Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
Следить за появлением новых статей:
Читать @barque_ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Истории / История флота / 2002 год / История первой массовой морской яхты «Л-6»
    Подкатегории раздела
    Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории


    Поделитесь информацией
    Твитнуть


    Похожие статьи
    85-летняя история яхты-ветерана «Утеха»
    Приспособление для морской рыбной ловли с яхты
    Опыт постройки и эксплуатации яхты микро-класса «Морской кот»
    История тридцатилетней парусной яхты «Варяг»
    История яхт-клуба Балтийского морского пароходства
    Фантастическая морская история Владимира Леонидовича Дурова
    Яхты на колесах — первый чемпионат Европы
    Загадочная морская история о паруснике «Сибэрд»
    История яхт-клуба имени А. Грина
    Первые впечатления от яхты «Сатурн» класса «однотонник»
    Мини-яхта «Морской конек» для спортивных плаваний
    Первое плавание самодельной яхты «Русь»
    Построена яхта «Миния» по проекту «Морской конек»
    История возникновения яхт-клуба «Парус»



    История первой массовой морской яхты «Л-6»

    Год: 2002. Номер журнала «Катера и Яхты»: 180 (Все статьи)
              0



    В декабре этого года исполняется 40 лет с того момента, когда от нас ушел замечательный человек, талантливый яхтенный конструктор Анатолий Петрович Киселев, автор ряда замечательных судов. Лучшим памятником ему стало воплощение в жизнь проекта Л-6 — первой массовой морской яхты отечественной постройки, на палубе которой было воспитано не одно поколение наших яхтсменов. К сожалению, Анатолию Петровичу так и не суждено было увидеть свое детище на воде. Его памяти редакция посвящает эти материалы.


    Основные данные яхты


    Информация об изображенииОсновные чертежи яхты "Л-6"
    Основные чертежи яхты "Л-6"
     
    Длина, м
       по палубе12.5
       по КВЛ8.6
    Ширина, м2.8
    Осадка, м1.8
    Водоизмещение, т6.34
    Вес фальшкиля (чугун), т3.27
    Площадь парусности, м259

    Сегодня молодые яхтсмены с "Картеров" и "Конрадов" снисходительно поглядывают на эти суда-ветераны. Деревянные корпуса "классической", как теперь называют, формы, деревянный же рангоут и видавшие виды, много раз перешитые паруса. Совсем по-другому смотрят на них опытные капитаны, гоночная молодость которых начиналась на "шестерках". Именно на них наши яхтсмены освоили всю Балтику, Черное море, а затем впервые вышли в Атлантику и Тихий океан. И вообще, роль этого класса яхт в развитии морского парусного спорта в стране трудно переоценить. Л-6 была первой крупной парусной яхтой морского плавания, серийный выпуск которой был осуществлен в послевоенные годы.

    Проект яхты отечественного национального класса Л-6 был разработан конструктором Ленинградской судоверфи ВЦСПС Анатолием Петровичем Киселевым в 1958 г. в соответствии с действовавшими тогда Правилами классификации и постройки спортивных парусных судов 1953 г.

    Главные размерения яхты должны были соответствовать обмерной формуле, имевшей вид


    где L, S и V — обмерные длина, площадь парусности и водоизмещение соответственно.

    В соответствии с проектом яхта представляла собой спортивное судно, в котором все было подчинено его гоночному назначению при минимальном соблюдении требований Правил по уровню комфорта. Форма корпуса во многом напоминала увеличенную яхту Р-5,5, в то время только что включенную в программу Олимпийских игр. Лучшие в СССР проекты "пятерок" -яхты "Дружба" и "Восток" — были разработаны именно А. П. Киселевым и построены на Ленинградской судоверфи. На этих яхтах наши гонщики К. Александров и В. Горлов заняли четвертое и седьмое места на первенстве мира в Англии в Пуле. Это был большой успех.

    Информация об изображенииАнатолий Петрович Киселев, 1953 г.
    Анатолий Петрович Киселев, 1953 г.
     
    По данному поводу Анатолий Петрович даже устроил банкет для строителей этих яхт и конструкторов, помогавших ему в разработке. "Стол" был накрыт прямо на траве, на лужайке в Центральном яхт-клубе.

    В 1962 г. было принято решение о постройке большой серии крейсерско-гоночных яхт. Выбор следовало сделать из двух проектов: 8 CR — Н. В. Григорьева и Л-6 — А. П. Киселева. Победило мнение капитанов-гонщиков: решено было доработать проект Л-6, учтя замечания и пожелания яхтсменов, и после изготовления и испытаний головного образца приступить к серийной постройке.

    Под руководством автора проекта была начата разработка рабочих чертежей. Но, когда до закладки новой яхты оставалось меньше полугода, неожиданно не стало Анатолия Петровича Киселева — смерть последовала 29 декабря 1962 г. Казалось, постройка яхты, если не совсем, то по крайней мере, по срокам, сорвется. Но пока решались вопросы на административном уровне, сотрудники КБ верфи с помощью опытного мастера Сергея Владимировича Витта в инициативном порядке приступили к разбивке корпуса на плазе и изготовлению необходимых шаблонов и лекал. Остановить эту работу уже никто не решился.

    Одновременно дорабатывался и сам проект. Изменения касались в основном внутреннего расположения и оборудования яхты. С целью лучшей обитаемости была изменена форма надстройки, проработана схема вооружения, повышена надежность рулевого устройства, введено леерное ограждение с носовым релингом (кормовой релинг добавили позже).

    Первые три яхты были построены в конце 1963 г. Желание создать хорошее мореходное судно, оборудованное в соответствии с современными требованиями, постоянно наталкивалось на технические трудности, к преодолению которых производство еще не вполне было готово. Серьезные проблемы возникли с применением новых для верфи клеев, смол, цветных металлов, нержавеющей стали и крепежных изделий. Большинство оборудования, дельных вещей и устройств приходилось разрабатывать на верфи и изготавливать в своих цехах (предметы яхтенного оборудования в СССР не производились, а о покупке их за рубежом и думать не стоило).

    Но, так или иначе, в октябре 1963 г., когда на палубу уже ложились первые снежинки, головная яхта Л-6 "Ангара" была спущена на воду, прошла по Петровскому фарватеру и вышла в Невскую губу. Первый капитан "Ангары" A. А. Яковлев — известный ленинградский архитектор — и присутствовавшие на борту капитаны, в том числе мастера парусного спорта Б. В. Мирохин и

    B. В. Горлов, отметили правильную посадку яхты, хорошую управляемость и ходкость. В целом, лодка понравилась, но капитаны высказали немало пожеланий и рекомендаций по доработке проекта на серию.

    В дальнейшем работники КБ верфи в течение каждой навигации старались принимать участие в гонках и дальних плаваниях на одной из "шестерок". По результатам наблюдений в проект ежегодно вносились некоторые изменения. Так, к 1970 г. увеличили высоту борта на 50-70 мм, перераспределили площадь парусности между гротом и стакселем, все оцинкованные детали на палубе заменили на нержавеющие.

    Выполнялись и требования будущих владельцев каждой конкретной яхты. Так, три лодки по просьбе заказчиков были оснащены топовым вооружением, позволившим резко увеличить площади стакселя и спинакера, что давало выигрыш на полных курсах и не очень влияло на увеличение гоночного балла по действовавшим тогда Правилам ЯОЯС (с появлением Правил IOR такое вооружение для "шестерок" стало нецелесообразным).

    Изменения не затрагивали лишь форму корпуса ниже линии борта. Обводы корпуса оставались неизменными до 1978 г., когда постройка яхт Л-6 была прекращена.

    Надо сказать, что яхты-"наследницы", выпущенные верфью после Л-6 ("Варяг", "Былина" и "Алькоры"), в целом мало отличались от прародительницы, да и по ходовым качествам оказались не намного лучше.

    Отрадно сознавать, что, несмотря на более чем сорокалетний срок, прошедший со времени постройки первой "шестерки", большая часть этих замечательных яхт до сих пор в строю. Благодаря усилиям экипажей большинство Л-6 ежегодно выходят в плавание, а некоторые продолжают участвовать в гонках.

    "Шестерка" стоит того, чтобы восстановить ее как национальный класс.


    Понравилась ли вам эта статья?
    +3

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Одиночное плавание на яхте «Эскада»
    Путешествие Владимира Сомова на надувной лодке «в никуда»
    Путешествие из Петербурга в Израиль на яхте «Daphnia»
    На углепластиковой гребной лодке «Ростов-на-Дону» через Атлантику
    Создание копии американского брига «Ниагара»
    Как катер стал катером: они были первыми
    Становление водно-моторного спорта и туризма в Сибири
    Морское путешествие вдоль берегов Греции
    В одиночку в океане на грани тысячелетий
    Вдвоем под одним одеялом в Белом море
    Учебный поход яхты «Хортица» в Таллинн в 1974 году
    Шитые лодки «водлозерки» народов Севера
    Арктическая кругосветка яхты «Сибирь»
    Как создавалась моторная лодка «ПК-5»
    Жизнь выдающегося кораблестроителя, или Можно ли построить броненосный крейсер с «рыбьим хвостом»

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    История первой массовой морской яхты «Л-6»

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Плавание в море на пограничном корабле «ПСКР 205 П»
    Старинные парусники Швеции построенные до 1900 года
    Микаэл Таривердиев: «Композиторы на Черном море»
    Три сообщения от российских яхтсменов-кругосветчиков
    Как катер стал катером: спорт и рекорды доУИМовской поры
    Поход яхт Ассоциации класса «Л-6» в Выборг
    Федор Конюхов: на веслах к Новому Свету
    Немного истории океанских весельных марафонов
    Как катер стал катером: рекорды времен становления водно-моторного спорта
    Научно-исследовательская подводная лодка «Aluminaut»
    Экспедиция парусника «Апостол Андрей» вдоль берегов Аляски
    Федор Конюхов: финиш в Америке с мировым рекордом
    Великой морской столице России исполнилось 300 лет
    Как катер стал катером: две «Синие птицы» сэра Малькольма Кэмпбелла
    Шлюпочный поход по маршруту Новосибирск-Волгоград


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 36 + 45 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории