После того, как 9 сентября яхта «Икар» отошла от причала яхт-клуба Николаевского кораблестроительного института, вся информация о плавании свелась к скупым строчкам радиограмм и коротким рапортам капитана из портов захода.
Вот как рассказывает о переходе Варна — Санта-Крус-де-Тенерифе Борис Степанович Немиров:
«В Черном море шли штилями. В пролив Босфор вошли вечером 16 сентября. Очень напряженная обстановка — много судов, паромов, сильное течение. К вечеру 17.09.87 г. осталось позади Мраморное море.
Эгейское море, как и в прежние походы, пролетели за одни сутки. В Коринфском заливе и Ионическом море много штилевали или шли слабыми встречными ветрами. Полагал в западную часть Средиземного моря пройти Тунисским проливом. Но уже через несколько часов ветер резко изменился и выгодный галс привел к Мессинскому проливу.
Вдоль северного берега Сицилии двигались двое суток. Штилели у о. Вулькано. Сардинию не видели, «проплыла» где-то за горизонтом. К испанскому берегу шли лавировкой.
Попробовали «сунуться» в море Альборан. Лавировке очень мешало встречное течение из Гибралтара. Вдобавок свежий западный ветер стал крепчать. Барометр падал, поэтому решили пойти под прикрытие мыса Меса-де-Рольдан. Стали на якорь в бухте Карабонерос».
На этом участке были и дожди, и шквалы. Порвали пополам грот. Но не беда: швейная машинка на яхте есть и для опытного парусного мастера В. Терняка не составило труда починить парус.
«С якоря снялись на рассвете. За полтора суток пересекли море Альборан и последующие трое суток лавировали у самого африканского берега. К проливу Гибралтар у мыса Альмина вышли вечером 9 октября. Участок Гибралтар — Канары (700 миль) преодолели спокойно. 17 октября около семи утра уже были в Санта-Крус-де-Тенерифе.
Времени на первый этап затрачено на неделю больше расчетного. Причина — поздний выход из Николаева. В западной части Средиземного моря уже осень».
Как было запланировано, два члена экипажа должны были возвратиться домой, как только «Икар» прибудет на Канарские острова. В Николаев вернулись Борис Яковлев и Сергей Прусов. Б. Яковлев был приглашен для участия в первом этапе похода как штурман-наставник.
Он рассказывал:
— Ребята на «Икаре» как на подбор: дружные, трудолюбивые, исключительно дисциплинированные, отлично знают и специфику плавания на яхте. К тому же еще веселые. Братья Кузнецовы хорошо овладели штурманским делом. «Мастер на все руки» Володя Терняк — находка для экипажа. Андрей Марков грамотно обслуживает энергетическое хозяйство яхты, к тому же исполняет обязанности дублера врача. Капитан Борис Немиров и его старший помощник Анатолий Кузнецов успевают вести и гидрологические исследования. Техническая справка о проделанной ими работе по заданию АтлантНИРО передана по назначению. Саша Плякин, занимаясь научной работой, стал настоящим коком. В меню стала часто появляться свежая рыба. (Кстати, за три предыдущих плавания николаевских яхтсменов была поймана только одна рыба — сушеная вобла, подцепленная кем-то из шутников на крючок спиннинга, болтавшегося за кормой.)
Экипаж все время в курсе событий в родной стране и за ее пределами. Один раз в сутки включается радиоприемник для сверки точного времени с Москвой. Тогда же все слушают последние известия. Александр Плякин оказался прекрасным гитаристом. Он сочинил мелодию, а Александр Кузнецов слова песни икаровцев. По мнению авторов и экипажа, она еще будет обогащаться и совершенствоваться. Все отпускают бороды. Только капитан ежедневно свежевыбрит — привычка.
В порту Санта-Крус-де-Тенерифе экипаж был тепло встречен ремонтной командой советского рыболовного судна. Здесь ребята впервые после тридцатидевятидневного похода приняли горячий душ из пресной воды. Четверо суток общались с гостеприимными моряками. Б. Немиров прочитал для них лекцию об истории развития парусного спорта. Тут же, в порту, перебрали и починили паруса, взяли на борт две тонны пресной воды, пастеризованное молоко, ананасы, бананы, груши, яблоки, несколько мешков картошки Кок с рыболовецкого судна помог законсервировать колбасу.
Из последнего рапорта капитана: «Основные, намеченные на Канарские острова, работы сделаны. По одному-два раза сходили в город и на пляж. Завтра уходим в море. Теперь вестей от нас не будет долго. Идем на Австралию в порты Хобарт или Сидней (по обстановке)».
Действительно, получение новых вестей зависит от того, как часто «Икару» посчастливится через свою радиостанцию «Ласточка» держать связь с советскими судами в этом районе и через них передавать вести о себе. Набор частот радиостанции «Икара» 2182, 2464, 2535, 2585 кГц.