С лихим яхтсменом-профессионалом Брайаном Хэтли мы знакомы по фестивалям учебных парусников. На ого визитных карточках изображен 40-футовый бермудский шлюп "Ленивец из Кипа". Указан, как полагается, и почтовый адрес Хэтли, только разыскать его по этому адресу можно разве что глубокой осенью или зимой, когда шлюп стоит на осушке, и капитан подновляет, чинит свой плавучий дом.
Хэтли сравнительно недавно стал владельцем шлюпа. До этого он работал капитаном "Ленивца" по найму и копил деньги, чтобы выкупить яхту. Зарабатывая свой трудный хлеб в парусной школе открытого моря. Брайан приобрел завидный авторитет. Иначе чем объяснить, что к нему вновь и вновь возвращаются мальчишки, девчонки и взрослые, однажды совершившие свой первый парусный вояж на "Ленивце".
Брайан на стоянке вечно занят делом, его постоянно видишь одетым в робу. Но и парадный костюм он умеет носигь. как актер смокинг. Выходная пара или тройка придают ему вид респектабельного господина.
Одно время он пользовался моноклем на черном шнурке — у капитана проблема со зрением. Старомодная стекляшка забавляла его молодых подопечных, давала повод для шуток многочисленным друзьям. Хэтли не обижался, отшучиваясь короткими фразами. Он не способен на монологи, говорит, словно отдает команды. Это стиль людей действия. к которым, вне всякого сомнения, принадлежит капитан "Ленивца".
В сложных ситуациях реакция Брайана молниеносна, решения часто нестандартны. Как-то в Северном море по курсу яхты всплыла подводная лодка. Шлюп шел в гонке под спинакером. Пеленг на подлодку не менялся. Суда быстро сближались, но подводники и не думали уступать дорогу. Брайан решил передать лодке понятный всем морякам мира сигнал: "Ваш курс ведет к опасности". Передающим устройством "морзянки" избрал молоток и гребной вал яхты. Вахта акустиков на подлодках постоянна. Приняв неоднократно повторенные удары металлом по металлу в композиции две точки — тире, лодка "прозрела" и шарахнулась в сторону от "Ленивца", имевшего право сохранять курс неизменным.
А недавно Брайан пришел в Абердин с грузом рыбы, которым его щедро наградили шотландские рыбаки.
Дрейфующий тралбот заметили с "Ленивца" возле самых прибрежных скал. Судно не управлялось — на винт намотался трос. Легким ветром бот несло на камни. Хэтли подал рыбакам буксир и включил на полный ход двигатель. Остановить дрейф не удавалось. Тогда он поставил еще и паруса и на курсе бейдевинд с помощью совместно работающих парусов и двигателя начал медленно увлекать бот в сторону от скал. Скорость необычной буксировки не превышала половины узла — бот по осадке и водоизмещению значительно превосходил яхту, но та упрямо, медленно, но верно, тянула на ветер.
Вскоре подоспели спасатели, вызванные по радио. Тогда-то и получил Брайан вознаграждение рыбой за необычную спасательную операцию. Наш экипаж тоже отведал свежей макрели, камбалы и скатов. Брайан раздавал рыбу на яхты ведрами, уверяя, что она досталась ему даром.