Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
Следить за появлением новых статей:
Читать @barque_ru
 
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная / Истории / Знаменитые корабли / 2003 год / Научно-исследовательская подводная лодка «Aluminaut»
    Подкатегории раздела
    Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории


    Поделитесь информацией
    Твитнуть


    Похожие статьи
    Затонула прогулочная подводная лодка «Тигровая акула»
    Подводная лодка «Щ-421» под парусом
    Моторная лодка на подводных крыльях
    Научно-исследовательское общество по парусным яхтам ЯХТНИО
    Четырехместная моторная лодка Стрекоза
    Моторная лодка Акула
    Секционная туристическая лодка
    Моторная лодка «Альга»
    Моторная лодка ПК-5 из стеклопластика
    Какая лодка нужна путешественнику?
    Какая же лодка нужна путешественнику?
    Спасательная лодка в виде яйца
    Плотообразная лодка-катамаран для прокатных станции «Морской Конь»
    Лодка «ОЛ-1» из стеклопластика для охоты и туризма


    Научно-исследовательская подводная лодка «Aluminaut»

    Год: 2003. Номер журнала «Катера и Яхты»: 182 (Все статьи)
              0



    Ровно 30 лет назад, зимой 1971/72 гг, была выведена из эксплуатации и законсервирована одна из самых заслуженных научно-исследовательских подводных лодок мира — "Aluminaut". А за шесть лет до этого произошло событие, в котором принимал участие этот уникальный трехместный аппарат, что позволило вписать его в анналы истории. Однако сегодня, кроме специалистов, мало кто может и вспомнить об этом...

    Информация об изображении"Aluminaut" на морском дне во время погружения
    "Aluminaut" на морском дне во время погружения
     
    17 января 1966 г в 10 ч 22 мин, столкнувшись над Испанией с самолетом-заправщиком, загорелся и взорвался бомбардировщик ВВС США "В-52", причем одна из четырех находившихся на его борту водородных бомб типа "B-28RI" упала с высоты 10 км в Средиземное море вблизи маленького рыбацкого селения Паломарес. 21 января началась грандиозная поисковая экспедиция под кодовым названием "Сломанная стрела", в которой и приняла участие лодка "Aluminaut". Для поиска бомбы (длиной всего 3,5 м!) у побережья в этом районе было сосредоточено Оперативное соединение 65 — крупнейшее после Второй мировой войны соединение ВМС США. В него вошли 25 надводных и подводных судов 6-го флота США под командованием контр-адмирала Уильяма С. Геста, который заявил в интервью, что скорее предпочел бы командовать сражением, чем подобным поиском — 52-летний летчик-ас Второй мировой, надо полагать, знал, о чем говорил.

    Глубоководные поиски продолжались до середины марта. Во время одного из погружений "Aluminaut" оказался на грани гибели — "ползая" по склонам подводных возвышенностей в поисках бомбы, лодка набрала более 2 т грязи. "Когда мы решили подняться и освободились от обычной порции балласта — ружейной дроби — лодка не сдвинулась с места, — вспоминает инженер-электрик Джим Кони, — она должна была подняться, но не поднялась. Я покрылся холодным потом — не от страха, от удивления". Только установив оба руля глубины в положение "всплытие" и двигаясь вниз по склону холма для разгона, лодке удалось оторваться от поверхности дна.

    Всего за неполных два месяца было обследовано 260 различных подводных объектов. 15 марта "Aluminaut" и второй аппарат "Alvin" направились к точке, отмеченной на поисковой карте как "объект 261". Им и оказалась бомба, запутавшаяся в стропах собственного парашюта. Она лежала на глубине 772 м в 5 милях от берега на краю глубокой расщелины. Оставив "Alvin" возле бомбы "на дежурстве", "Aluminaut" тут же направился за подъемным оборудованием.

    Информация об изображенииБоковой вид и поперечный разрез лодки "Aluminaut"
    Боковой вид и поперечный разрез лодки "Aluminaut"
     
    Незамедлительно предпринятая попытка подъема тогда не удалась — из-за лопнувшего полипропиленового троса бомбу вновь утопили. Лишь со второй попытки дистанционно управляемый подводный робот "CURV", пользуясь нейлоновым тросом, смог поднять бомбу (на этот раз уже с глубины 869 м) на палубу судна "Petrel". Это произошло 7 апреля 1966 г в 8 ч 45 мин утра. Впервые человеку удалось поднять со дна моря столь глубоко упавший предмет, и уникальным (для тех лет!) событием стала публичная демонстрация поднятой бомбы журналистам — никогда ранее ни одна из ядерных держав подобного не допускала.

    В конце того же года лодке "Aluminaut" удалось поднять пять, считавшихся ранее потерянными, океанографических приборов с еще большей глубины — 961 м. А когда в 1968 г из-за халатности обслуживающего персонала "Alvin" (к счастью, без экипажа) затонул, "Aluminaut" выручил и своего незадачливого собрата, подняв его с рекордной глубины 2300 м! Столь успешному подъему способствовало одно обстоятельство: в момент швартовки к судну-матке — неуклюжему катамарану "Lulu" — "Alvin" ушел на дно с открытым люком, через который его и захлестнула волна. Впоследствии экипаж "Aluminaut", пользуясь дистанционной рукой-манипулятором, в ходе уникального, полного напряжения 17-часового погружения именно в проем этого люка смог завести специальную крестовину с тросом, за который "Alvin" (пролежавший на дне без малого год!) был поднят на поверхность. Эта операция могла плачевно закончиться и для экипажа "Aluminaut" — его рубка получила серьезные повреждения при столкновении с рубкой аппарата "Alvin", кроме того, выступающие детали обоих аппаратов намертво переплелись. Три страшных часа подводники боролись за существование, но, в конце концов, они смогли при помощи манипулятора отломить один из собственных кронштейнов с наружными светильниками, который едва не стал причиной трагедии...

    Информация об изображенииПоднятая бомба на палубе судна "Petrel"
    Поднятая бомба на палубе судна "Petrel"
     
    2 сентября 1964 г при спуске аппарата "Aluminaut" на воду было сказано: "Эта подводная лодка откроет людям глубины моря, покрытые мраком неизвестности с момента образования нашей планеты". Но в 1971 г. "алюминиевый Наутилус", совершивший за свою карьеру более 400 погружений во многих морях и океанах земного шара, открывший ряд гигантских подводных месторождений полезных ископаемых, способный погружаться на 4600 м (и достигать более чем 60% поверхности всего океанского дна планеты!), был законсервирован. Чудовищные давления океанских глубин сделали свое дело, и корпус лодки (собранный из алюминиевых цилиндров диаметром 2140 и толщиной 172 мм) стал заметно деформироваться. Все попытки восстановить его неизменно наталкивались на необходимость слишком больших затрат. В 1998 г одна из самых заслуженных подводных лодок мира стала частью Музея науки в шт. Вирджиния, где и поныне "работает" экспонатом под открытым небом, доступным для свободного посещения.

    А ее куда более скромный собрат "Alvin", пережив и год, проведенный на дне Атлантики, и атаку меч-рыбы на глубине 600 м, и три капитальных ремонта, по-прежнему в строю...

    Редакция благодарит National Oceanic & Atmospheric Administration (Национальное океанологическое и атмосферное управление) и Office of Naval Research (Отдел научных исследований ВМС) за предоставленные материалы.


    Понравилась ли вам эта статья?
    +3

    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Учебный поход яхты «Хортица» в Таллинн в 1974 году
    Шитые лодки «водлозерки» народов Севера
    Арктическая кругосветка яхты «Сибирь»
    Как создавалась моторная лодка «ПК-5»
    Жизнь выдающегося кораблестроителя, или Можно ли построить броненосный крейсер с «рыбьим хвостом»
    История первой массовой морской яхты «Л-6»
    Плавание в море на пограничном корабле «ПСКР 205 П»
    Старинные парусники Швеции построенные до 1900 года
    Микаэл Таривердиев: «Композиторы на Черном море»
    Три сообщения от российских яхтсменов-кругосветчиков
    Как катер стал катером: спорт и рекорды доУИМовской поры
    Поход яхт Ассоциации класса «Л-6» в Выборг
    Федор Конюхов: на веслах к Новому Свету
    Немного истории океанских весельных марафонов
    Как катер стал катером: рекорды времен становления водно-моторного спорта

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Научно-исследовательская подводная лодка «Aluminaut»

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Экспедиция парусника «Апостол Андрей» вдоль берегов Аляски
    Федор Конюхов: финиш в Америке с мировым рекордом
    Великой морской столице России исполнилось 300 лет
    Как катер стал катером: две «Синие птицы» сэра Малькольма Кэмпбелла
    Шлюпочный поход по маршруту Новосибирск-Волгоград
    По Байкалу на байдарке с самодельным мотором
    Как катер стал катером: триумф и гибель Дональда Кэмпбелла
    Старинная лодка-верейка Петра Великого
    Как катер стал катером: австралийский вихрь
    Четырехлетняя кругосветка Евгения Гвоздева близится к завершению
    Два перехода через Атлантический океан команды Федора Конюхова
    Кругосветная экспедиция катамарана «Благовест»
    Один день с шерифом Тодом Бейкером
    Завершена вторая кругосветка Евгения Гвоздева
    Из Москвы в Петербург на водном мотоцикле фирмы «Корсар»


    Ссылка на эту статью в различных форматах
    HTMLTextBB Code

    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 31 + 42 =

           



    Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта
    Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
    Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
    Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
    Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
    Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
    Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
    Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории