Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Истории / Знаменитые корабли / 1998 год / Биография знаменитого барка «Товарищ»
    Краткое оглавление
    Барк «Товарищ» (Украина) Основные данные Примечания


    Подкатегории раздела
    Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории


    Поделитесь информацией


    Похожие статьи
    Океанский парусный корабль «Товарищ»
    Удивительное спасение барка «Индевр» Джеймса Кука
    Интервью с Иваном Шнейдером — капитаном барка «Крузенштерн»
    Первые рейсы огромного барка «Седов»
    Гибель трехмачтового барка «Маркиз»
    История знаменитого парусника «Рижский корабль»
    Столкновение судна «Товарищ» с итальянским пароходом «Алькантара»
    Геннадий Васильевич Коломенский — Капитан барка «Крузенштерн»
    История четырехмачтового барка «Альбатрос» («Катанга»)
    22-й рейс после ремонта барка «Седов»
    Интервью с капитаном барка «Седов» Алексеем Перевозчиковым
    Юбилей четырехмачтового барка «Крузенштерн»
    История знаменитого российского катамарана «Иван-30»
    Сообщения: искусство, «Товарищ», дизайн, парус, украшение...


    Биография знаменитого барка «Товарищ»

    Год: 1998. Номер журнала «Катера и Яхты»: 164 (Все статьи)
              0


    В далеком 1924 г. это славное имя "Товарищ" получило самое первое советское учебное парусное судно. То был с огромным трудом восстановленный и вооруженный четырехмачтовый барк — бывший джутовый клипер "Лауристон", некогда купленный Россией для использования на севере в качестве буксируемого лихтера. Много можно рассказывать об этом замечательном судне, погибшем в годы Отечественной войны, но здесь мы упомянули его мимоходом — в связи с тем, что по доброй флотской традиции уже после войны его название унаследовало другое парусное учебное судно, принявшее у "Товарища-I" эстафету. И это судно, которое, например, английская газета "Трейд Виндз" называет одним из самых знаменитых в мире парусников, сегодня в беде: оно, по словам корреспондента этой газеты Джона Лэнделаса, "уныло стоит в Ньюкасле-Апон-Тайне и нет у него пока никакой перспективы".

    Информация об изображенииБарк «Товарищ» с высоты птичьего полета
    Барк «Товарищ» с высоты птичьего полета
     
    История этого второго "Товарища" начинается 65 лет назад: 3 мая 1933 г. на гамбургской верфи "Блом и Фосс" было спущено на воду трехмачтовое учебное парусное судно1 для германского ВМФ, при крещении получившее имя "Ниобе". Вскоре же оно было переименовано в первый раз и стало называться "Горх Фок" — по псевдониму известного в те годы немецкого писателя-мариниста. До 1939 г. парусник успел совершить несколько учебных плаваний с будущими офицерами кригемарине, а в самом конце войны при выходе из Штральзунда подорвался на мине и затонул. В 1948 г. судно было поднято нашими спасателями, в счет репараций его передали СССР и поставили на ремонт в Висмаре. Двумя годами позже на нем подняли советский флаг и он под новым названием "Товарищ" впервые после войны вышел в море. Командовал им в то время И.В. Трескии.

    Судно было решено передать Херсонскому мореходному училищу и вскоре оно совершило далеко не простой переход из Ленинграда вокруг Европы на Черное море.


    Первое значительное плавание "Товарища" состоялось в 1957 г. под командованием опытнейшего парусного моряка В. Васильева. 24 000-мильный рейс был продолжительным: через Гибралтар вышли в Атлантику, обошли вокруг Африки, пересекли Индийский океан, посетили ряд портов Индонезии и Индии и вернулись обратно в Одессу. Тогда "Товарищ" впервые после восстановления пересек экватор. Третьим помощником капитана на нем шел О.П. Ванденко, некогда появившийся на этом судне курсантом, а в дальнейшем в течение 20 лет командовавший парусником.

    Информация об изображенииВерфь «Блом и Фосс». Спуск судна на воду 3 мая 1933 года
    Верфь «Блом и Фосс». Спуск судна на воду 3 мая 1933 года
     
    Особую известность "Товарищу" принесло участие в юбилейных торжествах в Америке по случаю 175-летия фрегата "Констеллейшн", ставшего кораблем-музеем. Через два года — в парусных гонках Операции Парус в Гдыне и еще через два года — в Нью-Йорке наш парусник финишировал первым. Примечательно, что во время этих регат "Товарищ" непосредственно соревновался со своим "собратом" — западногерманским барком "Горк Фок", фаворитом гонок предыдущих лет. И, как видим, побеждал, хотя германское судно несколько крупнее "Товарища" и несет большую площадь парусов. Очевидно Олег Ванденко — из числа тех капитанов, которые, как было принято раньше говорить, могут прибавить полузла хода любому судну.

    В одном из интервью О. Ванденко отвечал на вопрос — есть ли смысл моряка, которому предстоит водить атомоходы, учить на "гриновском кораблике". Ответ был таким: "На паруснике моряк и море — глаза в глаза, здесь гораздо острее, каждой жилкой чувствуешь ежесекундное взаимодействие судна, ветра и волн, здесь в повседневном тяжелом труде взращиваются такие ценнейшие для моряка качества, как коллективизм, взаимовыручка, умение не теряться в сложных переделках..."


    Заместитель начальника Херсонского морского колледжа Александр Фомин рассказывает:

    — За 63 года своей корабельной жизни "Товарищ" прошел более 500 тысяч миль. т. е. 22 раза обогнул Земной шар по экватору. Он побывал в 102 портах 87 стран мира. А главное — это то, что на нем прошли неповторимую школу морской выучки свыше 15 000 воспитанников морских учебных заведений, в том числе — представители 12 зарубежных государств. Полторы тысячи из них стали капитанами дальнего плавания. И только добром поминают школу под парусами со славным именем "Товарищ".

    Корабли, как люди. Рождаются в тяжких и радостных муках, проносятся по жизни на парусах молодого задора, набираются опыта, расплачиваясь многочисленными ссадинами, рубцами на сердце. Как люди, корабли оставляют после себя какой-то след Товарищ последние годы плавающий под флагом Украины запомнится не только участием в океанских регатах и морских праздниках. Он нес почетную службу и честно выполнял свой долг. Но возраст брал свое. Все тот же хорошо известный морякам-парусникам всего мира Олег Ванденко 12 апреля 1995 г. повел судно к берегам Великобритании на ремонт.

    Информация об изображении«Товарищ» в море. Рисунок Фрэнка Брейнара (США)
    «Товарищ» в море. Рисунок Фрэнка Брейнара (США)
     
    — Почему именно туда? — интересуюсь я у хозяев парусника.

    — В Херсон в марте приезжали англичане, осматривали барк и обещали реставрировать его, на что планировалось затратить около 800 тысяч долларов, на уникальных условиях: бесплатно, в счет резервирования мест для мальчиков из малообеспеченных английских семей. Ремонтники из "Эй энд Пи Эпплдор Лтд" согласились на оплату работ по себестоимости. Компании, расположенные вдоль берегов. Тайна, пожертвовали необходимые материалы. Словом, Украине потребовалось найти только 50 тысяч долларов на сам переход в Англию. 12 мая "Товарищ" пришел в Ньюкастл, а уже на следующий день у него истек срок регистровых документов на право плавания.


    Как писала упоминавшаяся выше английская морская газета "Трейд Виндз", хорошо знакомый британцам — неоднократно бывавший у берегов туманного Альбиона парусник "пришел на Тайн с возвышенными надеждами на то, что ремонтные работы будут завершены за два месяца — к лету, и он успеет присоединиться к армаде судов, регулярно принимающих участие в очередной регате "Катти Сарк".

