 м задело трос дороги и разорвало его. Две кабины подвесной дороги упали в воду, погибло 7 человек. Лазерная система позволит в будущем избежать таких несчастных случаев.
Есть музыка, будет и пудинг
В XVIII веке на кораблях ВМС Великобритании был обычай готовить для экипажа рождественский пудинг, причем непременно с изюмом. При этом кок и его помощники, перебирая изюм, не переставая что-то насвистывали.
Такие музыкальные упражнения не являлись свидетельством их хорошего расположения духа. Просто матросы, слыша непрерывный свист, надеялись, что хоть какая-то часть изюма попадет все же в пудинг, а не в рот корабельным кулинарам.
Бетси-капитан
Может ли женщина в течение многих лет плавать капитаном? Такой вопрос вызвал бы у морских волков эпохи паруса гомерический хохот. Это и в наши дни представляется делом, далеко не обычным, а 150—200 лет назад казалось и вовсе невозможным. Тем не менее...
В 30-х годах прошлого столетия хорошо известный ирландским морякам старый, потрепанный штормами северных морей бриг «Клетус» из Сальткота называли в портовых тавернах не иначе как «корабль с капитаншей». Дело в том, что командовала им мисс Бетси Миллер. Когда-то приобрел этот парусник и был его капитаном отец Бетси — торговец лесом. С малых лет плавая с отцом, девочка привыкла к морю и нелегкой жизни моряков. Повзрослев, она выразила «странное желание» — попробовать самостоятельно управлять «Клетусом». И еще более странно, что отец не только удовлетворил эту просьбу, но и вообще уступил дочери пост капитана.
Он не ошибся. Бетси Миллер стала признанным знатоком морского дела. Ее отличали такие «чисто мужские» качества, как завидное хладнокровие, железная воля и решительность. Благодаря такому капитану старый бриг выходил невредимым из многих самых опасных положений, хотя присутствие женщины на борту считалось в те времена явной причиной любых несчастий. Больше всего удивляло то поистине необъяснимое обстоятельство, что все, кто плавал под началом капитана Бетси, неизменно отзывались о ней с величайшим уважением. Как известно, капитанам-мужчинам заслужить подобное единодушие удается крайне редко!
Зачем дельфины выпрыгивают
Многие по наивности полагают, что дельфины делают так от радости. Однако, это неверно. Как установил зоолог Роберт Блейк из университета Британской Колумбии с помощью разработанной им математической модели и последующего анализа поведения рыб в воде, дельфины выпрыгивают из воды для того, чтобы увеличить скорость движения. Оказывается, при скорости пять метров в секунду дельфин, выпрыгивая из воды, увеличивает ее еще на три метра. А это немаловажно во время охоты на других рыб.
На курсе — корова
Когда на яхте раздается такой окрик, вряд ли можно отнестись к нему серьезно, особенно если яхта идет в водах Атлантики. И все же...
Капитан яхты «Тахоэ-V », участвовавшей в гонке Каус (Англия) — Динар (Франция), счел эти слова своего матроса не особенно остроумной шуткой. Однако, через несколько секунд убедился, что тот шутить и не собирался: с левого борта действительно плыла чудесная корова нормандской породы. Когда же через три дня на обратном пути «Тахоэ-V» снова встретила в море корову, то капитан стал утверждать, что животное то же самое, а он — великолепный навигатор. Но дело здесь, видимо, в другом; быть может, в широко распространенном нелегальном экспорте коров морем из Нормандии в Англию?
Новый музей
Во французском городке Антибе недавно открылся морской музей. Экспонаты демонстрируются в нем самые разные: от модели Колумбовой «Санта-Марии», сделанной из 1 500 000 спичек, и коллекции тросточек из акульих позвонков до стопятидесятилетнего вельбота с Азорских островов.