Всего-то в часе езды на метро к югу от центра японской столицы, почти что сразу за компьютерно-суетливой Иокогамой, там, где воды Токийского залива соприкасаются с упрямым дыханием Великого океана, расположен город Иокосука — некогда известный как главная база японских военно-морских сил. Здесь обрел вечный покой, а можно сказать — и вторую жизнь в качестве музея, флагман императорского флота времен Цусимы — 100-летнего возраста линейный корабль «Миказа».
Вообще-то сохраняемых как памятники крупных боевых кораблей не так-то мало — можно поименно перечислить около 20. Достаточно, пожалуй, упомянуть три 45 000-тонных американских линкора или 40 000-тонный американский же авианосец; стоят на вечной стоянке и несколько крейсеров, начиная с нашей «Авроры». Стоят они все, как положено и живым кораблям, покачиваясь на плаву. А вот «Миказа», как настоящий монумент, непоколебимо стоит на суше — на городской набережной. Подход к превращению 132-метрового плавучего сооружения в памятник был совершенно необычен. Грубо говоря, небольшую часть акватории с причалом, у которого был ошвартован «Миказа», отделили от залива дамбой и засыпали грунтом. Так что сегодня линкор можно спокойно объехать на машине, если позволит администрация музея боевой славы, что вольготно разместился в приличном, 32-футовом чреве бывшего флагмана. Помогли в восстановительных работах, естественно, мудрые американцы, что скромненько содержат собственную военно-морскую базу в пяти минутах неторопливой ходьбы от главного символа японского морского превосходства.
Музей «Миказа» был открыт в 1961 г. — как раз в дни празднования 55-й годовщины Цусимы, и первым посетителем был американский адмирал Честер Нимитц (как говорили в солнечном Сухуми, «кто ужин платит, тот дэвушку и танцует»).
Местные историки величают Цусимскую победу 27 мая 1905 г. адмирала Хейхаширо Того (1847-1934) над российским Балтийским флотом (по нашей версии, 2-я Тихоокеанская эскадра) под командованием вице-адмирала Зиновия Рожественского самой грандиозной среди всех побед в морских сражениях новейшей истории. Еще бы: из 38 российских кораблей только 3 прорвались во Владивосток, остальные же были потоплены либо обезоружены. Коренастая статуя адмирала Того, ставшего к концу жизни еще и маркизом, возвышается рядом с «Миказой», и весь его сутулый облик символизирует знаменитый флагманский сигнал «Z», что значил — «Судьба империи зависит от этой битвы, и пусть каждый сделает все возможное»...
Солнечное февральское воскресенье, всего 10 утра, а по кораблю уже снует множество посетителей и характерно, что это не ротозеи-иностранцы, а исключительно местные! Много молодежи, что внимательно вчитывается в иероглифы, удостоверяющие, что когда-то Япония действительно была великой морской державой, покруче даже самой Великобритании. Входной билет на корабль-музей стоит 500 иен, что, по здешним меркам, очень дешево (это обычная желтая монетка достоинством около 150 рублей). Ходи где хочешь! Тут можно постоять на капитанском мостике, а можно влезть в башню и подержаться за казенную часть 12-дюймового орудия (всего на 15 200-тонном линкоре 38 разнокалиберных пушек и даже 4 торпедные установки). Я заглянул в небольшую каютку корабельного священника (у него, как и у командира корабля, помимо персонального гальюна имелась еще и глубокая чугунная ванна).
Есть и молельный угол, где всегда горят свечи, висят какие-то ритуальные плети да примостились на полке забавные маски, стрелы и флакончики с божественной жидкостью. В Японии синтоизм и буддизм сплелись воедино, так что моряк, как я понимаю, волен был молиться в зависимости от ситуации и душевного предрасположения к одной из вер.
В кают-компании все по-восточному помпезно и чопорно — темный плюш занавесок, богатая обивка стульев, вычурность мебели. Может, так же было и на Российском флоте? Не ведаю. В память врезалась лишь Ленинская комната «Авроры», где ленинградских подростков нещадно принимали в пионеры в далекие времена счастливого детства.
На всех палубах невероятная чистота, хотя на всем корабле встретился мне лишь один служитель — тот, что проверял билеты на трапе.
В корабле-музее открыто много различных экспозиций. Есть, например, выставка, посвященная англо-японским дружеским отношениям. Кстати сказать, ведь сам линкор «Миказа» сошел со стапеля британской фирмы «Vickers Co». Небольшой кубрик посвящен и «российской боевой славе». Все, вроде, правильно, но, конечно, с восточным акцентом.