В 1987 г. в Государственном морском историческом музее, находящемся в Стокгольме, был выставлен новый экспонат — богато украшенная декоративной резьбой и художественной росписью старинная шлюпка, захваченная шведскими войсками в победном для них сражении при Нарве (19-20 ноября 1700 г. — в самом начале Северной войны). Шлюпка (или иначе бот) была якобы построена самим Петром I в 1697 г. в Саардаме, где он недолгое время обучался кораблестроению. Однако достоверно известно только то, что это небольшое суденышко действительно находилось среди прочих трофеев Нарвского сражения.
Весной 1701 г. наиболее ценные из трофеев (общим числом 261) были отправлены морем из Ревеля (Таллина) в Стокгольм, где их поместили на хранение в Главный арсенал. Среди этих трофеев, в общем-то вполне ординарных для сухопутной армии, оказался и один не совсем обычный — морская шлюпка, неизвестно как и зачем оказавшаяся в лагере русских войск под Нарвой.
Первое документальное упоминание о ней относится к 1703 г., когда в списках трофеев, находившихся в арсенале, появилась запись: "Шлюпка без принадлежностей, 1". Аналогичная запись повторилась и в инвентарных списках 1713 и 1734 гг., причем первоначально без какой-либо привязки шлюпки к имени Петра I. Однако в 1768 г. в Швеции вышла книга, в которой говорилось, что "бот построен царем Петром в Амстердаме, а затем был захвачен шведским кораблем". Неизвестно, на чем было основано это высказывание, особенно его последняя часть, явно абсурдная, но, видимо, под его влиянием, в 1803 г., когда Главный арсенал объединили с Королевским арсеналом, в инвентарной книге появилась запись: "Бот царя Петра. Построен в Саардаме". А поскольку русский царь побывал в Саардаме в 1697 г., то именно этот год и был принят за дату изготовления ботика. Таким образом, только спустя сто лет безымянная шлюпка стала называться "Ботом царя Петра" и носит это условное название по настоящее время.
Но могла ли она действительно принадлежать русскому царю и была ли построена им? К сожалению, пока на эти вопросы утвердительно ответить невозможно.
Необычно плавные линии обводов, особо прочный дубовый корпус с металлическими креплениями (болтами и гвоздями), довольно сложная декоративная отделка, включавшая великолепную деревянную резьбу с дорогой позолотой, элементы изящной художественной росписи и многоцветную окраску, косвенно указывают на то, что "бот царя Петра" не был обычной корабельной или прогулочной шлюпкой, а специально построен для какого-то очень важного лица. Поскольку ботик оказался в лагере русских войск под Нарвой, то он вполне мог принадлежать именно Петру I. Вряд ли кто-либо из русских генералов, не говоря уже о более младших офицерах, стал бы возить с собой, причем без всякой видимой надобности, довольно громоздкую и тяжелую морскую шлюпку. Ведь для этого приходилось использовать лошадей и повозку, столь необходимые в походе сухопутной армии для других целей, тем более, что происходило это в условиях осенней распутицы. Действительно, такое мог себе позволить, пожалуй, только сам царь. Возможно, он даже использовал ботик для разъездов по реке Нарове и собирался после взятия Нарвы торжественно выйти на нем в море. Отсутствие предметов обычного шлюпочного снаряжения говорит о том, что судно использовалось, а не находилось в бездействии где-нибудь в обозе; утеряны же они были, по-видимому, в суматохе отступления, в противном случае шведы обязательно бы их взяли вместе со шлюпкой.
Но все это лишь предположения и не более, так как нет документального подтверждения тому, что в обозе русской армии, следовавшем к Нарве, были какие-либо небольшие суда, принадлежавшие Петру I.
Еще менее состоятельна версия о том, что бот построен им лично, поскольку известно, что во время пребывания в Голландии он никакой шлюпки не строил. В Саардаме, где он пробыл всего неделю, у него на это просто не было времени, а в Амстердаме участвовал в постройке фрегата "Св. апостолы Петр и Павел". Учтем и то, что Петр I приехал сюда учиться строить корабли, а не шлюпки, которые он уже делал у себя дома под руководством, кстати сказать, тех же голландцев, давно живших или вновь приглашенных в Россию.
Правда, находясь в Саардаме, Петр I купил у Вильгельма Гармензоона за 40 гульденов гребную лодку, а у Дирка Стоффелсоона за 425 (по другим данным — за 450) гульденов парусный буер. Лодку он использовал для разъездов по реке Заан и каналам, а буер — для морских прогулок в заливе Эй. Известно, что еще одно небольшое судно царь приобрел, уже будучи в Англии. Об этом свидетельствует сохранившаяся запись от 18 апреля 1698 г.: "Заплочено в Лондоне за судно, за малую яхту, что куплено на великого государя, а зделана вся из кипарисного дерева, у англичанина Ивана Калсуна 150 гиней золотых аглинских".
Однако ни одним из этих трех судов "бот царя Петра" быть не может. У Гармензоона была куплена обычная речная лодка, парусный буер значительно отличается от "бота царя Петра", английское же судно было сделано из кипарисового дерева, а не из дуба. И еще один немаловажный факт: сохранился полный перечень того, что вывезло Великое посольство в Россию из Голландии и Англии, но в росписи вещам, которые были куплены "про его великого государя обиход", никакой шлюпки или бота не значится.
Если все же допустить, что "бот царя Петра", или иначе — "нарвский ботик" (второе название кажется более верным), действительно принадлежал Петру I, то, вероятнее всего, он был построен в России где-то на рубеже 80-90-х гг. XVII в. в числе небольших "потешных" судов, строившихся для юного царя в подмосковном дворцовом селе Преображенское, на берегу Яузы. А строителями и декораторами ботика могли быть голландские корабельные мастера и ремесленники. Общеизвестно, что первыми учителями и наставниками Петра I в морском деле и судостроении были именно голландцы. Да и по устройству, и по декору (например, по тому, как нарисованы на бортах волны), и по основным размерам (в амстердамских футах) этот бот больше всего соответствует именно голландскому типу небольших парадно-выездных судов тех времен.
Что же собой представляет "бот царя Петра"? Сама конструкция корпуса мало чем отличается от обычной шлюпочной. Пять нижних поясьев наружной обшивки соединены вгладь (встык), а два верхних — внакрой, кромка на кромку. Внутренняя обшивка отсутствует, лишь под привальным брусом проходит продольная планка (по-старинному — сак-подушка), соединяющая топтимберсы. Форштевень имеет значительный выгиб наружу и обит железной полосой, над которой выступают конусообразные шляпки гвоздей. Ахтерштевень — прямой, с небольшим наклоном наружу; на нем сохранились металлические петли для навешивания руля, но самого руля нет.
В плане носовая часть имеет округлую, овальную форму, носовые обводы довольно полные; корма же относительно неширокая и имеет узкий наклонный транец. Два верхних пояса бортовой обшивки выходят за транец и соединяются между собой поперечной планкой, к которой, видимо, раньше крепился особый щит — картуш, с вырезанным на нем гербом или вензелем владельца судна. К сожалению, верхняя часть планки сколота, поэтому отсутствует и картуш, который мог бы указать на принадлежность судна какому-то конкретному лицу или хотя бы стране. Подводная часть ботика имеет хорошо обтекаемые обводы и развитый киль, свидетельствующий, что это именно морская шлюпка, а не речная лодка.
Внутри шлюпки расположены четыре поперечные и две продольные банки и отдельное сиденье в корме для рулевого. Банки уложены на подлегарсы и скреплены с бортами железными кницами. Под кормовыми продольными банками устроены рундуки. Вдоль кромок поперечных банок сделаны небольшие выемки, на которые укладывались дополнительные продольные банки (или доски настила), две из которых сохранились. Небольшая постоянная палуба имелась только в носовой части судна.
Сохранились следы уключин, два — на левом и три — на правом борту. Уключины были сделаны в виде вбитых попарно в планширь дубовых штырей, так называемых "кочетов". Поскольку весла утеряны, невозможно установить их точные размеры и форму, но вряд ли они чем-то отличались от обычных шлюпочных.
Ботик мог ходить и под парусами, на что указывает наличие степса в виде квадратного углубления в кильсоне. Можно предположить, что ботик имел оснастку гафельным шлюпом, состоящую из четырехугольного грота и одного-двух носовых парусов.
Довольно хорошо сохранились следы прежней окраски и фрагменты резьбы.
Внутри ботик почти полностью был выкрашен в красный цвет, снаружи, за исключением ширстрека, в коричневый. На уровне ватерлинии белой краской нарисованы бегущие волны, регели же окрашены в серо-голубой цвет. На расположенной под планширем планке с внутренней стороны в прямоугольных рамках помещены рисунки по морским мотивам, написанные маслом в нежных сероголубых тонах. Сюжет их везде одинаков: море и плывущие по нему корабли с раздутыми ветром парусами, но форма — различная. Снаружи, по ширстреку между регелями проходит полоса позолоченного резного орнамента из листьев и завитков аканта. А на носу и корме располагались фигурки наяд — русалок. Однако большая часть декоративной резьбы сейчас утрачена (особенно пострадали фигурки наяд), но очертания отсутствующих частей легко угадываются по сохранившимся фрагментам и по следам их крепления на бортах.
В целом "бот царя Петра" сохранился, несмотря на свой весьма почтенный возраст (ему уже более трехсот лет!), довольно хорошо.
Основные размерения ботика таковы: длина наибольшая — 5.02 м, между перпендикулярами — 4.84 м; ширина по миделю — 1.47 м; высота по миделю — 0.76 м, наибольшая высота (форштевня) — 1.23 м.
В Королевском арсенале "бот царя Петра" находился до 1866 г., когда из-за отсутствия подходящего для его хранения места был перевезен на территорию Стокгольмской военно-морской базы. В 1922 г. его возвратили в Королевский арсенал, а в 1986 г. передали во "временное пользование" Государственному морскому историческому музею. Весной следующего года, спустя 287 лет почти полного забвения, "бот царя Петра" был, наконец, выставлен на всеобщее обозрение в одном из залов музея, став на некоторое время одним из наиболее интересных экспонатов. Если даже эта старинная шлюпка и не принадлежала Петру I, то в любом случае она имеет самое непосредственное отношение к его эпохе и является уникальным памятником судостроения конца XVII в., а поэтому представляет большую историческую и музейную ценность. В течение более десяти лет ботик могли осматривать как жители Стокгольма, так и многочисленные гости шведской столицы, в том числе российские моряки и туристы. Но, к сожалению, после очередной перестройки экспозиции музей возвратил ботик в Королевский арсенал, где он в настоящее время и находится в одном из запасных хранилищ, куда вход посетителям воспрещен.
В заключение отметим, что в России сохраняются три небольших судна, принадлежность которых Петру I не вызывает сомнения. Это ботик "Св. Николай", больше известный как "Дедушка русского флота", бот "Фортуна" — единственное сохранившееся до наших дней судно Переславской "Потешной флотилии", и лодка-верейка, построенная в 1704 г. ("КиЯ" №185). Лишь немногие музеи мира располагают подобными экспонатами.
Использованы материалы, любезно предоставленные администрацией Государственного морского исторического музея (SSHM) и Королевским арсеналом (Стокгольм, Швеция), а также работа Nordinder G. "Tsar Peters bat // Batmodeller och museibatar. Sjcihistorisk Arsbok 1990-1991. Stockholm, 1990.