    Корабль поставили в док и обнаружили значительные повреждения корпуса в подводной части, в районе машинного отделения. Выяснилось, что барк нуждается в обновлении значительной части наружной обшивки и внутренних конструкций корпуса. По некоторым оценкам, в результате этого уточнения стоимость необходимого ремонта возросла до 3,2 миллиона долларов. Состояние корпуса и главного двигателя стало основанием для "технического ареста", которому подвергся барк.

    Об участии в регате-95 вопрос уже не стоял: "Не до жиру". Выжить "Товарищ" сможет лишь при деятельном участии в его судьбе вышестоящих инстанций. Таковыми вице-премьером Украины Иваном Курасом были определены: Минтранс, Минэкономики и Минфин страны. Но 3.2 миллиона — сумма внушительная.

    — Имеется несколько вариантов ‘'реанимации" корабля, — продолжает повествование А.Фомин. — Один из них — "подлатать" парусник и привести его на Украину или хотя бы в Прибалтику, а здесь — довести "до ума". Однако и для "латания" требуются немалые средства. Другой вариант — восстановление парусного патриарха с привлечением иностранных инвесторов. Уже поступили первые предложения от тех же англичан, от посольства Германии на Украине. Вероятнее всего, какие-то выводы можно будет сделать после вердикта правительственной экспертной комиссии...

    Информация об изображенииДва капитана «Товарища»: О. Ванденко (слева) и В. Васильев
    Два капитана «Товарища»: О. Ванденко (слева) и В. Васильев
     
    Но даже если средства на аварийный ремонт будут найдены, где гарантия, что по возвращении "Товарищ" не будет изничтожен — не станет жертвой некоторых сухопутных "морских" чиновников, которые открыто заявляют: "Кому нужен этот дорогостоящий старый хлам?".

    С просьбой прокомментировать ситуацию обращаюсь в Департамент морского и речного транспорта Минтранса Украины.


    — Учебный флот к нашему ведомству не относится. — уверенно говорит начальник отдела кадров департамента Юрий Нестеров. — Все такие суда — на балансе соответствующих учебных заведений, так что принадлежат не нам, а Министерству образования.

    — Но ведь там их даже некому курировать, ведь все морские специалисты — в пароходствах, в мореходках, в вашем департаменте, наконец?

    — Абсолютно справедливо, — констатирует Юрий Федорович.

    Итак, учебный флот оказывается переданным не по назначению — в самое нищее министерство.

    Плавания учебных судов сегодня, когда в СНГ повсеместно не очень-то высоко оплачиваемые преподаватели даже зарплату получают нерегулярно, стали редкостью, очереди на выход в рейс на "учебниках" — огромны...

    И выходит, что сигнал бедствия легендарного судна напрочь не слышат ответственные лица. А пока сердобольные англичане и немцы ведут сбор средств, необходимых на ремонт "Товарища", его бессменный капитан О. Ванденко, стармех Ю. Кущенко, штурманы В. Карпенков и В. Фесенко, старший боцман Е. Датченко, электромеханик А. Устинов, начальник рации В. Табала, старший матрос О. Бабич — зимуют на борту стоящего на приколе корабля. Моряки выполняют обязанности сторожей и с трудом обеспечивают жизнедеятельность борющегося за существование "белого лебедя"...

    Когда материал готовился к печати, поступило сообщение, что английская фирма "Девелопмент Корпорейшн" выделяет грант в 400 тысяч фунтов стерлингов на двухгодичное содержание "Товарища". В течение этого срока украинской стороне необходимо изыскать 3 миллиона уже не долларов, а фунтов для восстановления корабля.

    Итак, очередная отсрочка.

    Сложится ли дальнейшая морская биография "Товарища"? Вопрос открытый. Если же предположить худший вариант, то хотя бы надо проводить заслуженный парусник на отдых достойно и превратить в судно-музей.

    Уверен, многие тысячи российских и украинских моряков поддержат такое мнение. А пока все мы еще надеемся на реанимацию судна. Неужели придется снимать шляпу: "Господа, подайте "Товарищу"!


    Барк «Товарищ» (Украина)


    Информация об изображенииСхема барка «Товарищ»
    Схема барка «Товарищ»
     
    Год постройки — 1933

    Учебное судно Херсонского морского колледжа (порт приписки — Херсон).

    Классический барк — трехмачтовое судно с сухой бизанью — несет 23 штатных паруса общей площадью 1812 м2. Самый большой прямой парус — грот (164 м2). самый большой из косых парусов — грот-бом-брам-стаксель (106.3 м2). Мачты — стальные высотой (со стеньгами): фок- и грот — 47.4 м, бизань — 39.7 м. Диаметр грот-мачты: 700-350 мм. Реи — длиной до 21 м.

    Корпус стальной клепаный с двумя непрерывными палубами, удлиненными баком и ютом. Коэффициент полноты корпуса 0.45 (для сравнения: аналогичный показатель строившегося как грузовое судно "Седова" — 0.69).

    Основные данные


    Информация об изображенииФотография барка «Товарищ»
    Фотография барка «Товарищ»
     
    Длина, м:
    наибольшая с бушпритом82.6
    наибольшая без бушприта73.7
    между перпендикулярами62.0
    Ширина на миделе, м12.0
    Высота борта, м7.3
    Осадка корпусом (без киля), м4.5
    Водоизмещение, т1510
    Мощность вспомогательного двигателя, кВт369
    Скорость под мотором, уз.7
    Экипаж/число курсантов, чел.45/145

    Примечания


    1. Можно сказать, что оно было первым в серии из пяти практически одинаковых учебных барков, построенных на той же верфи за период с 1933 по 1958 гг. Это дало основание предложить провести отдельную гонку этих пяти судов — "пяти сестричек". На сегодня по-настоящему плавают только три из них: американский барк "Игл", германский "Горх Фок (II)" и португальский "Сагреш". Румынский барк "Мирна", похоже, в море уже не выходит, как, увы, и украинский "Товарищ", о котором идет речь.


    Понравилась ли вам эта статья?
    +3

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    200 миль с обломком руля, или ни фига себе — прокатились!
    Пересечение США «по диагонали» на катере
    Юбилей четырехмачтового барка «Крузенштерн»
    Первый поход на самодельном паруснике по Обскому морю
    Туристический флот на озере Селигер в 30-х годах
    Драма «Мэри Джин» из книги «Человек за бортом»
    Кругосветные путешествия волгоградцев на яхтах «Аира» и «Арго»
    Капитанский путевой дневник плавания на яхте «Арго» в 1996 году
    Цифры и факты из истории судна «Британия»
    Новые варианты королевского судна «Британия»
    Высоко в горах Саксонии и Швейцарии на... яхте
    Двойная жизнь гонщика и конструктора катеров Дона Аронау
    История знаменитого российского катамарана «Иван-30»
    Рассказ «Секрет успеха» Евгения Смургиса
    Вояж семьи Гладковых на бригантине «Авось» по водам Европы

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Биография знаменитого барка «Товарищ»

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Под парусами на концерт Майкла Джексона
    Мнение кораблестроителя Юрия Саруханова об аварии «Титаника»
    Рекордное плавание Евгения Смургиса на лодке «Пелла-фиорд» в 1990 году
    Отдых на Ладоге на катамаране «Альбатрос»
    Нетлей-регата водномоторников в программе Олимпиады 1908 года
    Водно-моторный спорт — ровесник века
    Кругосветное плавание на яхте «Апостол Андрей»
    Дневники капитана яхты «Апостол Андрей»
    «Призрак на реке Миссисипи» — рассказ Марка Твена
    Антарктический участок экспедиции на макси-яхте «Урания-2»
    История парусника «Штандарт» Петра Великого и его современной копии
    Российский гребной марафон
    Пересечение Берингова пролива на аквабайке
    История известной американской фирмы «Fountain Powerboats»
    Забавные истории про заядлого рыбака Сергея Михайловича


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 39 + 37 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории